НГУЭУ
Каждый день мы совершаем самые разные покупки, тратя на это свои деньги, но то, что мы (потребители/покупатели) теряем, приобретают другие, в данном случае производители. В современном мире все производство носит массовый характер, имеется богатый выбор товаров, что позволяет выбирать наилучший для нас вариант. Из-за высокой конкуренции продавцы должны прилагать колоссальное количество сил и энергии, чтобы продать какие-либо экономические блага и заработать на своем деле. Тема предпринимательства всегда будет актуальна, поскольку связана с поиском неудовлетворенных потребностей общества и возможностью заработать на их удовлетворении. Потребитель готов платить лишь за то, что является для него ценностью. Задачей предпринимателя как раз и является создание этой ценности для потребителя.
Целью моей работы является исследование предприятий самых известных предпринимателей Новосибирской области дореволюционного периода. В моей работе будут рассмотрен период c конца ХIХ века до февральской революции (1880-1917гг.). Для написания эссе были использованы как статьи из современных журналов, так и научная литература.
В современном мире мы все чаще слышим о политике государства по поддержке малого и среднего бизнеса, о льготном налогообложении индивидуальных предпринимателей, об упрощенной системе регистрации своего предприятия. Так кто же этот загадочный предприниматель? В своей книге «Богатый папа, бедный папа» [1] Роберт Кийосаки выделил новую концепцию под название «Квадрант денежного потока» (позже он напишет целую книгу, посвящённую этой теме), позволяющую выделить четыре способа заработка, в зависимости от ценностей, идей, интересов, мышления и склада ума определенного человека. Итак, Р. Кийосаки делит людей на: работников по найму (employee), самозанятых людей и мелких предпринимателей (self-employed), владельцев крупного бизнеса или просто бизнесменов (business owner) и инвесторов (investors). В данном случае нас интересуют предприниматели (самозанятые) и бизнесмены. Подробнее о них. Самозанятые люди — это те, кто владеют собственным бизнесом, имея высокие профессиональные навыки, позволяющие им не зависеть от других, самостоятельно распоряжаться своим временем и доходом. Однако, как отмечает Кийосаки, есть одно большое НО: предприниматель зарабатывает пока много работает, но как только что-то случается, например, отпуск, болезнь или какая-то чрезвычайная ситуация, налаженный бизнес начинает давать сбой, ставя владельца в положение угрозы финансового благополучия. В свою очередь владельцы бизнеса — это те предприниматели, которые имеют более крупный бизнес с большим количеством работающих кадров.
Бизнесмены тратят много сил лишь на первоначальном этапе построения свой компании, а потом нанимают высококвалифицированные кадры, которые помогают предприятию существовать и развиваться, позволяя не просто стабильный доход, а быстрорастущий доход. Таким образом, предприниматель — это человек, способный создать и развить свой стартап, непосредственно участвующий в работе своей компании в роли управленца или топ-менеджера.
Предприниматели существовали и в Средние века, но в несколько отличном от современного виде. Все началось с того, что появились люди, готовые производить определенную вещь, которую захотел бы купить кто-то другой, иногда не только изготавливать продукцию, но и продавать ее в разных деревнях, городах и даже странах, эти люди— купцы, торговцы и ремесленники. С течением времени, действия предпринимателей принимали более профессиональный и цивилизованный характер, появлялись новые формы факторов производства, например, акционерный капитал, создавались акционерные общества и т.д. Усложнялась и выходила на новый уровень торговля, яркий тому пример английская торговая компания с Россией (1554), английская Ост-Индская компания (1600) и т.д. В последствии появляются акционерные банки, владельцы акций (паев) и т.д. Также существует мнение, что пираты тоже относятся к предпринимателям.
«Пиратское судно — это организация, ориентированная на прибыль. Люди, которые на нем собирались, были своего рода акционерами корпорации.
Судно практически в равных долях принадлежало всем членам команды. А свою добычу, или, если угодно, дивиденды, они делили между собой по принципу выплат на основе акций»- именно так говорит профессор Чикагского университета и автор монографии «Невидимый крюк: скрытая экономика пиратства» Питер Лисон1.
Что же касается развития предпринимательства в России? Предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси, в форме торгового промысла. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наиболее бурное развитие предпринимательства приходится на правление Петра I, когда повсеместно создаются мануфактуры, развивается промышленность. Однако следующий виток развития начнется лишь с 1861 года, после отмены крепостного права: начало строительства железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности, привлечение иностранного капитала. В начале ХХ века предпринимательство получило массовых характер.
Очень часто предприниматели активно участвуют в деятельности государства, следят за издаваемыми законами, жертвуют часть своих доходов в благотворительные фонды. В дополнение к вышеуказанному, бизнесмены очень поддерживают и помогают развиваться новым проектам в своей области, спонсируют как частные лица с разными стартапами, так и государственные лица с государственными проектами. Поэтому влияние предпринимателей и бизнесменов на развитие определенной местности колоссально.
Давайте рассмотрим деятельность конкретных предпринимателей. Жителям Барнаула и всем тем, кто хоть раз побывал в этом городе известна фамилия купца Аверина, который построил в 1915 году самый необычный
дом для того времени именно в этой местности. Однако лишь немногие знаю, что Николай Аверин со своим компаньоном Дормидонтом Алейниковым выступили в качестве подрядчиков и сумели проложить 382 версты (почти 350 километров) железнодорожного полотна с 1913 по 1915 годы. Прежде чем мы перейдем к истории соединения Бердска, Новониколаевска (Новосибирска) и Семипалатинска, с веткой от станции Алтайской до Бийска, немного предыстории. Стaнoвление и развитие железнодорожного трaнспoртa в азиатскoй Рoссии в конце XIX – нaчaлe XX вв. являлoсь делoм общегoсударственного масштaбa. Транспорт является одним из главных факторов развития не только Сибири и Алтая, но и Дальнего Востока.
Транспортное соединение позволяло успешно функционировать производству и торговле, а также способствовало разделению и специализации труда, кооперированию отраслей народнохозяйственного комплекса и широкому сотрудничеству и партнерству. Однако стоит отметить, что для железнодорожного строительства характерна высокая капиталоемкость. Так как государство не могло себе позволить таких расходов, привлекались средства частных предпринимателей. В связи с необходимостью создания больших капиталов создавались акционерные общества. В период с 1908 по 1913 годы возникли 23 новых акционерных общества. На территории современного Алтайского края проектировались Алтайская (Нoвоникoлaевск – Бaрнaул – Семипaлaтинск с веткой Aлтайскaя
– Бийск) и Кулундинская (Тaтaрская – Слaвгорoд) линии. Алтайская железная дорога трaссировалась в районе с нaибольшей для Сибири плотностью населения. Климaтические условия и плодородные почвы Алтая гaрaнтировали производство товaрного хлеба (об этом чуть позже). В ноябре 1908 года в Бийске глaсные думы проголосовали за Aлтайскую линию по городам Семипaлaтинск – Барнaул – Новониколaевск с веткой Алтайская – Бийск. В декабре этого же года Барнаульская Городская дума, обсуждая вопрос о необходимости соединения Барнаула с Транссибирской магистралью, признала, что для Барнаула наиболее выгодным является проектируемая инженером Ивановым линия Семипалатинск – Барнаул – Обь, но с соединением этой линии с веткой к Кольчугинским копям. То есть тема соединения Барнаула с Сибирской железнoй дорогoй стала предметом нового обсуждения Барнаульской городской кoмиссии, в состaв которoй вошли гильдейские купцы и предпринимaтели: К. Рябков, М. Страхов, И. Платонов, братья Ворсины, а также глaсные думы: С. Зудилов, А. Полунов, Ф. Козлов, И. Колокольников. Учредителями акционерного общества выступили банки: русские «Учетно-ссудный», «Петербургский международный», Русский для внешней торговли, Торгово-промышленный и Азовско-Донской, и французские «Генеральное общество» и «Лионский кредит». Руководящее положение в правлении акционерного общества Алтайской железной дороги занимал Учетно-ссудный банк, председателем которого являлся Я.И. Утин. В 1912 году был утвержден устав акционерного общества Алтайской железной дороги, стоимость которой оценивалась в 60 млн. руб., из них на строительство моста через Обь отводился 1 млн. 400 тыс. руб. Н.Д.Аверин и Д.Я.Алейников выступили в качестве основных подрядчиков. Строительство пути стартовало в июне 1913 г. и успешное ведение работ открывало перспективу досрочной сдачи линии в эксплуатацию. В 1914 году велось строительство трех основных депо (станции Барнаул, Новониколаевск и Рубцовка); четырех оборотных депо; заложены здания пассажирских вокзалов на крупных станциях (в первую очередь в Барнауле) и других путевых построек на всей трассе линии, велась укладка пути и строительство моста через Обь. Иначе говоря, объем выполненных работ был значительным. Однако из-за начала Первой мировой войны в 1914 году, транспорт оказался в жестких условиях: резко осложнились условия строительства и ввода в эксплуатацию новой железной дороги. Из-за необходимости сокращать расходы в военное время страдали технические параметры железнодорожного пути: отсутствовали выезды на мост через Обь, сократилось количество станционных площадок, уменьшилось строительство путевых зданий, ухудшилось водоснабжение станций, снизилось качество балластировки пути. И тем не менее в 1915 году дорога была уже задействована, поэтому перевозка товаров между европейской и азиатской частями России стала намного дешевле и быстрее. В этом же 1915 году Аверин и Алейников открывают в Барнауле чугунолитейный завод, работающий на нужды государства, то есть на нужды обороны. В 1916 году был получен заказ на поставку 12 тысяч снарядов и 60 тысяч подков. В то время на предприятии было занято 300 рабочих мест, а годовые обороты равнялись 250 тысячам рублей. Успеху купцов способствовала модернизация: вводились паровые двигатели с мощностью 85 лошадиных сил и газовые двигатели с мощностью 83 лошадиных силы. Ко всему прочему, собственники планировали переоборудовать завод после войны, нацеливаясь на сборку сельскохозяйственных машин. Однако в 1917 году завод сгорел.
Как уже было упомянуто выше, климат и плодородные почвы Алтая позволяют гарантировать производство товарного хлеба, поэтому неудивительно, что капиталы многих купцов в начале ХХ века сложились именно в хлебной торговле. Кто-то создавал торгово-промышленное производство, но есть несколько семей, которые смогли совместить хлебное производство с еще каким-то, таких на Алтае называли некоронованными королями — это Винокуровы, Платоновы и Морозовы. Речь пойдет о семье Морозовых и, в особенности, о выдающейся купчихе Елене Григорьевне Морозовой. Алексей Федорович и Елена Григорьевна- крупнейшие предприниматели Бийска, купцы 1-ой гильдии, приехавшие из Владимирской губернии. А.Ф.Морозов занимался торговлей не только с коренными жителями Горного Алтая, но и с Монголией, в особенности потому, что в то время в именно в Бийске сосредотачивалась вся торговля со страной- соседкой. Во второй половине ХIХ века торговал мануфактурными и галантерейными товарами в Бийске, Барнауле, Кузнецке и Змеиногорске, а также держал ренсковый погреб (магазин алкогольных напитков на вынос).
Однако по-настоящему Морозов разбогател в 80-ых годах после того, как начал торговать хлебом, а именно стал одним из крупнейших хлеботорговцев Алтая. У Алексея Федоровича также были и пароходы, и баржи, а под Барнаулом- целая пристань. Все эти факты существенно помогали и способствовали успеху Морозова, например в 1892 году с Алтая вывезли около 480 тысяч пудов хлеба (7862638 килограммов), заработав на этом 397 тысяч рублей, что для того времени неслыханные деньги (т.к. с 1897 года ввели золотой стандарт рубля, то есть 1 рубль= 0,77 грамм золота; к примеру, для понимания, средняя зарплата рабочего того времени равнялась 29 рублям2). Кроме Бийска, Морозов вел активную торговлю в Барнауле, где имел 4 торговых заведения (мануфактурные, галантерейные, парфюмерные и другие товары с общим капиталом на 107 тысяч рублей) и недвижимость на сумму 7,7 тысяч рублей. Однако после смерти супруга в 1984 году за семейный бизнес взялась Елена Григорьевна. Так что же было удивительного в этой женщине? Морозова была абсолютно безграмотной, она не то, что читать не умела, она даже подпись свою на документах поставить не могла.
И тем не менее, у Елены Григорьевны было то, что заменяло ей любые договоры¾ее честное купеческое слово, которое она никогда не нарушала. Если Алексей Федорович работал много и по старинке, то его жена выбрала путь модернизации, предпочитая использовать изобретения научно- технической революции: она оснастила все предприятия новейшим оборудованием, стараясь механизировать и автоматизировать все, что только можно. Морозова не только увеличила свое состояние в несколько раз, но и превратила торговую фирму в крупную торгово-промышленную корпорацию. Были построены кожевенный, маслобойный, пивоваренный заводы, паровая крупчатая мельница и электростанция в Бийске. Также была идея о добыче торфа, однако она так и не была реализована. Личный капитал Елены Григорьевны, состоявший из недвижимого и движимого имущества, денег и ценных бумаг, в 1908 году составил 1 481 500 рублей. Кроме того, А.Ф. и Е.Г. Морозовы были известны как крупнейшие благотворители.
Особое внимание они уделяли развитию образования и просвещения, выделяя на это крупные суммы: содержали мужские и женские городские училища, открыли женскую гимназию и Форштадтское женское приходское училище, построили домовую церковь при городском училище. Стоит отметить, что после строительства электростанции, электроэнергия освещала не только самый большой магазин Елены Григорьевны, но и две улицы, училища, школы и храмы, причем все бесплатно. В завершении к вышеуказанному, в завещании Морозова выделила целое состояние для многих бийских учебных заведений и подарила городу здание для открытия низшего ремесленного училища имени Алексея и Елены Морозовых.
Люди, обладающие предпринимательской жилкой, способствуют развитию региона, в котором они работают. Их главной целью является улучшение уровня жизни людей, прогресс во всех его проявлениях, развитие страны в целом. Собственное благосостояние является производной от ценности, которую предприниматели создают для общества и государства. Неслучайно, что во все времена многие предприниматели становились меценатами, поддерживали образование, искусство и науку.
Предприниматели Сибири всегда были в самом эпицентре бурного развития экономики – они участвовали в создании транспортной инфраструктуры региона, промышленном строительстве и производстве, торговле с другими странами. Они внесли выдающийся вклад в технико-экономическое развитие России и увековечили свои имена в истории.
Предприниматели не боятся рисковать, начинать новые проекты и готовы работать для достижения результатов. Именно поэтому основой любой экономики является сильный средний класс, образованный именно малым и средним бизнесом. Гибкость и скорость, с которой предприниматели умеют переориентироваться на более перспективное направление, а также создание новых рабочих мест в результате своей деятельности, способствует развитию и повышению устойчивости экономики. Поэтому государственная поддержка малого и среднего бизнеса имеет огромное значение для развития любой страны.
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей