Специалисты посчитали проект аэроэкспресса между Новосибирском и аэропортом Толмачёво убыточным, если им не будут пользоваться жители ближайших регионов Сибири.
Как рассказала журналистам заместитель начальника управления по организации пассажирских перевозок Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Ирина Пыркова, проект интермодального сообщения между Толмачёво и Новосибирском, а также Омском и Новокузнецком уже реализуется.
Жители Новосибирской области добираются до аэропорта с помощью стыковочных маршрутов электричек восточного и южного направлений через пункты пересадки на западное направление — это расположенные рядом остановки «Центр» и «Правая Обь», а также «Новосибирск-Главный».
Генеральный директор компании «Экспресс-пригород» Екатерина Куфарева добавила, что на станции «Обь» делают остановки поезда в Омск, Новокузнецк и Барнаул.
По словам Пырковой, власти региона, железная дорога, ОАО «Экспресс-пригород» и аэропорт Толмачёво сейчас изучают целесообразность запуска аэроэкспресса. «По результатам изучения пассажиропотока и определения источника финансирования будет принято решение о строительстве ветки и запуске. Пока решение не принято», — сказала она.
«Мы изучаем пассажиропоток. Аэропорт Толмачёво говорит, что 50 % пассажиров, а пассажиропоток аэропорта в 2014 году превысил 3,9 млн пассажиров, — это люди, которые приезжают из соседних городов. И очень важно, чтобы был не просто аэроэкспресс Новосибирск — Толмачёво, как в Москве. Он явно будет убыточным, я считаю, пассажиров не хватит. Это не Москва. Рассматривается проект аэроэкспресса с привязкой к интермодальным перевозкам крупных городов. Вот этот большой проект надо рассматривать. Сейчас он разрабатывается», — сказала она.
Куфарева уточнила, что данным вопросом занимаются специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения. Как сообщил «РБК.Новосибирск» представитель аэропорта, существующее расписание движения электропоездов анализировалось на предмет совмещения с авиационным расписанием как на вылет, так и на прилёт, в первую очередь во время часов пик на дорогах города и в пиковые часы вылетов-прилётов.
«Поездам дальнего следования остановки на станции «Обь» назначены также с учётом расписания аэропорта. Для развития мультимодального сообщения будет проводиться дальнейшая синхронизация авиа и железнодорожного расписания. Изучается возможность увеличения частоты трансфера между станцией «Обь» и аэропортом», — сказал он.
Кроме того, рассматривается возможность сокращения времени в пути для железнодорожного сообщения и введения единого билета на железнодорожный и авиационный транспорт.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, привлечь средства частных инвесторов в проект аэроэкспресса будет весьма непросто. Возможный формат — государственно-частное партнёрство (ГЧП). Но частный инвестор выбирает такие проекты, где чётко прописаны сроки возврата его средств или же где доходность проекта очень большая.
«Нужно также принимать в расчёт, что ситуация в экономике не располагает к вложению средств. Не способствуют этому возможные геополитические риски, различные административные барьеры, существенные валютные колебания, всё это не добавило оптимизма частному бизнесу и заметно охладило его желание участвовать в проектах ГЧП. Пока предпосылок для изменения ситуации нет. Не исключено, что и в данном случае государству придётся самостоятельно изыскивать средства для реализации этого проекта, а частные компании всего лишь выполнят необходимые работы по нему, поставят нужные товары, окажут требуемые услуги, но участвовать собственными средствами в нём вряд ли будут», — считает он.
Баранов отметил, что в соседних с Новосибирском крупных городах есть собственные действующие аэропорты. «Власти всех этих регионов вряд ли будут готовы согласиться на то, чтобы их транспортные компании недополучили средства, и они оказались у новосибирских компаний. Прямой запрет с их стороны вряд ли возможен, но не исключено, что они могут предпринять различные контрдействия, что ослабит проект «большого аэроэкспресса» и ухудшит его плановые показатели», — сказал аналитик.
Кроме того, пока нет ясности с тем, разрешит ли РЖД реализовывать этот проект. Масштаб его значителен, расстояния существенны, но и загрузка железных дорог во всех этих регионах велика, и пока непонятно, есть ли свободные мощности, чтобы запустить «большой аэроэкспресс».
«Проект аэроэкспресса в Новосибирске логичен и отвечает требованиям времени. Он может быть реализован, надо лишь всё точно просчитать, учесть все риски, чтобы он оказался выгоден всем: и тем, кто будет его воплощать в жизнь, и пассажирам, и железнодорожникам, и властям», — считает Баранов.
Мария Кормильцева
Фото: Mikhail (Vokabre) Shcherbakov. Подробнее на РБК
По факту инцидента СК проводит проверку
Эксперты расходятся в оценках результатов продаж в октябре
Чтобы защититься при уходе брендов с рынка
Кроме того, оказалось, что до сих пор не готова документация для начала строительства инфраструктуры в…
За субсидией на благоустройство контейнерной площадки обратилась лишь одна УК
Об этом он заявил на выездном совещании с представителями СГК