Categories: Наследие

«Наследие выдающихся предпринимателей Новосибирской области. Предпринимательство как основа прогресса»

Налобина Екатерина Валерьевна

НГУЭУ

Введение

Каждый день мы совершаем самые разные покупки, тратя на это свои деньги, но то, что мы (потребители/покупатели) теряем, приобретают другие, в данном случае производители. В современном мире все производство носит массовый характер, имеется богатый выбор товаров, что позволяет выбирать наилучший для нас вариант. Из-за высокой конкуренции продавцы должны прилагать колоссальное количество сил и энергии, чтобы продать какие-либо экономические блага и заработать на своем деле. Тема предпринимательства всегда будет актуальна, поскольку связана с поиском неудовлетворенных потребностей общества и возможностью заработать на их удовлетворении. Потребитель готов платить лишь за то, что является для него ценностью. Задачей предпринимателя как раз и является создание этой ценности для потребителя.

Целью моей работы является исследование предприятий самых известных предпринимателей Новосибирской области дореволюционного периода. В моей работе будут рассмотрен период c конца ХIХ века до февральской революции (1880-1917гг.). Для написания эссе были использованы как статьи из современных журналов, так и научная литература.

В современном мире мы все чаще слышим о политике государства по поддержке малого и среднего бизнеса, о льготном налогообложении индивидуальных предпринимателей, об упрощенной системе регистрации своего предприятия. Так кто же этот загадочный предприниматель? В своей книге «Богатый папа, бедный папа» [1] Роберт Кийосаки выделил новую концепцию под название «Квадрант денежного потока» (позже он напишет целую книгу, посвящённую этой теме), позволяющую выделить четыре способа заработка, в зависимости от ценностей, идей, интересов, мышления и склада ума определенного человека. Итак, Р. Кийосаки делит людей на: работников по найму (employee), самозанятых людей и мелких предпринимателей (self-employed), владельцев крупного бизнеса или просто бизнесменов (business owner) и инвесторов (investors). В данном случае нас интересуют предприниматели (самозанятые) и бизнесмены. Подробнее о них. Самозанятые люди — это те, кто владеют собственным бизнесом, имея высокие профессиональные навыки, позволяющие им не зависеть от других, самостоятельно распоряжаться своим временем и доходом. Однако, как отмечает Кийосаки, есть одно большое НО: предприниматель зарабатывает пока много работает, но как только что-то случается, например, отпуск, болезнь или какая-то чрезвычайная ситуация, налаженный бизнес начинает давать сбой, ставя владельца в положение угрозы финансового благополучия. В свою очередь владельцы бизнеса — это те предприниматели, которые имеют более крупный бизнес с большим количеством работающих кадров.

Бизнесмены тратят много сил лишь на первоначальном этапе построения свой компании, а потом нанимают высококвалифицированные кадры, которые помогают предприятию существовать и развиваться, позволяя не просто стабильный доход, а быстрорастущий доход. Таким образом, предприниматель — это человек, способный создать и развить свой стартап, непосредственно участвующий в работе своей компании в роли управленца или топ-менеджера.

Предприниматели существовали и в Средние века, но в несколько отличном от современного виде. Все началось с того, что появились люди, готовые производить определенную вещь, которую захотел бы купить кто-то другой, иногда не только изготавливать продукцию, но и продавать ее в разных деревнях, городах и даже странах, эти люди— купцы, торговцы и ремесленники. С течением времени, действия предпринимателей принимали более профессиональный и цивилизованный характер, появлялись новые формы факторов производства, например, акционерный капитал, создавались акционерные общества и т.д. Усложнялась и выходила на новый уровень торговля, яркий тому пример английская торговая компания с Россией (1554), английская Ост-Индская компания (1600) и т.д. В последствии появляются акционерные банки, владельцы акций (паев) и т.д. Также существует мнение, что пираты тоже относятся к предпринимателям.

«Пиратское судно — это организация, ориентированная на прибыль. Люди, которые на нем собирались, были своего рода акционерами корпорации.

Судно практически в равных долях принадлежало всем членам команды. А свою добычу, или, если угодно, дивиденды, они делили между собой по принципу выплат на основе акций»- именно так говорит профессор Чикагского университета и автор монографии «Невидимый крюк: скрытая экономика пиратства» Питер Лисон1.

Что же касается развития предпринимательства в России? Предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси, в форме торгового промысла. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наиболее бурное развитие предпринимательства приходится на правление Петра I, когда повсеместно создаются мануфактуры, развивается промышленность. Однако следующий виток развития начнется лишь с 1861 года, после отмены крепостного права: начало строительства железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности, привлечение иностранного капитала. В начале ХХ века предпринимательство получило массовых характер.

Очень часто предприниматели активно участвуют в деятельности государства, следят за издаваемыми законами, жертвуют часть своих доходов в благотворительные фонды. В дополнение к вышеуказанному, бизнесмены очень поддерживают и помогают развиваться новым проектам в своей области, спонсируют как частные лица с разными стартапами, так и государственные лица с государственными проектами. Поэтому влияние предпринимателей и бизнесменов на развитие определенной местности колоссально.

Давайте рассмотрим деятельность конкретных предпринимателей. Жителям Барнаула и всем тем, кто хоть раз побывал в этом городе известна фамилия купца Аверина, который построил в 1915 году самый необычный

дом для того времени именно в этой местности. Однако лишь немногие знаю, что Николай Аверин со своим компаньоном Дормидонтом Алейниковым выступили в качестве подрядчиков и сумели проложить 382 версты (почти 350 километров) железнодорожного полотна с 1913 по 1915 годы. Прежде чем мы перейдем к истории соединения Бердска, Новониколаевска (Новосибирска) и Семипалатинска, с веткой от станции Алтайской до Бийска, немного предыстории. Стaнoвление и развитие железнодорожного трaнспoртa в азиатскoй Рoссии в конце XIX – нaчaлe XX вв. являлoсь делoм общегoсударственного масштaбa. Транспорт является одним из главных факторов развития не только Сибири и Алтая, но и Дальнего Востока.

Транспортное соединение позволяло успешно функционировать производству и торговле, а также способствовало разделению и специализации труда, кооперированию отраслей народнохозяйственного комплекса и широкому сотрудничеству и партнерству. Однако стоит отметить, что для железнодорожного строительства характерна высокая капиталоемкость. Так как государство не могло себе позволить таких расходов, привлекались средства частных предпринимателей. В связи с необходимостью создания больших капиталов создавались акционерные общества. В период с 1908 по 1913 годы возникли 23 новых акционерных общества. На территории современного Алтайского края проектировались Алтайская (Нoвоникoлaевск – Бaрнaул – Семипaлaтинск с веткой Aлтайскaя

– Бийск) и Кулундинская (Тaтaрская – Слaвгорoд) линии. Алтайская железная дорога трaссировалась в районе с нaибольшей для Сибири плотностью населения. Климaтические условия и плодородные почвы Алтая гaрaнтировали производство товaрного хлеба (об этом чуть позже). В ноябре 1908 года в Бийске глaсные думы проголосовали за Aлтайскую линию по городам Семипaлaтинск – Барнaул – Новониколaевск с веткой Алтайская – Бийск. В декабре этого же года Барнаульская Городская дума, обсуждая вопрос о необходимости соединения Барнаула с Транссибирской магистралью, признала, что для Барнаула наиболее выгодным является проектируемая инженером Ивановым линия Семипалатинск – Барнаул – Обь, но с соединением этой линии с веткой к Кольчугинским копям. То есть тема соединения Барнаула с Сибирской железнoй дорогoй стала предметом нового обсуждения Барнаульской городской кoмиссии, в состaв которoй вошли гильдейские купцы и предпринимaтели: К. Рябков, М. Страхов, И. Платонов, братья Ворсины, а также глaсные думы: С. Зудилов, А. Полунов, Ф. Козлов, И. Колокольников. Учредителями акционерного общества выступили банки: русские «Учетно-ссудный», «Петербургский международный», Русский для внешней торговли, Торгово-промышленный и Азовско-Донской, и французские «Генеральное общество» и «Лионский кредит». Руководящее положение в правлении акционерного общества Алтайской железной дороги занимал Учетно-ссудный банк, председателем которого являлся Я.И. Утин. В 1912 году был утвержден устав акционерного общества Алтайской железной дороги, стоимость которой оценивалась в 60 млн. руб., из них на строительство моста через Обь отводился 1 млн. 400 тыс. руб. Н.Д.Аверин и Д.Я.Алейников выступили в качестве основных подрядчиков. Строительство пути стартовало в июне 1913 г. и успешное ведение работ открывало перспективу досрочной сдачи линии в эксплуатацию. В 1914 году велось строительство трех основных депо (станции Барнаул, Новониколаевск и Рубцовка); четырех оборотных депо; заложены здания пассажирских вокзалов на крупных станциях (в первую очередь в Барнауле) и других путевых построек на всей трассе линии, велась укладка пути и строительство моста через Обь. Иначе говоря, объем выполненных работ был значительным. Однако из-за начала Первой мировой войны в 1914 году, транспорт оказался в жестких условиях: резко осложнились условия строительства и ввода в эксплуатацию новой железной дороги. Из-за необходимости сокращать расходы в военное время страдали технические параметры железнодорожного пути: отсутствовали выезды на мост через Обь, сократилось количество станционных площадок, уменьшилось строительство путевых зданий, ухудшилось водоснабжение станций, снизилось качество балластировки пути. И тем не менее в 1915 году дорога была уже задействована, поэтому перевозка товаров между европейской и азиатской частями России стала намного дешевле и быстрее. В этом же 1915 году Аверин и Алейников открывают в Барнауле чугунолитейный завод, работающий на нужды государства, то есть на нужды обороны. В 1916 году был получен заказ на поставку 12 тысяч снарядов и 60 тысяч подков. В то время на предприятии было занято 300 рабочих мест, а годовые обороты равнялись 250 тысячам рублей. Успеху купцов способствовала модернизация: вводились паровые двигатели с мощностью 85 лошадиных сил и газовые двигатели с мощностью 83 лошадиных силы. Ко всему прочему, собственники планировали переоборудовать завод после войны, нацеливаясь на сборку сельскохозяйственных машин. Однако в 1917 году завод сгорел.

Как уже было упомянуто выше, климат и плодородные почвы Алтая позволяют гарантировать производство товарного хлеба, поэтому неудивительно, что капиталы многих купцов в начале ХХ века сложились именно в хлебной торговле. Кто-то создавал торгово-промышленное производство, но есть несколько семей, которые смогли совместить хлебное производство с еще каким-то, таких на Алтае называли некоронованными королями — это Винокуровы, Платоновы и Морозовы. Речь пойдет о семье Морозовых и, в особенности, о выдающейся купчихе Елене Григорьевне Морозовой. Алексей Федорович и Елена Григорьевна- крупнейшие предприниматели Бийска, купцы 1-ой гильдии, приехавшие из Владимирской губернии. А.Ф.Морозов занимался торговлей не только с коренными жителями Горного Алтая, но и с Монголией, в особенности потому, что в то время в именно в Бийске сосредотачивалась вся торговля со страной- соседкой. Во второй половине ХIХ века торговал мануфактурными и галантерейными товарами в Бийске, Барнауле, Кузнецке и Змеиногорске, а также держал ренсковый погреб (магазин алкогольных напитков на вынос).

Однако по-настоящему Морозов разбогател в 80-ых годах после того, как начал торговать хлебом, а именно стал одним из крупнейших хлеботорговцев Алтая. У Алексея Федоровича также были и пароходы, и баржи, а под Барнаулом- целая пристань. Все эти факты существенно помогали и способствовали успеху Морозова, например в 1892 году с Алтая вывезли около 480 тысяч пудов хлеба (7862638 килограммов), заработав на этом 397 тысяч рублей, что для того времени неслыханные деньги (т.к. с 1897 года ввели золотой стандарт рубля, то есть 1 рубль= 0,77 грамм золота; к примеру, для понимания, средняя зарплата рабочего того времени равнялась 29 рублям2). Кроме Бийска, Морозов вел активную торговлю в Барнауле, где имел 4 торговых заведения (мануфактурные, галантерейные, парфюмерные и другие товары с общим капиталом на 107 тысяч рублей) и недвижимость на сумму 7,7 тысяч рублей. Однако после смерти супруга в 1984 году за семейный бизнес взялась Елена Григорьевна. Так что же было удивительного в этой женщине? Морозова была абсолютно безграмотной, она не то, что читать не умела, она даже подпись свою на документах поставить не могла.

И тем не менее, у Елены Григорьевны было то, что заменяло ей любые договоры¾ее честное купеческое слово, которое она никогда не нарушала. Если Алексей Федорович работал много и по старинке, то его жена выбрала путь модернизации, предпочитая использовать изобретения научно- технической революции: она оснастила все предприятия новейшим оборудованием, стараясь механизировать и автоматизировать все, что только можно. Морозова не только увеличила свое состояние в несколько раз, но и превратила торговую фирму в крупную торгово-промышленную корпорацию. Были построены кожевенный, маслобойный, пивоваренный заводы, паровая крупчатая мельница и электростанция в Бийске. Также была идея о добыче торфа, однако она так и не была реализована. Личный капитал Елены Григорьевны, состоявший из недвижимого и движимого имущества, денег и ценных бумаг, в 1908 году составил 1 481 500 рублей. Кроме того, А.Ф. и Е.Г. Морозовы были известны как крупнейшие благотворители.

Особое внимание они уделяли развитию образования и просвещения, выделяя на это крупные суммы: содержали мужские и женские городские училища, открыли женскую гимназию и Форштадтское женское приходское училище, построили домовую церковь при городском училище. Стоит отметить, что после строительства электростанции, электроэнергия освещала не только самый большой магазин Елены Григорьевны, но и две улицы, училища, школы и храмы, причем все бесплатно. В завершении к вышеуказанному, в завещании Морозова выделила целое состояние для многих бийских учебных заведений и подарила городу здание для открытия низшего ремесленного училища имени Алексея и Елены Морозовых.

Заключение

Люди, обладающие предпринимательской жилкой, способствуют развитию региона, в котором они работают. Их главной целью является улучшение уровня жизни людей, прогресс во всех его проявлениях, развитие страны в целом. Собственное благосостояние является производной от ценности, которую предприниматели создают для общества и государства. Неслучайно, что во все времена многие предприниматели становились меценатами, поддерживали образование, искусство и науку.

Предприниматели Сибири всегда были в самом эпицентре бурного развития экономики – они участвовали в создании транспортной инфраструктуры региона, промышленном строительстве и производстве, торговле с другими странами. Они внесли выдающийся вклад в технико-экономическое развитие России и увековечили свои имена в истории.

Предприниматели не боятся рисковать, начинать новые проекты и готовы работать для достижения результатов. Именно поэтому основой любой экономики является сильный средний класс, образованный именно малым и средним бизнесом. Гибкость и скорость, с которой предприниматели умеют переориентироваться на более перспективное направление, а также создание новых рабочих мест в результате своей деятельности, способствует развитию и повышению устойчивости экономики. Поэтому государственная поддержка малого и среднего бизнеса имеет огромное значение для развития любой страны.

Марина Санькова

Share
Published by
Марина Санькова

Recent Posts

МЧС напомнило правила безопасности на шашлыках жителям Новосибирска

С начала 2024 года в регионе зарегистрированы 7 несчастных случаев из-за неосторожного обращения с огнем на…

13 минут ago

Новые станции метро нанесут на карту метрополитена Новосибирска

Согласно генплану развития сибирского мегаполиса, поэтапное развитие метро предполагается до 2030 года.

47 минут ago