Профучилища предлагают вернуть в ведение минобразования

С таким предложением выступает депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля.

— Рассматриваете ли вы проекты по оптимизации численности и функционала отдельных министерств. Насколько он оправдан и имеет ли смысл сократить количество министерств, передав их функционал в иные. У меня, например, вопрос по минтруда с большим штатом и функционалом. Нельзя ли выполнять (его работу  — ред.) иным подразделениям, тем самым уменьшив количество сотрудников (минтруда  — ред.) и оптимизировать затраты, — поинтересовался депутат Юрий Зозуля на заседании комитета по бюджету регионального парламента у министра финансов Виталия Голубенко.

В этом году под руководством первого заместителя председателя правительства области Владимира Знаткова в правительстве работает комиссия по оптимизации деятельности органов власти.

— Что касается вашего вопроса по минтруда, то, как я понимаю, он имеет подтекст системы профтехобразования. Исторически сложилось, что она находится в этом министерстве. Конечно, она входит в единый образовательный комплекс и должна быть в системе минобразования, мы предусматриваем это, — пояснил Знатков, отвечая на вопрос депутата.

Юрий Зозуля уточнил Infopro54, что считает текущую ситуацию с профтехобразованием в регионе искусственно сформированной:

— Я неоднократно заявлял, что профтехобразование должно входить в систему минобразования и составлять единое целое, базироваться на фундаменте общеобразовательной подготовки, чтобы не было разрыва в системе обучения. Одной из задач, которая ставилась перед системой профобразования, когда она передавалась в минтруда, было повышение эффективности деятельности профучилищ, чтобы ученики, получив практические знания и навыки, шли работать по профилю. Сейчас выясняется, что КПД системы близится к нулю и возникает ощущение, что она существует сама для себя, а деньги, которые направляются на поддержку деятельности училищ и специалистов, уходят в никуда, так как в экономике нет специалистов, которые востребованы,  — заявил он.

Слова депутата подтвердил Владимир Знатков, который отметил, что сегодня в регионе отрабатывается система оптимизации профобразования, хотя, по его признанию, это вызывает много вопросов и неудовольствия.

— У нас есть училище на Затулинке, которое выпускает водителей троллейбусов и трамваев (ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище № 14»  — ред.) — в год по 100 человек. У нас должны быть штаты переполнены (в отрасли), а на самом деле дефицит кадров. Мы в этом году отрабатываем с заказчиками контрактную модель: нужны водители  — мы готовы их учить, пусть не по 100 %, но на льготной платной основе, — рассказал он. — Мы также несем затраты по ОАО «Экспресс-пригород», выполняем обязательства и не останавливаем электрички, несем больше 100 млн затрат на подготовку специалистов (ГБПОУ «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»  — ред.). Мы не можем все перевести на контракт, но с другой стороны начинаем переговоры с ЗСЖД чтобы какую то часть затрат они с областного бюджета снимали. С одной стороны это меры не популярные, но мы все живем в рынке.

По мнению Юрия Зозули сегодня необходимо тщательно проанализировать, кого готовят профучилища и куда затем идут эти молодые специалисты.

— Если они не востребованы, то почему? Профучилища готовят не так, уровень молодых специалистов недостаточен для работодателя, нет адекватных условий труда, которые интересны для молодых специалистов. Согласитесь, минимальная зарплата (9030 руб  — ред.)  — это не то к чему стремиться молодежь. Только после этого можно говорить о реформе учреждений профобразования и привлекать к ней предприятия, стимулировать их к софинансированию подготовки специалистов, которые необходимы на конкретном производстве. Тогда будут понятны требования к квалификации, а выпускники смогут рассчитывать на гарантированные рабочие места. Возможно, стоит предусмотреть какое-то софинансирование со стороны бюджета достойной оплаты выпускников профучилищ в течении первых лет работы, чтобы они получали достойную зарплату в то время, когда идет накопление практического опыта и квалификации, становление специалиста в профессии, — рассуждает депутат.

Через создание системы госзаказа и софинансирования рабочих мест со стороны предприятий можно будет понять сколько в регионе нужно училищ и кого они должны готовить.

Депутат Владимир Карпов предостерег коллег от профессиональной деформации, когда за ценовыми показателями теряются реальные процессы.

— Когда мы говорим о том, что профучилища работают, а соответствующих специалистов система не получает, давайте не забывать про вторую сторону вопроса: эти ребята получили образование, а не вошли в банды наркоманов и не пополнили списки опустившихся людей.

Председатель комитета Александр Морозов также рекомендовал внимательнее относиться к оптимизации системы профобразования.

— Мы уже наделали много ошибок в решении этого вопроса в части реформирования системы сельского профтехобразования. Как депутата со стажем, меня до сих пор гложет стыд, что мы в районах области потеряли целый ряд важных профтехучилищ и нигде не приобрели дополнительно, что мы не сумели тогда ни Никонову (экс-министр образования — ред), ни губернатору (Василий Юрченко  — ред.), ни Игорю Шмидту (действующий министр труда  — ред.) доказать, что это не правильный подход . Давайте сейчас работать с учетом этого опыта, — подчеркнул он.

Полномочия в сфере начального и среднего профессионального образования были переданы субъектам Российской Федерации с федерального уровня в 2010 году. На тот момент в регионе действовало более сотни учреждений этой системы. Василий Юрченко, занимавший в то время пост губернатора, заявлял «неправильно, что министерство образования выполняет эту функцию». Он отмечал, что подготовкой трудовых ресурсов должен заниматься департамент труда и занятости, который знает потребности рынка труда, сможет заказывать учебным заведениям востребованных специалистов. Изменения системы профобразования в регионе начались с 1 января 2011 года.

На сегодняшний день, по данным минтруда, в регионе работает 54 учреждения профобразования.Общее количество поданных заявлений на получение среднего профессионального образования в кампанию 2015 года составило 11 895, по сравнению с прошлым годом общий конкурс в учреждения профтеха увеличился с 1,4 человека на место до 1,7. Наибольшим спросом у абитуриентов пользовались профессии и специальности Новосибирского автотранспортного колледжа и Новосибирского технологического колледжа питания  — конкурс в них превысил 3,5 и 3,2 человека на место.

В ближайшие семь лет предприятиям и организациям региона дополнительно потребуются 169,2 тысячи специалистов. Таковы данные прогноза кадровой потребности Новосибирской области на 2016 —2022 года, опубликованные региональным минтруда.

Фото: Ростислав Нетисов

 

tkrasnova

Recent Posts

Прогнозы на 2025 год: Все изменения происходят быстро ― как хорошие, так и плохие

Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…

3 часа ago

Проекты года в Новосибирской области

Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов

4 часа ago

Около миллиона новосибирцев вышли на фондовый рынок

На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей

4 часа ago