Правила проведения техосмотра ужесточаются

— Большинство техосмотров автотранспортных средств сегодня проводится без технического диагностирования. Не редки ситуации, когда оператора техосмотра нет в реестре Российского союза автостраховщиков (РСА), а диагностические карты от него продолжают продаваться, — констатировал на совещании по вопросам технического осмотра транспортных средств руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Сибирском федеральном округе Сергей Мороз.

По данным РСА, на 1.11.2018 на территории Новосибирской области было аккредитовано 75 операторов и 82 пункта техосмотра. У 9 операторов 10 пунктов действие аттестата приостановлено, у 27 операторов 27 пунктов аттестат аннулирован. При этом участники совещания рассказали InfoPro54, что на некоторых станциях города в этом году количество техосмотров выросло в два раза. Что, по их словам, в принципе невозможно.

— В этом году к ответственности привлечено 22 юрлица из числа операторов техосмотра. В прошлом году их было 65. Но сокращение количества выявленных нарушителей — следствие сокращения личного состава ГИБДД. 90% водителей региона по-прежнему не проходят техосмотр, а на станциях эксперты даже не знают, как подходить к машине, где включается оборудование, как пользоваться приборами диагностирования, — перечислил представитель областного ГИБДД.

Мороз констатировал, что с 2016 года во всех регионах округа идет активный прирост участников рынка, и это при том, что операторы заявляют — цена техосмотра не соответствует реальности и не позволяет развивать станции техосмотра как бизнес. По мнению экспертов РСА, это свидетельствует о мошеннических схемах, которые процветают на рынке техосмотра, когда операторы продают свои пароли и проводят десятки диагностик в день, не имея для этого ни адаптированной под такой поток станции, ни необходимого оборудования, ни квалифицированных экспертов.

— Мы понимаем, что в действующем законе есть перегибы по требованиям к экспертам, что их не хватает, но вы начинаете подделывать документы. Хотя это очень просто выявляется через базу ГИБДД, — обратился Мороз к участникам рынка. — Очень большие несоответствия выявляются в ходе выездных проверок. В книгах учета записан осмотр 2-3 авто в сутки, а по системе — что оператор в день выдает 60-65 диагностических карт. Вы же сами продаете свои пароли, а потом говорите, что на этом рынке нет бизнеса, что вы несете убытки! Зачем?!

Нередки ситуации, когда диагностические карты оператора с подписями его экспертов продаются в разных городах РФ, за тысячи километров от пункта регистрации. К основным нарушениям эксперты РСА также относят нарушение порядка заполнения, учета и хранения диагностических карт. На рынке продажи карт активно работают страховые агенты, которые предлагают их в комплекте со страховым полисом.

При этом представитель РСА признал, что на рынке техосмотра существуют проблемы, сдерживающие его развитие. В частности, Единая система техосмотра транспортных средств не отвечает необходимым техническим требованиям. После вступления в силу нового 170-ФЗ, передача диагностической карты будет подтверждаться квалифицированной электронной подписью. По мнению разработчиков, это снимет проблему продажи паролей. Но поправками в закон ужесточается ответственность операторов за проведение техосмотра.

— Это будет административный штраф за нарушение порядка ведения реестра — до 200 тысяч рублей на юрлицо, штраф или дисквалификация экспертов на срок до 3 лет, уголовная ответственность за техосмотр без аккредитации, — перечислил Сергей Мороз.

Всем участникам рынка придется заново пройти аккредитацию и доказать, что они могут пропустить через свой пункт заявленное количество автомобилей в сутки. При наличии жалоб на проведение техосмотра выездные проверки будут проводить сотрудники ГИБДД. Диагностические карты планируется перевести в электронный вид, и они будут содержать всю необходимую информацию, вплоть до фотофиксации техосмотра.

Серьезной проблемой, по мнению участников рынка, сегодня является стоимость техосмотра. По словам Мороза, уже принято решение о пересмотре формулы расчета стоимости. Это должен сделать ФАС. На региональном уровне он рекомендовал операторам техосмотра объединиться, собрать документы, обосновывающие затраты, и представить их на рассмотрение правительства области.

— В Новосибирске, к примеру, диагностика легкового автомобиля сегодня стоит 435 рублей. Это очень мало. Но система расчета тарифа до такой степени забюрократизирована 170-ФЗ, что уже около 5 лет никто из участников рынка не предоставлял в комитет по ценам никаких документов, — рассказал InfoPro54 руководитель Союза «Автоэксперт» Виктор Лихачев. — Если говорить навскидку, то стоимость техосмотра легкового автомобиля в регионе должна составлять минимум 600 рублей.

Впрочем, несмотря на все перечисленные сложности работы на рынке, а также корректировки в законодательстве, в РСА фиксируют резкий рост количества регистраций участников рынка с первого полугодия 2018 года.

— По нашим оценкам, это происходит потому, что все понимают: возможностей для торговли диагностическими картами становится меньше, скоро выйдет новый закон о техосмотре, который заставит граждан реально на него приезжать. Закон предполагает введение административного штрафа за управление транспортным средством без диагностической карты, — говорит Сергей Мороз. — Мы считаем, что после его вступления в силу рост количества операторов техосмотра должен остановиться. Уйдут те компании, которые пришел на рынок, чтобы заработать мошенническим путем, а все нарушения можно будет выявить еще на этапе аккредитации.

Ожидается, что поправки в 170-ФЗ будут приняты до конца 2018 года, а вступят в силу в 2020 году. В течение года планируется разработка и принятие подзаконных актов, прописывающих все этапы техосмотра. Кроме того, это время дается участникам рынка на подготовку к работе в новых условиях, на прохождение аккредитации.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts