Для второго высшего образования эта форма обучения актуальна и адекватна.
— Разговоры об отмене заочного образования идут давно. Правда, речь пока шла только о специальностях гуманитарного плана, например, психологии. Но, насколько я знаю, такого распорядительного документа еще нет, — пояснил корреспонденту Infopro54 проректор по учебной работе «Новосибирского государственного университета экономики и управления» (НГУЭУ) Владимир Ромашин.
По его словам, есть как сторонники, так и противники заочного высшего образования и каждые приводят свои аргументированные доводы.
— Противники заявляют, что заочники не получают образования такого качества, как очники и студенты очно-заочной формы обучения (ранее вечернее образование). Сторонники говорят, что заочники более нацелены получить образование по выбранной специальности, так как приходят, чтобы получить недостающие компетенции в которых заинтересованы и которые им необходимы в трудовой деятельности. Лично мое мнение: все должен регулировать рынок. Практика показывает, что если государство пытается что-то навязать насильно, то в ситуации очень редко достигается какое-то равновесие, — заявляет Ромашин.
По его словам, сегодня на рынке существует спрос на заочное образование, работодатели готовы принимать специалистов с такими «корочками», значит, такая форма обучения имеет право на существование. Как правило, работодателей интересует только наличие диплома о высшем образовании, а в сам диплом, в приложение к нему они почти не смотрят и не интересуются в какой форме проходил обучение соискатель вакансии.
— Да, с одной стороны, ряд ведущих вузов России отказались от заочного обучения. Это МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, но в тоже время в некоторых развитых странах это образования является распространенной практикой и активно развивается, — рассуждает эксперт. — В целом, считаю, что заочники это еще не так страшно. Они все-таки приезжают на сессии, общаются с преподавателем, попадают в вузовскую среду, хотя бы могут «понюхать» воздух высшего образования. Гораздо большую проблему, на мой взгляд, представляют «дистанционщики». Они вообще не показываются в вузе и когда приезжают на защиту, оказывается, что очень сложно оценить реальную степень их подготовки.
В целом, для принятия решения об отмене заочного высшего образования, необходимо изучить и проанализировать мнение всех участников процесса: самих студентов, их родителей, работодателей и органов власти.
— Первое высшее заочное образование, возможно и не приемлемо. Студент, не научившись учиться в вузе, редко когда может получить при этом качественное образование. Второе высшее — почему бы нет. У человека уже сформировались алгоритмы подготовки, он умеет самостоятельно искать пути решения проблем и обосновывать свои действия. Кроме того, многое зависит от личной заинтересованности студента и его целевых установок. Лично я знаю немало заочников, которые дадут фору многим очникам. Но, государству в этот процесс вмешиваться не стоит, как только работодатель будет предъявлять к соискателям более жесткие требования, будет заинтересован в качественных специалистах, рынок образования скорректируется самостоятельно, — уверен Владимир Ромашин.
19 июня в программе «Вести недели» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по нескольким направлениям. В частности, речь идет о таких специальностях, как экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление. Кравцов объяснил это намерением повысить качество высшего образования в стране. Кроме того, глава ведомства заявил, что такая мера подорвет экономическую основу у сомнительных псевдовузов. Это решение, по данным федеральных СМИ, поддержали в Минобрнауке РФ. В Рособрнадзоре подчеркнули, что речь идет о новом наборе на заочную форму обучения. Те, кто уже поступил и продолжает учиться, смогут завершить обучение в выбранной форме.
По данным Новосибирскстата, на начало 2015\2016 учебного года в регионе работало 22 высших учебных заведения, из них 14 государственных и муниципальных, 8 частных. В вузах училось 110 тыс студентов, из них 100 тыс в муниципальных. Свежей статистики по количеству заочников на сайте найти не удалось. По данным на начало 2009\2010 учебного года, в регионе из общего числа студентов вузов (149 тыс человек) на очных отделениях обучалось 73,3 тыс. (49 %) студентов, на очно-заочных — 4,2 тыс. (3 %), на заочных — 71,8 тыс. (48 %).
Фото: пресс-служба НГУЭУ
Юлия Данилова
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%