Аграрии готовят региональный сход, чтобы добиться реакции власти на проблемы, актуальные для отрасли.
«В минувшем году против крестьянства Новосибирской области был организован сговор». Об этом заявили участники пресс-конференции «АПК Новосибирской области: неуправляемый полет», которая прошла в редакции «Комсомольской правды». Аграрии требуют провести парламентское расследование и проверку действий руководства ООО «ОЗК Юг», занимавшегося закупкой и вывозом зерна из Сибири. Сельхозпроизводители области намерены отправить соответствующее обращение АККОН президенту страны. Кроме того аграрии настаивают на создании общественного совета при министерстве сельского хозяйства области. В этот совет должны войти те, кто реально работает на земле. Иначе, уверены аграрии, Сибирь так и останется зоной рискованного и убыточного земледелия. Чтобы их чаяния были услышаны властью, впервые объединились те, кто раньше никак не мог договориться меж собой: три ведущих общественных объединения сельхозпроизводителей области. АККОН, АРСП и «Аграрная партия» решили провести в конце мая общекрестьянский сход.
По мнению руководителей сельскохозяйственных предприятий и профильных объединений области, аграрный сектор сегодня, как никогда ранее, нуждается в грамотном управлении. Но увы, этого нет.
— Министерство сельского хозяйства оторвано и от земли, и от тех, кто на ней пашет, — заявил на пресс-конференции председатель Ассоциации сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области, генеральный директор ООО «Соколово» Анатолий Степанов. — В кабинетах нет ни одного профильного специалиста. Люди, которые сегодня нами управляют, не понимают даже элементарных механизмов работы фермерского хозяйства. Меж тем вопрос стоит ребром — а есть ли вообще смысл сеять?
Разговоры о грядущей зерновой катастрофе в Сибири начались еще зимой 2017. Как и предвидели участники рынка, цена на зерно рухнула. Для Новосибирской области дельтовый рост на повышение составлял 10400 рублей. При этом за тонну пшеницы третьего сорта производителям предлагали 4800 рублей — на полторы тысячи ниже её себестоимости. Область рапортовала Москве о рекордном урожае. По данным регионального минсельхоза, в 2017 году в регионе было собрано чуть больше 3 млн тонн зерна, что на 18-20% выше показателей прошлых 7 лет. Аграрии хватались за голову. Хранить зерно негде. Ёмкость элеваторов и зернохранилищ хозяйств области всего 1,5 млн тонн, то есть вдвое меньше собранного зерна. Отдавать задарма рука не поднимается.
История с вывозом и нехваткой вагонов превратилась в очередной скандал. При этом, по официальным данным, вывоз шел весьма успешно. По результатам проведенного в минсельхозе России 30 января 2018 года заседания оперативного штаба по мониторингу и регулированию рынка зерна Новосибирская и Омская области доложили о фактическом вывозе профицитного зерна. По итогам декабря 2017 года и января 2018 года в рамках постановления от 20.12.2017 года №1595 «О субсидировании ж/д тарифа» ООО «ОЗК Юг» выкупило 84 тысячи тонн пшеницы у более 100 сельхозтоваропроизводителей на элеваторах Сибирского федерального округа и вывезло в сторону Новороссийского порта 43,5 тысяч тонн.
Зерновых интервенций, которые могли хоть как-то поддержать рынок, аграрии так и не дождались. В минувшем году потери сельхозпроизводителей региона на зерне составили 2,6 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем объём всех субсидии, которые были выделены аграриям Новосибирской области.
— По сути, — разводят руками аграрии, — господдержка вылетела в трубу, да и мы тоже.
Что же в сухом остатке? Часть хозяйств вынужденно отдали зерно за копейки. У кого есть крытые склады, зерно держат — ждут цены. И те, и другие уверены — еще одного такого года хозяйства не переживут.
— Я вынужден продавать зерно за 6500 рублей за тонну — ниже себестоимости, — отметил Виктор Котов, директор Купинского животноводческого предприятия ЗАО имени Ленина, почётный работник агропромышленного комплекса РФ. — К осени 2-3 хозяйства в Кулунде гарантированно вымрут. Катастрофа не только с зерном. Себестоимость производства молока — 21 рубль за литр, а цена реализации — 17 рублей. Зачем нам компенсация? Дайте цену!
За 4 месяца хозяйство потеряло 11 миллионов рублей, полученная субсидия составила 8 миллионов.
— Я тоже попал в этот ценовой капкан, — поддерживает коллегу директор ЗАО «Баганское» и ЗАО «Колос» в Баганском районе Сергей Мельников. — Цены на ГСМ увеличились в 4-6 раз, а на пшеницу в 2,5 раза. Глава района не вникает в наши проблемы, я уже не говорю про минсельхоз. Создана система, при которой никто никого не слышит.
Один из крупнейших налогоплательщиков Краснозёрского района, фермер Александр Вайс назвал сложившуюся тенденцию «кущевщиной».
— В нашем небольшом хозяйстве мы собрали 20 тысяч тонн пшеницы, — рассказывает фермер. — Но отдавать зерно третьего класса за 6500 рублей за тонну при том, что горючее подорожало на 20%, я не могу. Вынужден ждать. Для сравнения, урожай 2016 года, тот же третий класс, мы продавали по десять с 10500 рублей за тонну.
В пресс-конференции также принимали участие почетный гражданин Сузунского района, животновод Геннадий Халиман из ЗАО «Пламя», руководитель ведущего растениеводческого хозяйства Сибири с урожаями по 60 центнеров с гектара Анатолий Степанов, почётный фермер России, передовик сельхозпроизводства из Ордынского района Алексей Леонидов. У всех примерно та же картина: убытки от прошлогодней кампании и смутные перспективы нынешней. И все хотят быть услышанными.
Юлия Ростяженко
Фото базовое – редакции, в тексте — автора
Она злоупотребила своими полномочиями и несовершеннолетний лишился жилья
Запустить новый завод планируют до конца 2024 года
Компанию-оператора обвиняют в нарушении двух федеральных законов
Для решения проблемы алкогольной зависимости общества нужны другие меры
Это связано с завершением ремонта трамвайных путей
Так, рамках национального проекта в округе построено свыше 220 и отремонтировано 370 зданий медучреждений