Именно такой посыл вкладывают в название создатели благотворительного магазина GUSTO!, который открылся в Новосибирске.
«ГУсто» или «ГустО»
В марте в Новосибирске открылся первый благотворительный магазин «Носок», который передаёт вырученные деньги от продажи принесённых в него вещей некоммерческой организации. GUSTO! — это первый в нашем городе социальный бизнес в этой сфере и второй благотворительный магазин: часть выручки идёт благотворительным фондам, часть — на развитие. Их схемы работы значительно отличаются.
Открыли магазин две девушки — Анастасия Кравченко и Алиса Гринемаер. Настя по образованию экономист, а Алиса — пиарщик, поэтому понимание, как всё организовать, у них было. Конечно, как и в любом деле, нужно было уделить внимание названию.
— Мне хотелось в названии сделать какое-то пожелание людям, чтобы не просто красиво звучало, например «Лаванда» или «Зефир», — рассказала Настя. — Изначально было написано на русском языке («Густо»): как выражение «дом — полная чаша», чтобы всегда был полон дом друзей и так далее.
Алиса внесла изменения:
— «Густо» по-русски какое-то плохое название: смысл хороший, слово по количеству букв правильное, но некрасиво и немодно звучит. В итоге остановились на английском написании. Вообще по России магазины, которые открывались, назывались «Добро», «Добрый», «Благошоп», «Доброшоп». Мы сразу поняли, что это всё «помогите» — не та сторона, с которой нужно показывать. В Санкт-Петербурге хорошее название — «Спасибо» — без лишних смыслов. А у нас «ГУсто», кто-то думает, что французское произношение — «ГустО».
По словам предпринимательниц, помимо магазина в Санкт-Петербурге, в России есть два или три подобных магазина в Москве, из сибирских городов — в Красноярске и Томске. Во многих городах появлялись подобные проекты, но быстро закрывались: объём работы большой, баснословной прибыли не получить и люди пока не готовы к такому формату.
Как отсеивали хлам
В Новосибирске создатели этого бизнеса пошли по другому пути: сначала Настя была одна, стала тестировать модель — хотела посмотреть, насколько в нашем городе актуальна идея ответственного потребления. Наладила сотрудничество с Домом молодёжи, который помогал распространять информацию, стал местом приёма вещей и выдачи.
— Я тоже, как и Настя, мечтала о своём интересном деле, — рассказала Алиса. — Увидела магазин «Спасибо» в Питере и поняла, что хочу именно эту идею. Как-то нашла в соцсети «ВКонтакте» группу Насти, мы познакомились и с февраля 2015 года начали активную деятельность. Поняли, что у нас совпадает видение.
Девушки вместе продолжили готовить аудиторию города к открытию магазина: рассказывали о себе на благотворительных мероприятиях. В апреле уже зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и начали продавать вещи с помощью социальных сетей.
Только сначала люди не так понимали просьбу принести ненужные вещи и отдавали много хлама.
— Если в Санкт-Петербурге на этот клич принесли антиквариат, интересные вещицы, то у нас получилось иначе — я поняла, что нужно действовать по-другому, — описывает опыт Настя. — Стали делать сборы в компаниях и торговых центрах. Хлам потихонечку отсеивается.
Изначально большинство вещей приносили чаще взрослые, потом Алиса как пиарщик стала привлекать молодёжь. Люди постепенно привыкли, поэтому теперь отдают отдельно новые вещи с этикетками; отдельно те, которые носили аккуратно и недолго, причём постиранные или из химчистки; и старые — на переработку. Есть организация, которая забирает последние по мере накопления и передаёт их на заводы как обтирочный материал, набивку в мебель или утеплитель. Некоторые несут вещи коробками.
Например, Екатерина Донина сильно похудела и обновила свой гардероб, а вещи, которые остались в хорошем состоянии, принесла:
— Ответственное потребление кажется мне важным, поскольку мир уже сегодня испытывает нехватку ресурсов для равномерного обеспечения населения земли всем необходимым. Я стараюсь уменьшить свой личный углеродный след: хожу пешком, если есть такая возможность, попусту не трачу бумагу на печать, если и покупаю одноразовую посуду, то биоразлагаемую или бумажную. Пусть это и совершенно мизерный вклад в решение нашей общей проблемы, но для меня значимый. Об этом проекте мне рассказала подруга, которая брала там одежду. Я приносила свои вещи и приобрела себе стильную шёлковую юбку горчичного цвета, которую с удовольствием ношу.
«Люди уходят от нас счастливыми»
Поскольку вещей много, то большая часть раздаётся: или фондам, или непосредственно нуждающимся, для которых по пятницам в Доме молодёжи устраивается так называемая раздача.
— Проведённые благотворительные мероприятия («Ярмарка добро» и PRODOBRO) позволили передать деньги фондам — «Солнечный город» и «Живи» (мы им финансово помогли, а он нам одежду). Сотрудничаем с организацией «Семья и дети», которая регулярно присылает к нам людей за вещами, — объяснила Настя. — Иногда на нашу раздачу приходят до 30 человек за два часа. Мы радуемся, когда видим, что вещь подошла, понравилась. И людям нравится, когда не просто пакет получили, а сами выбрали что-то.
В дальнейшем девушки хотят финансово помогать мелким благотворительным фондам. Сейчас же они самостоятельно не только сортируют и отпаривают одежду, но и ведут отдельную работу с людьми, которые к ним приходят. А она не всегда бывает простой.
— Бывает морально тяжело, потому что люди часто приходят со своими историями, — поделилась полученным опытом Алиса. — Но мы всё равно рады помогать: приятно понимать, что ты при этом по сути ничего не вложил, только немного физических сил и времени. Хотя, может, мне так кажется, а кто-то подумает, что это много. Люди уходят от нас счастливыми. Особенно беженцы из Украины: у них же вообще ничего нет. Мы уже знаем, что им нужно: откладываем для них постельное бельё, шторы, посуду.
Как раз одна беженка из Украины, приходившая за вещами, предложила свою помощь. Теперь она ответственная за склад. Её взяли работать, потому что она знает всё изнутри: человеку со стороны пришлось бы долго вникать.
В других странах к работе в подобных магазинах привлекаются волонтёры, но девушки решили, что эта система неустойчива.
— Например, в Англии волонтёры обязаны отрабатывать определённое количество часов, которые им засчитываются, — описала опыт другой страны Настя. — Мы на первом этапе привлекали своих родных и друзей. На волонтёрах можно выстроить работу на складе, как было в начале, но для магазина должна быть ответственность. Чтобы не было так: «Я хочу к другу съездить, не смогу выйти». Поэтому сейчас в команде есть мы, человек, отвечающий за склад, и продавец, который будет нам помогать.
Большая карта брендов
Одежду для продажи в магазине девушки тоже выбирают сами: смотрят, готовы ли надеть её или нет.
— У нас много новых вещей и тех, по которым видно, что они должны ещё служить. Есть брендовые вещи, которые нам даёт фонд «Живи». Это небольшой процент от всего ассортимента, но он есть. Здесь имеются в виду не массовые бренды — Bershka, Zara, а — Алёна Ахмадулина, Александр Терехов. Если нам передают Dolce & Gabbana из Москвы, то это настоящая одежда, итальянская. Иногда поступают вещи, которые какие-нибудь звёзды передали в фонд после одной фотосессии, — перечислила Алиса.
Девушки знают историю практически каждой вещи в магазине. Например, на одной рубашке написано необычное название — «Жан и Праскова». Человек купил её в Сочи в дизайнерском магазине. Среди вещей есть пиджак самой Алисы, который она носила ещё в школе и собственноручно вышивала на нём крылья.
Кроме того, предпринимательницы налаживают сотрудничество именно с новосибирскими дизайнерами, чтобы показать, что у нас есть люди, которые делают красивую одежду и необязательно дорогую. Один из таких дизайнеров — Валерия Науменко, юбки которой представлены в магазине:
— Я очень хорошо отношусь к благотворительности и всегда стараюсь как-то поучаствовать в этом важном деле. Когда мне как профессиональному дизайнеру предложили участвовать в деятельности магазина, мне очень понравилась эта идея! Хочется, чтобы такие проекты развивались. Настя и Алиса говорят, какие вещи они хотели бы видеть в магазине, а я выбираю их из актуальных коллекций. Вдохновение для меня — это сама жизнь. А также примеры преображения девушек, которые носят мою одежду, — прокомментировала своё сотрудничество с магазином Валерия.
В планах у Насти и Алисы привлечь новосибирских дизайнеров аксессуаров. Пока думают, как лучше их разместить. Но, возможно, сделают акцент всё-таки только на одежду — всё зависит от спроса. Первые покупатели уже, конечно, были. Некоторые люди купили себе сразу несколько вещей, а часть даже отложили, чтобы потом за ними вернуться.
«Благотворительность — это не только «спасите, помогите»»
Цены девушки устанавливают тоже самостоятельно.
— У нас в голове есть примерная матрица. Понятно, что летняя одежда дешевле — другая ткань используется. Ещё делим по категориям: футболки и майки дешевле, чем, например, кардиганы и верхняя одежда. Майки от 300, летние платья от 400, кардиган от 600, — сказала Алиса. — Самые дорогие — это брендовые вещи от фонда «Живи»: если их первоначальная стоимость могла быть 70—80 тысяч, то мы ставим две-три. И для новых вещей ставим цены повыше.
Одна из покупательниц — Алёна Синицкая — поделилась своими впечатлениями от магазина:
— Я рада, что у нас появился такой магазин, тем более расположенный в шаговой доступности от метро. Думала, что поеду в Питер и обязательно что-нибудь куплю в «Спасибо», но моя мечта осуществилась ближе, в Новосибирске. Здорово, когда твой бизнес социально ответственен, а у людей появляется возможность вот так легко быть причастным к благому делу, отдавая или покупая вещи. Я купила кофту, которая восхищает своей уютностью и нежным цветом. Спасибо вам, человек, который отдал её в GUSTO!.
Наверное, именно такой реакции и ожидали девушки, которые хотят показать, что благотворительность — это не только «спасите, помогите», она может ещё и радовать. От магазина GUSTO! Настя и Алиса хотят провести новогоднюю благотворительную ярмарку.
PS от девушек:
— Возраст не нужно называть? У нас ещё возраст обычно спрашивают. Мне 24, — сказала Алиса, — а Насте 27. И мы обе приезжие: я из Алтайского края, Настя из Кемеровской области. Может, напишете, и кто-то вдохновится, подумает: «Я тоже могу что-то сделать». Никто не помогал бы нам, если бы были новосибирцами, никто не мешал из-за того, что мы приезжие. Не нужно иметь каких-то кредитов, богатых родственников — достаточно небольших накоплений, которые можно сделать постепенно. Всё реально для тех, кто хочет создать своё дело.
Фото: Мария Тищенко и личные архивы
Мария Тищенко
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%