Новость о том, что туристический поток из России за границу значительно сократился, взволновала общество. Как будет развиваться этот бизнес в таких условиях, какой отдых будут предлагать туристические компании клиентам? Прогнозы экспертов отрасли туризма, мнения специалистов турбизнеса, комментарии руководителей и сотрудников туристических компаний читайте в материале Infopro54.
Туристический поток из России за границу сократился в разы. По многим направлениям, как заявляют федеральные СМИ, более чем на 50 %. Страны, получающие от наших туристов большую долю своего дохода, не желают прощаться с прибылью и пытаются найти выход. Так, Египет сообщил о намерении перейти на национальные валюты в расчётах с Россией.
«Центробанки РФ и Египта в ближайшее время могут приступить к обсуждению вопроса о переходе к расчётам в нацвалютах. Об этом заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев по итогам переговоров на высшем уровне в Каире», — пишет 10 февраля Минэкономразвития.
Турция, как известно, тоже предлагает различные варианты, чтобы не терять наших туристов. Некоторые же иностранные авиакомпании просто сокращают рейсы в Россию.
В Новосибирске ситуацию на туристическом рынке эксперты не считают критической, хотя поток туристов за границу снизился — на сегодняшний день примерно на 40 %.
Наталья Куцевол, председатель правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири (РОСТ), происходящее в туристической отрасли комментирует следующим образом:
— Произошла ситуация, которая просто отражает реалии времени, не один турбизнес сейчас в таком состоянии, вопрос в том — какие действия предпринимаются для того, чтобы соразмерить деловую ситуацию конкретной фирмы с имеющимся спросом на зарубежный, выездной туризм?
Сейчас уже выставлены скорректированные программы на лето, их, конечно, мало по сравнению с прошлыми годами. Мы знаем и предупреждаем туристов о том, что поездки, запланированные на дальние даты, могут корректироваться по ходу сезона, и это уже никого не удивляет, это нормально.
Цены на путёвки расти не будут, они уже закреплены в долларах и в евро, но так как мы ведём расчёты в рублях, в дальнейшем колебания цен, монолитность стоимости путёвок будет зависеть от курса. Ведь есть моменты, когда цена на 2 рубля повышается, позже — снижается на те же 2 рубля. Всё зависит от конкретного дня, люди это понимают и знают. Было страшно и непривычно работать в ноябре, но сейчас уже привыкли к таким изменениям.
Для того чтобы в кризисной ситуации не потерять бизнес, компании пытаются оптимизировать работу, ведут себя по-другому с клиентам. Если раньше тратили много сил на поиск новых клиентов, на рекламу, то сегодня больше внимания уделяет постоянным. Сегодня руководство туркомпаний активно анализирует многие моменты. Можно сказать, что такие времена приводят бизнес в состояние работоспособности.
Наталья Куцевол отмечает, что несмотря на то, что на 50—60 % сократилось количество программ выездного туризма, придёт перераспределение, начнёт развиваться внутренний туризм — в этих направлениях ведётся активная работа.
— Сегодня в Сочи, в Крым билеты в открытых продажах. Люди очень хорошо отзываются об этих курортах, говорят, что это достойный продукт, но проблема в том, что у нас не очень принято путешествовать с помощью туристических компаний, так как есть мнение, что турфирмы накручивают. Это не так.
Пока ещё резкого всплеска спроса на внутренний туризм не наблюдается, но об этом и говорить рано, так как после новогодних праздников всегда не сезон. Народ копит деньги на майские праздники.
Я думаю, что в данной ситуации между внутренним туризмом и внешним будет распределение — 50 на 50. Ведь, например, как ни старайся, иногда внутренний туризм не может заменить отдых в тёплых странах: в те же майские праздники в России нет ни моря, ни летнего солнца.
В этом году ежедневно меняется ситуация и очень замедляется бронирование путёвок, хотя сейчас очень лояльные системы оплаты, туристам предлагаются альтернативные варианты.
Светлана Фоменко, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО), подчёркивает, что примерно на 40 %, по данным НАТО, сократился поток туристов за границу из Новосибирска, но, как и Наталья Куцевол, Светлана отмечает гибкость туристического бизнеса и говорит, что дальнейшее положение дел зависит только от направления спроса:
— Поток действительно сократился, по нашим данным ориентировочно на 40 %, я думаю, что эта тенденция к сокращению сохранится, по сравнению с прошлым годом будет идти спад. Тенденции закрытия крупных фирм нет: кто спланировал свою работу, тот и работает. А вот количество турагентств должно сократиться в любом случае: процентов 20 в скором времени уйдёт с рынка, многие переориентируются на внутренний туризм — Сочи, Крым, Алтай. Эти направления сегодня развиваются, есть хорошие предложения, но бронирование только начинается, и к майским праздникам можно будет сказать, как по этим направлением обстоят дела.
Внутренний туризм будет развиваться, но Крым и Сочи всё-таки не могут так конкурировать с тёплыми странами, так как в Сибири уже многие привыкли из года в год выезжать в солнечные страны, и многие пока не готовы отказать себе в отдыхе за границей, поэтому полной переориентировки не произойдёт. Сегодня, если посмотреть данные, то на Прагу, например, сокращение турпотока идёт около 40 %, но тем не менее люди не отказываются от Вьетнама, Таиланда. Туризм очень гибкий и будет предлагать то, что интересно людям.
В туристической компании «Глобус-тур» Юлия Плюснина, руководитель одного из отделов по работе с прямыми клиентами, рассказала Infopro54 о том, как сокращение турпотока за границу сказалось на работе компании:
— У нас на 30—35 % сократился спрос на туры за границу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но заявки по-прежнему есть, продажи идут, традиционно спрос остаётся на Юго-Восточную Азию (Таиланд, Вьетнам), так как по многим направлениям сняли прямые рейсы, а в эти страны сохранили плотную программу.
Конечно, произошло подорожание путёвок: в том году средний чек на горящий тур был порядка 22—24 тысяч, а в этом — минимальный 34—35 тысяч рублей.
На уровень прошлого года по продажам мы, конечно, пока не вышли, какие будут ожидания по брони на летний период говорить сложно, но традиционно спрашивают Турцию, Испанию, экскурсионную Европу, так как сейчас маленькая разница между долларом и евро в курсе, такого давно не было, поэтому за эти же деньги люди предпочитают ехать в европейские страны (на летний период, по крайней мере).
Несмотря на то, что потерялась доля выездного потока, она переориентировалась на внутренний туризм. У нас много предложений по этим направлениям — Петербург, Золотое кольцо, Сочи. Продажи по этим направлениям действительно есть хорошие.
В представленном ниже графике, опубликованном на сайте Ростуризма, видно, какие страны были самыми популярными по количеству направлений с целью туризма в прошлом году (за первый период 2014 года):
Виктор Данн, генеральный директор туристической компании «Олимпия-Райзен-Сибирь», масштабно и фундаментально рассуждает о турбизнесе в России и в Новосибирске, даёт не только исключительно положительную оценку состояния отрасли туризма, но и возлагает на неё большие надежды, называя туристическое дело локомотивом в развитии экономики страны, замечая, что власть должна обратить внимание на эту отрасль. Только с другой стороны. С внутренней, так сказать:
—То, что произошло сейчас, — это результат необдуманной политики: мы жили в долг, увеличивая государственные расходы на различные мероприятия, на создание достаточно хороших условий, зарабатывая просто имидж. Государство мало думало о том, что нужно давать людям не только рыбу, но и удочку, нужно заставлять думать о стране, о её развитии. Этот кризис является куда более глубоким, чем в 2008 году, но он дал шанс, заставил задуматься, что происходит, переосмыслить и понять то, что проблема и счастье России заключается в её богатстве ресурсами. Мы же слишком ленивы, а в результате просто собираем всё, что лежит на поверхности, не углубляясь. Ну что ж… а теперь будем выкарабкиваться вместе.
Сегодня как нельзя лучше может показать себя отрасль туризма. Туризм может стать локомотивом развития территории, но он должен быть внутренним на территории регионов, на территории страны.
Вот, например, Новосибирск: 240 тысяч иностранцев задержались в 2013 году в этом городе, если посчитать и 240 тысяч умножить хотя бы на два дня, которые они здесь пробыли, на 300 долларов, которые они здесь оставили, то выходит — 10 миллиардов рублей прибыли получила территория! Стоит только подумать…
У нас всё есть для того, чтобы развиваться в этом направлении. Инфраструктура с точки зрения приёма уже сформирована — великолепные гостиницы, у которых разный уровень, разная ценовая политика, у нас развита транспортная система, есть молодые люди с хорошими знаниями иностранных языков. В общем, есть всё, но нет главного — понимания одного: чтобы получить что-то, то нужно сначала вложиться.
Один рубль инвестиций в туризме даёт от 6 до 10 рублей прибыли. Но почему-то денег для развития продвижения территории у нас нет! А нет развития — нет денег. И наоборот.
Территорию должна развивать власть. Бизнес при этом должен создавать продукт. Союз бизнеса и власти должен сделать всё, чтобы привлечь туристов, которые принесут инвестиции не только на уровне проживания, питания, но и на уровне международной дипломатии.
Наша туристическая компания заметила нынешнюю тенденцию туристического рынка и быстро отреагировали на это. Мы активно занимаемся развитием внутреннего туризма. А тот, кто не понимает, о чём сегодня говорит рынок, уйдёт. У нас порядка 700 турагентств. Это ненормальное явление. Туризмом занимаются все кому не лень, это превратилось в какую-то анархию, которая мешает развитию турбизнеса, турэкономики, мешает крупным фирмам.
Кризис просто поможет очистить этот рынок. Туризм будет жить, но думая, что делать дальше. Мы потеряли на выездном, приобретём на въездом.
Я готов говорить, что единственная отрасль, которая развивается динамично, — это туризм.
Как мы видим, специалистов сокращение туристического потока совсем не пугает. Эксперты подчёркивают, что такая экономическая ситуация способна расставит всё по своим местам. Отмечая уменьшение спроса туров за границу, операторы рассчитывают на развитие внутреннего туризма и укрепление с помощью него экономики страны.
Фото: Ростислав Нетисов,depositphotos.com.
Валерия Куц
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется