Специалисты посчитали проект аэроэкспресса между Новосибирском и аэропортом Толмачёво убыточным, если им не будут пользоваться жители ближайших регионов Сибири.
Как рассказала журналистам заместитель начальника управления по организации пассажирских перевозок Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Ирина Пыркова, проект интермодального сообщения между Толмачёво и Новосибирском, а также Омском и Новокузнецком уже реализуется.
Жители Новосибирской области добираются до аэропорта с помощью стыковочных маршрутов электричек восточного и южного направлений через пункты пересадки на западное направление — это расположенные рядом остановки «Центр» и «Правая Обь», а также «Новосибирск-Главный».
Генеральный директор компании «Экспресс-пригород» Екатерина Куфарева добавила, что на станции «Обь» делают остановки поезда в Омск, Новокузнецк и Барнаул.
По словам Пырковой, власти региона, железная дорога, ОАО «Экспресс-пригород» и аэропорт Толмачёво сейчас изучают целесообразность запуска аэроэкспресса. «По результатам изучения пассажиропотока и определения источника финансирования будет принято решение о строительстве ветки и запуске. Пока решение не принято», — сказала она.
«Мы изучаем пассажиропоток. Аэропорт Толмачёво говорит, что 50 % пассажиров, а пассажиропоток аэропорта в 2014 году превысил 3,9 млн пассажиров, — это люди, которые приезжают из соседних городов. И очень важно, чтобы был не просто аэроэкспресс Новосибирск — Толмачёво, как в Москве. Он явно будет убыточным, я считаю, пассажиров не хватит. Это не Москва. Рассматривается проект аэроэкспресса с привязкой к интермодальным перевозкам крупных городов. Вот этот большой проект надо рассматривать. Сейчас он разрабатывается», — сказала она.
Куфарева уточнила, что данным вопросом занимаются специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения. Как сообщил «РБК.Новосибирск» представитель аэропорта, существующее расписание движения электропоездов анализировалось на предмет совмещения с авиационным расписанием как на вылет, так и на прилёт, в первую очередь во время часов пик на дорогах города и в пиковые часы вылетов-прилётов.
«Поездам дальнего следования остановки на станции «Обь» назначены также с учётом расписания аэропорта. Для развития мультимодального сообщения будет проводиться дальнейшая синхронизация авиа и железнодорожного расписания. Изучается возможность увеличения частоты трансфера между станцией «Обь» и аэропортом», — сказал он.
Кроме того, рассматривается возможность сокращения времени в пути для железнодорожного сообщения и введения единого билета на железнодорожный и авиационный транспорт.
По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, привлечь средства частных инвесторов в проект аэроэкспресса будет весьма непросто. Возможный формат — государственно-частное партнёрство (ГЧП). Но частный инвестор выбирает такие проекты, где чётко прописаны сроки возврата его средств или же где доходность проекта очень большая.
«Нужно также принимать в расчёт, что ситуация в экономике не располагает к вложению средств. Не способствуют этому возможные геополитические риски, различные административные барьеры, существенные валютные колебания, всё это не добавило оптимизма частному бизнесу и заметно охладило его желание участвовать в проектах ГЧП. Пока предпосылок для изменения ситуации нет. Не исключено, что и в данном случае государству придётся самостоятельно изыскивать средства для реализации этого проекта, а частные компании всего лишь выполнят необходимые работы по нему, поставят нужные товары, окажут требуемые услуги, но участвовать собственными средствами в нём вряд ли будут», — считает он.
Баранов отметил, что в соседних с Новосибирском крупных городах есть собственные действующие аэропорты. «Власти всех этих регионов вряд ли будут готовы согласиться на то, чтобы их транспортные компании недополучили средства, и они оказались у новосибирских компаний. Прямой запрет с их стороны вряд ли возможен, но не исключено, что они могут предпринять различные контрдействия, что ослабит проект «большого аэроэкспресса» и ухудшит его плановые показатели», — сказал аналитик.
Кроме того, пока нет ясности с тем, разрешит ли РЖД реализовывать этот проект. Масштаб его значителен, расстояния существенны, но и загрузка железных дорог во всех этих регионах велика, и пока непонятно, есть ли свободные мощности, чтобы запустить «большой аэроэкспресс».
«Проект аэроэкспресса в Новосибирске логичен и отвечает требованиям времени. Он может быть реализован, надо лишь всё точно просчитать, учесть все риски, чтобы он оказался выгоден всем: и тем, кто будет его воплощать в жизнь, и пассажирам, и железнодорожникам, и властям», — считает Баранов.
Мария Кормильцева
Фото: Mikhail (Vokabre) Shcherbakov. Подробнее на РБК
Собственники квартир на вторичном рынке менее охотно двигаются по цене
Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе
В эти дни в городе ожидается безветренная погода
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей