На начало 2016 года объем долгов населения и компаний по налогам в области составил 4,4 млрд руб. К их взысканию привлекут банки, работодателей и госорганы.
— В 2016 году областной бюджет достигнет своего потолка по уровню долговой нагрузки и расходы не смогут в прежней степени обеспечиваться заимствованиями. Это означает, что структурные реформы в бюджетном секторе откладывать уже нельзя, — заявил на заседании правительства министр финансов Новосибирской области Виталий Голубенко.
Он отметил, что по недоимка по налогам в облбюджет в 2015 году снизилась на 9 %, но тем не менее, на начало 2016 года достигла 4,4 млрд рублей. За год существенно изменилась ее структура.
— В прошлом году доминировала недоимка по налогу на прибыль, в этом в структуре недоимки лидирует задолженность по транспортному налогу — 1,4 млрд руб. Долги по земельному налогу имущество физлиц составляют 517 млн, по налогу на прибыль за год недоимка уменьшилась почти в 2 раза, но это произошло в результате списания безнадежных к взысканию задолженностей по недействующим организациям, — констатировал Голубенко.
В целом, на сегодняшний день около 52 % в общем объеме недоимки составляет задолженность физлиц. Хозяйствующие субъекты долги по налогам гасят более дисциплинированно. В отраслевом разрезе недоимка в размере 1,4 млрд рублей сконцентрирована в сфере торговли, услуг и обрабатывающих производствах.
Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий поинтересовался, какие возможности сегодня может использовать регион для корректировки ситуации с налоговыми поступлениями.
— Какие меры, на ваш взгляд, могут дать наиболее ощутимый эффект в 2016 году? Сегодня для бюджета возрастает актуальность недоимки по налогам. 4,4 млрд — это большой резерв. Кроме того, оценивая 1 квартал, мы прогнозируем, что можем недополучить по доходам по итогам 2016 года около 3,2 млрд рублей, — отметил он.
Министр рекомендовал правительству региона сконцентрироваться на решении ряда задач. Прежде всего, до конца 1 полугодия органам областной власти и муниципального самоуправления необходимо разработать планы по управлению отраслями в пределах бюджетных возможностей, которые эквиваленты доведенным лимитам бюджетных обязательств на 2016 год. Кроме того, при выполнении указов президента РФ, обеспечить надлежащий контроль за оплатой труда в сфере общего образования, исключая превышение среднего значения по региону.
— Также необходимо разработать критерии нуждаемости по всем мерам социальной поддержки, а также внедрить в управленческие процессы компоненты взыскания недоимки перед бюджетами, включая межведомственное взаимодействие с территориальными органами власти и правоохранительными органами. В подведомственных сферах обеспечить контроль, исключающий возникновение обязательств без надлежащего финансового обеспечения, в частности неучтенных договорных обязательств перед поставщиками и подрядчиками, — перечислил Виталий Голубенко. — Для эффективного оказания господдержки сформировать требования, исключающие отрицательный финансовый результат у хозяйствующих субъектов, которые ее получают.
В результате работы органов власти во взаимодействии с налоговыми органами, ГИБДД, органами муниципального самоуправления, в прошлом году в областной бюджет было мобилизовано 603 млн рублей налоговой задолженности и эту работу необходимо продолжать, находя новые точки сопряжения с налогоплательщиками, заявил министр.
— Необходимо повышать их мотивацию к соблюдению налоговой дисциплины. Особенно это касается организаций доходы которых формируются за счет государственного и муниципального заказа, грантовой поддержки и бюджетного субсидирования, — добавил Виталий Голубенко. — Причем, мобилизация недоимки физических лиц во многом зависит не только от эффективности мер информационного взаимодействия. На мой взгляд, развитие кредитными организациями способов оперативной уплаты налогов через удаленные терминалы и мобильные устройства связи по схеме «в одно касание», а также обеспечение требуемой интеграции с ФССП, было бы существенным вкладом в решение данной задачи. Отсутствие моментальной возможности уплатить долги, возможно, в присутствии органов власти, снижает эффективность этой работы.
Министр также отметил, что профильным министерствам и ведомствам было бы полезно включать в рассмотрение заявок и обращений граждан подтверждение отсутствия задолженности по имущественным налогам и административным штрафам.
— Есть еще один вариант, который используется федеральной налоговой службой: формирование своего рода партнерских отношений с работодателями, которые могли бы профессионально организовать через свои бухгалтерии удержание из зарплаты работников сумм имущественных налогов подлежащих к уплате и обеспечивать их своевременное перечисление в бюджет. В целом, именно организация не совсем регламентированной работы с физлицами по повышению мотивации по своевременному исполнению налоговых обязательств, наиболее важна для текущего года, — резюмировал Голубенко.
Владимир Городецкий добавил, то по транспортному налогу есть больше всего способов повлиять на налогоплательщиков: это различные виды ограничений, в том числе в рамках проведения техосмотра.
— Сегодня 82 млрд рублей — расходные полномочия бюджета, связанные с обеспечением социальной инфраструктуры. Другого варианта нет, как наращивать экономику и налогооблагаемую базу. Дефицитность бюджета развития необходимо заменить подходами ГЧП, концессионными направлениями, чтобы прирастать в развитии не за счет бюджетной нагрузки, — добавил он
В целом губернатор констатировал, что недоимка 4,4 млрд руб — тот резерв, который позволит «оживить ситуацию с бюджетом» в 2016 году.
Фото: Iain Hinchliffe
Юлия Данилова
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется