Это один из вариантов адаптации рынка к требованиям 381-ФЗ.
— Закон №381-ФЗ не предусматривает регулирование одного важного вопроса — де-юре он снижает бонусы, убирает маркетинговые платежи, но тогда возникает вопрос: а как производители сегодня будут продвигать свой товар в торговых сетях? — поинтересовалась на круглом столе в региональном парламенте руководитель ЗАО «СИБКЕТ» (производитель натуральных соков, консервированных овощей и фруктов, торговая марка «Ермак») Елена Волынец.
По ее словам, до сих пор все было понятно: поставщик\ производитель платил за палеттоместо (в среднем около 15%), и его продукция выставлялась с желтыми и красными ценниками в рамках маркетингового договора.
— По всей видимости, сейчас этот вопрос будет решаться на уровне личного обаяния с руководителями секций в торговых сетях, — иронизирует Волынец.
Участники круглого стола отметили, что одним из последствий введения 381-ФЗ стала активизация перехода сетей на собственные торговые марки (СТМ).
— Ритейлеры договариваются с производителем о минимальной цене и далее накручивают на нее свой процент — тот, который им интересен. В данном случае производителю не выкручивают рынки на входе, обязывая снизить цены на 10%, — констатировали представители производственных компаний. На круглом столе многие из них заявили, что сети настойчиво рекомендуют им сейчас снижать входные цены.
Комментируя тенденцию, представители агропредприятий отметили, что с одной стороны для производителя и ритейлера рост доли СТМ может быть интересен, так как сеть выставляет продукцию под собственным брендом, поэтому у нее отпадает необходимость проводить бесконечный мониторинг цен, а производители получают гарантированный рынок сбыта. Активно на СТМ сейчас переходят «Метро», «Лента» и прочие сети, заметили участники круглого стола.
— Для мелких, не брендированных производителей, это хорошо, так как им не нужен собственный бренд. Они готовы переходить по СТМ ритейлера, так как получают возможность попасть на прилавки без бонусов. У тех, кто ценит свой бренд ситуация иная, — заявил главный специалист по реализации сельхозпродукции ЗАО «Племзавод Ирмень» Павел Иваровский.
По его словам, сейчас «Ирмень» продает через сети 30% продукции, но уже готово активнее открывать свои киоски, самостоятельно развивать розничную торговлю.
— Работа по СТМ с сетью интересна и для крупного производителя, так как у мелкого может просто не хватить возможностей для соблюдения всех условиях такого договора, — не соглашается руководитель одного из агропредприятий области. — Объемы, которые ритейлеры предлагают под СТМ достаточно большие, особенно если сеть федеральная, поэтому для производителя такой контракт интересен, хотя, да, он теряет свое имя.
В кулуарах участники круглого стола отметили, что при росте доли СТМ в сетях многие производители уйдут сами, так как ритейлеры всегда выставляют продукцию под собственной торговой маркой на более выгодные места и заинтересованы по максимуму развивать именно ее продажу.
— На СТМ сети получают приличную маржу именно за счет хорошей выкладки — маржа варьируется в зависимости от аппетитов ритейлера. Например, «Ашан» накручивает 8-9%, в некоторых они достигают 38%, — пояснили Infopro54 производители.
Получить комментарий торговый сетей по ситуации с СТМ на прилавках на момент публикации материала не удалось.
— В крупных российских сетях доля СТМ продукции колеблется в пределах от 10 до 20%. К примеру, у «Магнита» доля в обороте на собственные марки составляет 11%. При этом, ряд игроков планирует и дальше увеличивать долю СТМ в выручке, — комментирует тенденцию финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.
Однако, по его словам, вряд ли в среднем по рынку доля СТМ когда-нибудь превысит 20%. Перевод на СТМ эффективен лишь для части товарной матрицы т.к. может произойти критическое сокращение ассортимента с последующим оттоком покупательского трафика даже несмотря на более выгодное ценовое предложение. При этом, СТМ требуют много ресурсов для контроля за качеством.
— Таким образом, агрессивное наращивание доли СТМ, скорее всего, окажется неэффективным с точки зрения нивелирования эффекта 381-ФЗ. На мой взгляд, в этом отношении ритейлерам проще будет снизить стоимость закупаемых у поставщика товаров на сумму выпадающих поступлений за счет бонусов, — прогнозирует эксперт.
Изменения, внесенные в Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» начали действовать с 15 июля 2016 года. В законе с 10 до 5% понижена премия с оборота, введен запрет на обратный выкуп нереализованной продукции, сокращены сроки выплаты за продовольственные товары денег поставщикам — до 8 дней для товаров со сроком годности менее 10 дней, до 25 дней со сроком годности от 10 до 30 дней, и до 40 дней со сроком годности продукции свыше 30 дней. До 20 августа аналитические справки, подготовленные региональными мониторинговыми группами по всей стране, должны быть направлены в федеральную мониторинговую группу, которую возглавляет депутат Госдумы Ирина Яровая. В Новосибирской области работу группы курирует депутат Заксобрания Сергей Титков. Производителям и ритейлерам области также предложено высказывать свои замечания и предложения по реализации закона по телефону: 223-50-97.
Фото: пресс-служба Заксобрания области
Юлия Данилова
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег