Программа поддержки медицинских производств Новосибирской области исполнена только на 24,7 %.
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области подвело итоги реализации в 2015 году региональной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в медицинском кластере. Из 50 предприятий региона, работающих в отрасли, в конкурсе на получение субсидий участвовало всего 8 производителей. ООО «Новосибирск Химфарм» получило поддержку в размере 4 млн рублей, подав заявку по подпрограмме «Техническое перевооружение», еще 7 предприятий обратились к подпрограмме «Развитие медицинской промышленности Новосибирской области» и выиграли 2,4 млн рублей из возможных 10 млн. Таким образом, программа поддержки развития медицинских производств в Новосибирске была исполнена всего на 24,7 %. В 2016 году сумму субсидирования увеличили до 20 млн рублей.
— Не сложилось у нас эффективное исполнение ведомственной программы. Мне, как министру, придется за это отвечать. Конечно, министерство где-то недоработало, но у меня есть такое ощущение, что предприятия просто не поверили, что можно заявляться и получить государственную поддержку, — прокомментировал ситуацию глава минпромторга Николай Симонов.
Одной из причин министр назвал то, что разработанная программа долго не получала финансирование, и производители скорее всего не думали, что в 2015 году на нее будут выделены деньги. Кроме того, он отметил неготовность предприятий предоставить необходимую документацию и соответствовать условиям конкурсного отбора.
На круглом столе представители минпромторга и крупных фармацевтических компаний обсудили эту проблему и пришли к выводу, что текст региональной программы нужно доработать, чтобы увеличить число потенциальных участников. Дмитрий Белик, генеральный директор Сибирского научно-исследовательского и испытательного центра медицинской техники (СибНИИЦМТ), предложил, в первую очередь, исправить терминологию: привести ее в соответствие с законодательством РФ.
— Почему не сработала в прошлом году эта программа? Во-первых, многие годы не было никакой поддержки, а потом вдруг появилась. Второе, в положениях о субсидиях есть термины, которые не имеют никакой юридической силы. Что такое «доклинические испытания»? Если вы собираетесь помогать какому-то предприятию, то должны четко расписать, что подразумевается под «доклиническими испытаниями». В программе есть термин «медицинская техника», а по закону есть только «медицинские изделия» и «фармпродукция», больше ничего нет. Большой вопрос, что в программе подразумевается под «медицинской технологией» и т.д. Нужно дать обоснование и описание этому термину, на каких условиях государство будет помогать предприятию осваивать медицинскую технологию, как будет помогать медицинским учреждениям ее внедрять, —выдвинул свое предложение Белик и сообщил, что руководство СибНИИЦМТ уже внесло правки в документ и отправило на ознакомление в минпромторг.
Георгий Лисицын, генеральный директор ООО «Элема-Н», предложил заменить денежную помощь ликвидацией административных барьеров при регистрации медицинских изделий и фармпродукции.
— Получается, что государство выделяет субсидии на преодоление преград, выставленных им самим. Может быть, субсидии должны быть не в виде денег на прохождение технических испытаний, а в виде устранения этих преград? При НИИТО организован прекрасный Центр прототипирования, почему бы Росздравнадзору не передать ему право регистрировать медицинские изделия и лекарственные препараты? Может быть, Росздравнадзору создать отдельную организацию в нашем регионе, которая имела бы право проводить весь цикл испытаний медицинского оборудования и фармацевтической продукции — клинических, технических, токсикологических, экспертных и т.д. И Росздравнадзор мог бы получать практически готовое регистрационное удостоверение. Любое предприятие Новосибирска тогда бы могло производить какую-нибудь мелочь для медицины. Все 100% производств в регионе стали бы медицинскими, — уверен Лисицын.
По словам топ-менеджера «Элема-Н», рынок медицинских изделий в РФ априори принадлежит государству, поскольку оно регламентирует порядок закупок оборудования и расходных материалов в муниципальных медучреждениях и частных медицинских центрах. При жестком контроле закупок производитель не может поставить несоответствующее требованиям оборудование, следовательно, в дополнительных административных преград для регистрации новых изделий нет необходимости. Регионы могут справиться с проведением клинических, доклинических и технических испытаний самостоятельно.
Мария Галямова, директор НП «Сибирский центр развития биотехнологий и медицины «СибБиоМед», участвовала в разработке текста региональной программы поддержки производств медицинских изделий и лекарств. По ее мнению, низкий интерес предприятий объясняется жесткими условиями участия, поэтому процедуру отбора заявок нужно упростить.
— Основная проблема программы в том, что она разработана 3 года назад. За это время система регистрации медицинских изделий в РФ поменяла свою терминологию, немного изменились правила, в связи с этим получилось неполное соответствие с двух сторон. Кроме того, крупные фармкомпании сегодня в принципе предпочитают не работать с государством из-за меняющихся правил игры. Недавно на конференции в Биотехнопарке выступал заместитель генерального директора холдинга «STADA-CIS-», который заявил, что с точки зрения фармацевтической промышленности, государство в России не является надежным партнером. Поэтому сегодня холдинг стремится сократить поставки лекарств по каналам федеральных госзакупок. Взамен компании холдинга увеличили поставки продукции в частные аптечные сети, почти напрямую населению, чтобы не зависеть от условий, поставленных государством, — рассказала Галямова и сообщила, что «СибБиоМед» также уже направили свои предложения по корректировке программы в минпромторг.
Немало критики поступило в адрес порядка регистрации лекарственных изделий, из-за которого получить субсидии на исследование препаратов очень трудно. Наталья Шарыпова, руководитель отдела регистрации лекарственных средств одного из новосибирских фармпроизводств (уточнить в минпромторге области название компании не удалось — ред) обратила внимание на то, что в программе господдержки не рассчитаны сроки испытания лекарств:
— Проведение клинических исследований лекарственных средств — это длительный процесс, занимающий много лет. Клинические испытания препаратов могут доходить до 12 лет, а субсидии покрывают затраты на исследования, проведенные максимум 2 года назад. Кроме того, не всегда получается предоставить требуемые данные об исследованиях, а также документацию. Например, у нас есть препарат, у которого доклинические исследования проводились в 90-х годах, а клинические проходят до сих пор. Соответственно, по этому препарату нет ни обоснования цен, ни обоснования суммы, затраченной на доклинические исследования, нет договора с аккредитованной организацией, которая их проводила. Мы не подходим по критериям, — объяснила Шарыпова, предложив заменить недостающие для конкурса данные служебной запиской, которая подробно обосновала бы отсутствие важных бумаг.
По ее мнению, срок клинических и доклинических испытаний в РФ регулируется слабо, поскольку зависит от множества факторов. К примеру, доклинические исследования предполагают тестирование на «хроническую токсичность», которое может длиться от 3 до 9 месяцев, в зависимости от лекарства. Само клиническое исследование делится на 4 фазы. Во время первой набирается ограниченное число испытуемых, которые получают за тестирование деньги. Вторая фаза предполагает участие не менее 100 человек, которые проходят испытание бесплатно. Исследование проводится по всем правилам и с гарантией безопасности пациента, однако не каждый больной согласен быть «подопытным кроликом» бесплатно и принимать препарат, не доказавший свою эффективность. Многие участники хотят попасть в группу принимающих новую формулу, действующее лекарство, а не в группу плацебо, что тоже затрудняет процесс исследования. Еще один фактор, замедляющий фазы дорегистрационного периода — это хронические заболевания испытуемых. К примеру, при тяжелых формах онкологии эффективность нового лекарства проявляется слабо, нужны дополнительные тесты.
Несмотря на трудности, связанные с получением господдержки, темп прироста по производству фармацевтической продукции в 2015 году по отношению к 2014 году составил почти 39%, по производству медицинских изделий — 35,5 %. Доля валового регионального продукта фарм-отрасли в 2015 году составила 2,9 % в общем объеме обрабатывающего производства Новосибирской области. Производством фармацевтической продукции в регионе занято 6 предприятий, на которых работают около 3,2 тыс человек со средней заработной платой в 44 тыс рублей. Еще 44 предприятия выпускают медтехнику, обеспечивая регион 523 рабочими местами со средней заработной платой в 33 тыс рублей.
Согласно данным минпромторга, компании области выпускают более 110 видов конкурентоспособной медицинской продукции. В 2015 году Новосибирская область произвела медицинских изделий на сумму более 970 млн рублей.
Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы» была принята в 2015 году и включает в себя подпрограммы: «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области», «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области», «Развитие медицинской промышленности Новосибирской области». Общий объем финансирования госпрограммы составит 365 млн рублей, при этом с 2018 до 2020 года область планирует выделять на поддержку промышленности разных уровней по 100 млн рублей ежегодно.
Фото: vk.com
Анна Калинина
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье