«Городские приоритеты» обсудили на дискуссионных площадках, что дальше?
Спросите любого горожанина, чем Новосибирск отличается от других городов. Вряд ли вы услышите что-либо про великолепные зеленые парки. По разным оценкам, за последние десять лет город «недобрал» десятки тысяч новых деревьев, и это видно невооруженным глазом. За этот же период 18 зеленых зон в городе просто исчезли. В силу долгого отсутствия прозрачных правил землепользования и застройки и весьма вольного обращения с городскими ресурсами мы потеряли гектары зеленых насаждений: от маленьких, но важных для местных жителей сквериков до крупных участков зеленых территорий в каждом уголке города. Это реальность, которую нам нужно менять – и менять без проволочек, прямо сейчас.
Чтобы работать в первую очередь с самыми безотлагательными задачами, в течение трех лет моей работы мэром были выбраны три «Городских приоритета». Сегодня оказывается, — и мы можем этим гордиться, — что выбранные нами приоритеты полностью совпали с теми главными задачами, которые теперь поставил перед муниципалитетами федеральный центр – и на развитие которых вполне реально получить средства новых федеральных программ. Эти приоритеты — строительство социальной инфраструктуры, развитие дорожно-транспортной сферы и развитие городской среды и зеленых зон.
Став мэром, я обещал в диалоге с горожанами решать вопросы развития Новосибирска. Мы все больше учимся разрабатывать и корректировать нашу работу совместно с новосибирцами, с экспертами Общественных советов — в ходе публичных дискуссий. Так родилась идея не просто реализовать «Городские приоритеты», а собрать предложения жителей, чтобы включить их в конкретные планы работы муниципалитета.
По итогам первой дискуссионной площадки, где мы обсуждали приоритет «Зеленый город», мы получили порядка 60 предложений, и я хочу поделиться тем, какой результат принесет открытая работа над приоритетами. Что дальше станет с предложениями горожан и как я планирую выстраивать работу муниципалитета? Что мы делаем для того, чтобы Новосибирск стал зеленым городом? Постараюсь ответить на эти вопросы.
Как было раньше?
Скверы и парки Новосибирска долго оставались территорией, привлекательной для «серой» коммерции. В том бюрократическом буреломе кто-то извлекал выгоду, но никто не думал об интересах жителей, не отвечал за полулегальные рестораны и «налепленные» киоски. Например, пачками выдавались разрешения на возведение ресторанов быстрого питания, и вместо привычного скверика утром новосибирец мог неожиданно уткнуться в забор стройплощадки. В Нарымском сквере столичные отельеры спилили деревья под очередную гостиницу. На набережной между «Ривер-парком» и метромостом стихийно возникла инфраструктура, не располагающая к прогулкам. Центральный парк активно застраивался бэушными и опасными в эксплуатации аттракционами, коммерческими киосками. В «Заельцовском парке и парке «Березовая роща» незаконно возводились коммерческие объекты. «Сад Дзержинского» зарастал свалками мусора и превращался в место сбора маргинальных элементов. Такую практику, конечно, было необходимо прекратить.
Как удалось изменить ситуацию?
Два года назад я поставил задачу разработать проект по системному развитию городских парков и скверов. Важно было не просто сделать зеленые зоны уютнее и безопаснее. Необходимо было понять, что именно нужно жителям, какой путь развития лучше для каждой конкретной зеленой территории. В результате многоэтапного обсуждения с участием депутатов, горожан и экспертов была разработана обоснованная стратегия развития зеленых зон. Были созданы детальные паспорта 32 территорий, и мы начали действовать.
Анна Терешкова, начальник департамента культуры мэрии Новосибирска:
— Мэр поставил задачу сделать все для решения проблемы. Мы стали первопроходцами. До нас каждый парк был как мелкое княжество, где решение о привлечении инвесторов принималось директором и только на основе его личных предпочтений. Именно поэтому мы решили провести глобальную ревизию городских парков, сформировать четкие единые нормативные акты и правила, по которым можно было бы развивать все зеленые зоны Новосибирска. Над нами посмеивались, так как подобную работу не проводил никто не только в Новосибирске, но даже в стране. Вначале работа велась полностью бесплатно и держалась на инициативе активных граждан, экспертов, так как деньги на эти цели в городском бюджете просто не были заложены. Шаг за шагом подключались все новые энтузиасты, в том числе компании. К примеру, «Дубль ГИС» безвозмездно передал нам информацию о транспортных потоках и посетителях парков. У меня складывалось ощущение, что весь город долго ждал, что кто-то начнет решать проблему «зеленых зон», и с готовностью подключился к этому процессу.
Еще до утверждения стратегии, практически впервые в постсоветской истории Новосибирска, мы прекратили стихийное «развитие» зеленых зон и стали приводить парки и скверы в порядок. Три года назад мы восстановили территорию и зеленые насаждения Нарымского сквера. Горожане и мэрия, объединив усилия, остановили разрушение любимого места тихого семейного отдыха. Заметно обновился «Центральный парк» — здесь сделали новые асфальтовые дорожки, высадили крупномерные деревья, отреставрировали вход в парк.
При этом в национальном проекте «Комфортная городская среда» впервые применяется система качественных, а не количественных оценок. Важно не просто отремонтировать дорожки в парках – необходимо создавать благоустроенное, продуманное пространство в целом: для спорта, культурных мероприятий, прогулок. А это значит, что Новосибирск, с нашей концепцией развития зеленых зон, предусматривающей именно такой комплексный подход, уже создал базу развития, необходимую для любого современного мегаполиса, если он хочет иди в ногу со временем.
К новым подходам мэрии не все отнеслись с радостью. Поэтому мне пришлось увольнять и менять руководителей в таких ключевых структурах, как «Центральный парк», «Горзеленхоз» — всего заменили пятерых руководителей парков.
Помня о том, что развитие зеленых зон зависит от градостроительной политики в целом, от нашего пристального контроля над правовой стороной вопросов выделения земли и согласования строительства объектов, довели до ума еще один важнейший процесс – изменение правил землепользования и застройки.
Благодаря этим изменениям прекращена порочная практика прошлых лет, когда разрешение получали под, условно говоря, пионерлагерь, а потом назначение участка менялось и разворачивалось, например, коттеджное строительство в парке.
Не все стройки в зеленых зонах удалось остановить: некоторые разрешения выданы пять, восемь лет назад. До сих пор правовой департамент мэрии защищает в судах нашу позицию в отношении десятков объектов, где на месте зеленых территорий в нарушение интересов жителей велось строительство. Для меня было принципиально прекратить коммерческую застройку на территории «Заельцовского парка». Я, кстати, сам очень люблю гулять по его аллеям – живу рядом. От незаконных построек пришлось очищать и парк «Березовая роща». За два года было всякое: и суды, и чего похуже, но теперь, с нашими новыми правилами землепользования и застройки, с запретом на точечное строительство стало значительно проще проводить градостроительную политику в интересах людей.
Работа с инвесторами — политика муниципалитета
Благодаря сформированной концепции развития зеленых зон Новосибирска на 2017-2020 годы у нас появилась возможность работать с инвесторами, привлекать их к реализации важных для города проектов. Как результат, за год разработана финансовая схема, а за летний сезон 2016 года проведена полная реконструкция «Сада Дзержинского». В партнерстве с НАПО им. Чкалова удалось направить 15 миллионов рублей на восстановление «Сада Дзержинского». Это, по сути дела, привлечение внебюджетных инвестиций в дополнение к городским ресурсам. Ранее над каждой аллеей этого парка шефствовало подразделение завода. Сейчас предприятие решило возрождать эту практику. Сегодня у нас на рассмотрении находятся реальные предложения по развитию парка.
Александр Ложкин. Советник мэра г. Новосибирска:
— Программа развития зеленых зон Новосибирска не была навязана извне, а родилась благодаря совместной работе всех горожан. В этом ее главная ценность.
На ее основе мы создали методичку, которую любой может использовать, чтобы развивать и улучшать зеленое пространство на своей улице, около своего дома. Застройщики руководствуются ей при строительстве домов, а при комплексном развитии территории опрашивают жителей и сразу закладывают на площадке новые скверы и парки, согласовывая их с муниципалитетом. Благодаря такому сотрудничеству: власть, девелоперы и жители следуют четко прописанным правилам игры, и получается лучший результат.
Мы ведем системную работу по привлечению частных вложений в озеленение. К этой же теме относятся вложения ряда застройщиков, которые откликаются на пожелания мэрии и новосибирцев – очень качественно подходят к озеленению новых микрорайонов. Есть хорошие примеры, когда сдаются не просто коробки под самоотделку, а благоустроенные территории, с уже окрепшими деревьями, красивыми газонами и детским городками. Идет проработка с инвесторами возможности организации мест отдыха в пойме Каменки, а также в районе Первой Ельцовки.
В целом компании города сегодня активно откликаются на предложения мэрии и принимают участие в уборке улиц, благоустройстве прилегающих территорий – хочу публично поблагодарить их за это.
В 2017 году будет вложено 400 миллионов в благоустройство дворовых территорий – в четыре раза больше, чем в прошлом году! Это, безусловно, поможет нам включить в дело озеленения самый главный ресурс — неравнодушных жителей, которые тратят на обустройство небольших скверов время, силы, а иногда и собранные вскладчину деньги. В результате соединения усилий жителей и бюджета стали появляться новые скверы, скажем так, районного значения – например, на ул. Крылова, 40.
Что дальше? Набережная, дисперсный парк, пешеходная зона!
В 2016 году Новосибирск вошел в число 14 российских городов, которые в рамках федеральной программы подготовки к Чемпионату мира по футболу- 2018 получат дополнительные средства на благоустройство общественных пространств. Город сам вправе выбрать публичную площадку, где будет проходить трансляция футбольных матчей. Мы выбрали набережную, а также «Центральный парк» и «Затулинский парк», где планируется создать дисперсные парки. Надеюсь, что в федеральную программу войдут все три проекта. Это большая ответственность — зато и реальная возможность сделать проекты, интересные для города.
Анна Терешкова, начальник департамента культуры мэрии Новосибирска
— Мы плотно работали с КБ «Стрелка», и когда встал вопрос о формировании федеральной программы по развитию городской среды, мы успешно в нее вошли. Остальные регионы просто не успевают это сделать, так как приступают к разработке концепции развития зеленых зон только сейчас, а за год создать концепцию, сформировать проект и защитить его невозможно. У нас уже все готово, и мы сейчас просто адаптируем концепцию к требованиям федерального проекта. Благодаря этой работе сейчас мы можем претендовать на получение федерального финансирования по трем крупным проектам – набережная, дисперсный парк и пешеходная зона.
Так, по набережной я и раньше неоднократно вел диалог с различными инвесторами, предлагал взять в работу всю территорию, но они постоянно пытались растянуть проект по кускам, что приводило к нарушению общей концепции. У наших соседей в Омске, Кемерово, Красноярске, Иркутске есть красивые набережные и я всегда считал неправильным, что ее нет в Новосибирске, в том числе из-за стихийной застройки. Я занимаю жесткую позицию в отношении всех, кто хочет «поиграть» правами собственности и установить на воде новые баржи-рестораны, мотивируя это тем, что река является федеральной собственностью. Получить коммуникации с берега никому не удастся. «Михайловская набережная» сейчас начинает формироваться в рамках общей концепции, с учетом пожеланий горожан, высказанных в том числе на дискуссионной площадке по приоритетам. Благодаря тому, что мы сфокусировались на приоритетах, на развитие набережной мы должны получить 140 миллионов рублей – при том, что еще год назад мы радовались сумме в десять раз меньшей, на которую был благоустроен парк Дзержинского.
Уникальное для Новосибирска начинание — дисперсный парк. Он предусматривает формирование в мегаполисах в радиусе пешеходной доступности условий для активного, тихого, детского, и прочего отдыха. Например, на Затулинке он концептуально объединит аллею на ул Петухова, городок аттракционов, кинокомплекс «Рассвет» и стадион «Фламинго». Понимаю, что для многих горожан появление таких парков удивительно. Распахать асфальт на Красном проспекте в центре, в других районах города не удастся, поэтому приходится искать новые варианты для адаптации жизненного пространства города к потребностям жителей.
Этому будет способствовать еще одна идея, которую мы сейчас прорабатываем – оформление пешеходной зоны по улице Ленина. Я изучал примеры Омска, Иркутска, неоднократно бывал на этих улочках и пытался представить, как подобный бульвар может выглядеть у нас в Новосибирске. Каждый уважающий себя областной центр должен иметь такую улицу с удобными скамейками, красивой подсветкой, где можно отдохнуть, купить сувениры, посмотреть достопримечательности.
«Мы должны наверстать возможности, упущенные более чем за десять лет. Думаю, что будет способствовать этому и наше намерение создать собственный питомник саженцев в Новосибирске. Сейчас «Горзеленхоз» вынужден закупать тысячи саженцев по всей России. Мы планируем выделить средства на собственный питомник – и в результате сможем за меньшие деньги сделать наш город более зеленым».
В целом я оцениваю приоритетный проект «Зеленый город» как один из основных фронтов работы – моей и команды муниципалитета. Это работа на много лет вперед, но заметные результаты уже появились. Одна из целей в рамках приоритета «Зеленый Новосибирск» — вовлечь в обустройство скверов и зеленых уголков в наших дворах сотни тысяч новосибирцев. Поэтому мы создаем для горожан понятные и удобные рычаги влияния, такие, как дискуссионные и проектные площадки. А также конкретные финансовые и управленческие решения. Радостно, что людей не приходится убеждать – Новосибирск становится зеленым городом с участием активных горожан и бизнеса.
Светлана Гижицкая, зав. кафедрой ботаники и экологии Института естественных и социально-экономических наук, НГПУ
Наш город озеленен неравномерно. Так, центральная часть страдает от дефицита озеленённых территорий, а периферия обладает уникальным и особо ценным для городской территории природным наследием – естественными лесами. При этом целый ряд проблем требует безотлагательного решения. Вместо садово-паркового искусства мы во многих парках видим «зеленый хаос». В городских же лесах не учитывается нагрузка на пространство, не регулируются потоки отдыхающих. Поэтому многие участки городских лесов сейчас деградируют и требуют специальных работ по восстановлению. Очевидно, что зеленые насаждения требуют единого профессионального управления. Мы не можем в режиме общественной инициативы и аврала решать, как будут развиваться зеленые зоны Новосибирска. Необходима вдумчивая, кропотливая работа по созданию единого регламента ухода за зелеными зонами и их развития.
Фото: Юлия Данилова, презентация мэрии города Новосибирска
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется