Повышение НДС приведёт к всплеску инфляции и ухудшит положение ритейлеров

По мнению экспертов, от повышения НДС выиграют экспортёры, имеющие возможность возместить эти расходы.

С 2017 года рынок розничной торговли демонстрирует растущую динамику, однако планируемое повышение ставки НДС до 20% может негативно сказаться на бизнесе ритейлеров.

— Общий эффект на экономику будет несущественно негативным, так или иначе. Стоит ожидать всплеска инфляции, так как НДС — проинфляционный налог. Из-за повышения НДС увеличится общий уровень цен — примерно на 1-1,5 п. п., рано или поздно он распространится на все отрасли. Однако в среднесрочной и краткосрочной перспективе влияние будет различаться, — отметил аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин на конференции «Российский ритейл: чемпионат, налоги и сделки M&A.

По мнению эксперта, от повышения НДС выиграют экспортёры, имеющие возможность возместить эти расходы, однако пострадают импортёры — компании обрабатывающего сектора, закупающие дорогостоящую продукцию. При этом эффективная ставка НДС повышена на существенно меньшую величину, чем об этом сообщают СМИ. «Дело в том, что неизменной остаётся льготная ставка 0 % и 10 % на ряд товаров, которые составляют до 60% корзины потребления домохозяйств, — комментирует Тимур Нигматуллин. — Кроме того, будет отменено повышение страховых взносов на 2 п. п. и ещё ряд повышений по страховым тарифам и налогов».

Помимо повышения НДС, Минэкономразвития анонсировало введение пошлин на импорт товаров из США и прорабатывает вопрос о необходимости введения пошлины на зарубежные интернет-покупки.

— По мнению чиновников, эта мера добавит в бюджет 25 млрд рублей в год. На мой взгляд, снижение порога беспошлинного ввоза принесёт прямые убытки бюджету до нескольких млрд рублей в год из-за опережающего роста расходов на администрирование, — опасается эксперт.

Тимур Нигматуллин утверждает, что на российском рынке продуктовой розницы самыми перспективными являются бумаги «Ленты».

— Компанией руководит опытный и хорошо замотивированный менеджмент, гипермаркеты и супермаркеты больше выигрывают в условиях улучшения экономической конъюнктуры на фоне более широкого ассортимента и высокого качества сервиса. На горизонте года вполне можем увидеть хороший рост. Однако у компании есть свои специфические риски — акционер TPG Capital. Сложно сказать, как это скажется на бизнесе с учётом геополитической ситуации. Лучше не держать большую долю в портфеле, — отметил он.

Эксперт отметил, что до недавних пор «X5 Retail Group» был очень сильным игроком, ключевой менеджмент компании недостаточно замотивирован опционными программами и/или прямым владением акций.

— Это очень серьёзная ошибка на таком сложном и высококонкурентном рынке, как FMCG. В итоге менеджмент перешёл или скоро перейдёт к конкурентам. График, который рисуют бумаги на Московской бирже, — закономерное следствие перечисленного. На горизонте года я бы не ждал особых изменений в бизнесе, сохранится влияние решений старого менеджмента, — утверждает аналитик.

По его словам, стратегические ошибки совершил и менеджмент «Дикси».

— По ряду причин ритейлер так и не смог найти баланс между наценкой, ассортиментом и оборачиваемостью. Это негативно сказалось на рентабельности капитала. Но вместо решения проблемы компания продолжала неадекватно агрессивную экспансию. Впоследствии пришлось закрывать магазины и уходить с рынка, — объясняет Тимур Нигматуллин.

Фото: пресс-служба банка

tkrasnova

Recent Posts