Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Вторая половина XIX века в Российской империи была ознаменована временем, когда предпринимательство стало играть существенную роль в экономической жизни государства. В 1861 году манифестом Александра II было отменено крепостное право. Вслед за этим последовали другие реформы, которые стали причиной успеха представителей сословий, ранее ограниченных в праве ведения предпринимательской деятельности. Именно поэтому второю половину XIX столетия в России иногда называют «золотым веком предпринимательства». Несомненно, предпринимательская деятельность в дореволюционной России во многом отличается от современной. Однако, данная тема не потеряла свою актуальность и до сих пор является объектом исследований многих современных специалистов в сфере бизнеса. Ведь еще на начальной стадии развития данной деятельности российские предприниматели пользовались приёмами, которые и по сей день являются основами маркетинга.
Ознакомившись с данной темой мне удалось обозначить следующую цель и задачи работы:
Цель: изучить предпринимательскую деятельность династии Абрикосовых
Задачи:
Родоначальником одной из самых успешных предпринимательских семей дореволюционной России является Степан Николаевич Абрикосов. Он начал свой путь, будучи обычным крепостным. Семья Степана поставляла различные сладости ко двору Анны Петровны Левашовой, помещицы села Троицкого. В 1804 году 64-летний Степан сумел скопить нужную сумму для отпущения на оброк. Получив вольную, он с семьёй переехал из села Троицкого в Москву. Там он продолжил заниматься тем, что уже хорошо умеет. Семья Абрикосовых во главе со Степаном начала обслуживать званые вечера, свадьбы и другие купеческие торжества. Особенно закупщикам Степана полюбились абрикосовая пастила и варенье, откуда и появилось сначала прозвище, а затем и официальная фамилия Абрикосов. Вскоре, когда кондитерские изделия семьи приобрели достаточную популярность, Степан открыл бакалейную лавку со сладостями и записался в купцы Семеновской слободы.
В 1820 году основатель кондитерской династии Степан Николаевич умирает, а продолжение семейного дела переходит к его сыновьям Ивану и Василию. Вскоре, старший сын Иван открывает кондитерскую мастерскую.
Поначалу Иван Абрикосов расширил торговлю и имел неплохой по тем временам капитал 8000 рублей. Но темпы, заданные отцом, ему поддерживать не удалось. Иван влез в долги, не смог вовремя расплатиться, и дело оказалось на грани банкротства [2].
Казалось, что известный семейный бизнес уже перестал существовать и дело семьи Абрикосовых было закончено, но к тому моменту подрос внук Степана — Алексей. Он был способным молодым человеком и ещё в юности поставил перед собой задачу: всеми способами спасти семейную кондитерскую и превратить ее в процветающий бизнес. В 14 лет он принял решение уйти из коммерческого училища и начал подрабатывать в кондитерской фирме немца Гофмана, главного поставщика сахара и орехов для Абрикосовых. Уже через полгода Алексей хорошо знал немецкий язык, а спустя четыре года занял кабинет бухгалтера. За это время Абрикосов успел набраться передового европейского опыта, основанного на идее механизации производства, а также обучился маркетингу. В 25 лет Алексей женился на дочке Александра Мусатова, крупного московского парфюмера. Приданное размером в пять тысяч рублей Абрикосов сразу же пустил в развитие кондитерского предприятия.
Зарегистрировав в 1847 году товарищество «А. И. Абрикосов» и тремя годами позже унаследовав семейное дело, новый глава фирмы в первую очередь оснастил фабрику новейшей зарубежной техникой, привлек наемных рабочих и создал собственное упаковочное производство [6].
Когда Алексей Иванович понял, что ему удалось вернуть былой успех семейного дела, он решил приложить усилия для еще большей популяризации кондитерского бизнеса. Ему удалось провести неслыханную по масштабам и креативу в империи рекламную кампанию. Большая часть расходного бюджета была выделена на продвижение товара на рынке и упаковку продукции. Фантики и коробки для конфет и других сладостей стали объектом коллекционирования у жителей Москвы. Этому способствовало то, что их стали рисовать известные российские художники, а один из них, Федор Шемякин, возглавлял цех упаковки.
Искусствовед Илья Шнейдер писал: «Если вы покупали коробку конфет в кондитерской Абрикосова, то, помимо обязательного приложения к ее содержимому в виде засахаренного кусочка ананаса и плиточки шоколада «миньон», завернутой в серебряную фольгу, в коробочке лежала еще небольшая толстенькая плитка шоколада в обертке из золотой бумаги с наклеенной на нее миниатюрной фотографией Шаляпина или Лины Кавальери».
В годы правления императора Александра II А.И. Абрикосов стал купцом первой гильдии и получил звание почетного гражданина. К тому времени на него трудилось 120 рабочих, выпускавших 30 тысяч пудов сладостей в год. Некогда скромное домашнее предприятие превратилось в настоящую фабрику, расположенную на земельном участке в Сокольниках [6]. Абрикосов стал одним из первых российских предпринимателей, которому удалось освоить и внедрить маркетинговые новации, которыми пользуются и по сей день. К уже существующей печатной рекламе в газетах он добавил наружную рекламу, а также создал красочные буклеты и прейскуранты. Кроме того, он не упустил такую важную деталь, как грамотное определение и сегментирование целевой аудитории. Так, например, обратив внимание на детскую аудиторию, Алексей придумал выпускать конфеты в форме зайчиков и других животных. Впоследствии шоколадный заяц стал некой классикой советского кондитерского искусства. Также, на разноцветных обертках конфет стали печатать короткие стишки и различные познавательные заметки.
Абрикосов придумал выпускать сладости, приуроченные к различным праздникам. Так, новогодние шоколадки его фирмы стали неким прообразом современного «киндер-сюрприза». Это были завернутые в блестящую фольгу новогодние шоколадные фигурки, а в коробки конфет были вложены открытки и бумажные игрушки. Также известно, что на фабрике Абрикосовых впервые произвели и другое известное в наши дни лакомство к чаю – конфеты «Гусиные лапки», которые тогда назывались «утиными носами».
Однажды в московской газете появилось сенсационное сообщение о том, что в одном из абрикосовских фирменных магазинов на работу продавщицами берут только блондинок, тогда как в другом напротив — исключительно брюнеток. В тот день обе торговые точки не смогли вместить толпы желающих проверить, так ли это на самом деле — или очередная газетная «утка». А объемы дневных продаж, понятное дело, побили все мыслимые рекорды [1].
Еще одной частью рекламной кампании бизнеса стала благотворительная деятельность, также редкое явление на рынке того времени. Например, к юбилею Пушкина всем московским гимназистам бесплатно раздавали шоколадки с портретом поэта. В годы Крымской войны Абрикосов делал ежегодные пожертвования госпиталям и ополченцам. На его деньги заново отстроили церковь Ильи Пророка и открыли церковно- приходскую школу. Кроме того, на протяжении всей жизни Алексей Иванович жертвовал в пользу Практической академии коммерческих наук, будто бы извиняясь, что недоучился.
Вел Абрикосов и общественную жизнь – он был одним из учредителей Московского купеческого общества взаимного кредита, а также учредителем и председателем совета Учетного банка. Входил в комитет по оказанию помощи семьям убитых и раненных в Турецкой войне, в совет Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Был также старостой церкви Успения на Покровке. Разумеется, за эти должности он ничего не получал. Наоборот – платил, притом немало.
Наконец, бизнес Абрикосовых стал процветать и был известен уже на всю Российскую империю, а также поставлялся к императорскому двору. В ассортименте фирмы в лучшие времена значилось до 750 наименований, одного шоколада — около сотни видов [5].
Кроме кондитерских сладостей, Абрикосов запустил производство консервированных фруктов. Благодаря уже большой известности фирмы, новая продукция быстро нашла своих покупателей, обогнав по продажам других производителей консервированных фруктов. К концу 1870-х годов Алексей решает, что зависимость бизнеса от сторонних поставщиков фруктов является невыгодной. Тогда он вместе с одним из своих сыновей открывает еще одну производственную фабрику в Крыму. Позже Алексей выкупил чайную компанию братьев Поповых, одну из крупнейших в империи.
Среди особых достижений Алексея Ивановича – первые в России глазированные сырки и машина для производства мармелада, которую он лично изобрел и запатентовал.
«Нехуды павильоны гг. Абрикосова (конфеты и другие кондитерские изделия) и Ланина (фруктовые воды)», – писал критик Владимир Стасов о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года. Чехов писал своей жене из Ялты: «Спасибо за конфекты, только жаль, что они от Флея, а не от Абрикосова».
К концу ХIХ века кондитерская фабрика в столице расширилась до нескольких корпусов, имела продвинутое оборудование и несколько тысяч сотрудников. Кондитерские производства, магазины и оптовые склады имелись уже и во многих других городах Российской империи. В 1899 году по распоряжению Николая II товарищество получило почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества», которое с тех пор всегда указывалось на рекламных плакатах и коробках с продукцией.
Алексей Иванович был очень щедрым и отзывчивым человеком, он всегда уважительно относился к людям. Именно поэтому на своей фабрике он стремился создавать хорошие условия труда и помогал своим рабочим. Абрикосов старался облегчить жизнь и наладить быт сотрудников. Им предоставлялось бесплатное жильё, питание в столовых и возможность приобрести собственную продукцию с большой скидкой. А на различные праздники рабочим и их детям дарили наборы со сладостями. Жена Алексея, Агриппина Александрова, также вкладывала усилия в развитие бизнеса и помогала сотрудникам фабрики. По её инициативе при фабрике были открыты больница, храм и детский сад. Производство Абрикосова никогда не страдало от нехватки рабочих кадров. Для желающих устроиться на фабрику организовывались своего рода «дни открытых дверей», когда любой мог заглянуть в производственный цех и понаблюдать за происходящим. Таким образом, люди могли заранее понимать в каких условиях им предстоит работать и каким правилам следовать.
По воспоминаниям современников, Алексей Иванович был строг, но справедлив: требовал полного соблюдения дисциплины и терпеть не мог пьяниц, зато в отличие от многих других фабрикантов не заставлял трудиться по 14 часов в сутки и платил достойное жалование [3, c. 149].
Абрикосов скончался в 1904 году в Москве, немного не дожив до восьмидесяти. Тогда главное дело его жизни полностью перешло в ведение наследников – Ивана, Николая и Владимира. Позже к ним присоединились еще два брата — Георгий и Алексей. Все вместе они переоформили семейное предприятие в, говоря по-современному, акционерную компанию — торгово- фабричное Товарищество на паях «А.И. Абрикосова Сыновей».
К началу XX века бизнес Абрикосовых стал одним из лидеров кондитерского рынка страны. Если в 1880 году основной капитал товарищества составлял 500 000 рублей, то к 1917 году он вырос в восемь раз. И этой же планке в 4 млн рублей — невиданной для столь «несерьезного» дела, как изготовление конфет! — приблизился и объем производства [4].
Наследники Алексея Ивановича Абрикосова успешно справлялись со своими обязанностями до революционных событий 1917 года. В год крушения Российской империи фабрика Абрикосовых смогла устоять, однако утратила собственное имя. Спустя год она была национализирована, а в 1922 году получила новое название в честь московского большевика и главы Сокольнического райисполкома Петра Бабаева. С тех пор на протяжении нескольких лет на этикетках полюбившихся сладостей писали: «Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева» с уточнением – «быв. Абрикосова», а в наши дни традиции отечественного кондитерского производства продолжает концерн «Бабаевский».
По итогам работы мной была изучена предпринимательская деятельность династии Абрикосовых. Было выявлено несколько факторов успеха кондитерской династии. Началу успеха послужило то, что Степан Абрикосов, получив вольную, не стал отрекаться от той деятельности, которой занимался, будучи крепостным. Он направил свои навыки и умения в нужное русло, положив начало успешному бизнесу. Следующим фактором успеха стал предпринимательский талант Алексея Ивановича, внука Степана Абрикосова. Он успешно внедрял в бизнес маркетинговые новации, вкладывал средства в рекламу товаров, с каждым годом совершенствовал и укрупнял производство. Алексей внёс существенный вклад в развитие предпринимательства в Российской империи. Ему удалось популяризовать благотворительную деятельность, обозначить важность рекламы в бизнесе, а также продемонстрировать, насколько хорошими могут быть условия труда для рабочих на производстве. Кроме того, он впервые создал товары, которые впоследствии стали классикой кондитерского производства и являются популярными по сей день. Алексей Иванович в своей деятельности часто использовал актуальные для современности бизнес-решения. Он обратил внимание на сегментирование целевой аудитории бизнеса, использовал комбинации различных видов рекламы и постоянно пополнял ассортимент товаров уникальными новинками. Кроме того, он использовал популярные в современное время инструменты PR. Например, размещал в прессе провокационные, сенсационные новости о компании для привлечения большого потока покупателей. Таким образом, династия кондитеров Абрикосовых, преодолев путь к успеху длиной в 170 лет, внесла существенный вклад в развитие российского предпринимательства.
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется