Для второго высшего образования эта форма обучения актуальна и адекватна.
— Разговоры об отмене заочного образования идут давно. Правда, речь пока шла только о специальностях гуманитарного плана, например, психологии. Но, насколько я знаю, такого распорядительного документа еще нет, — пояснил корреспонденту Infopro54 проректор по учебной работе «Новосибирского государственного университета экономики и управления» (НГУЭУ) Владимир Ромашин.
По его словам, есть как сторонники, так и противники заочного высшего образования и каждые приводят свои аргументированные доводы.
— Противники заявляют, что заочники не получают образования такого качества, как очники и студенты очно-заочной формы обучения (ранее вечернее образование). Сторонники говорят, что заочники более нацелены получить образование по выбранной специальности, так как приходят, чтобы получить недостающие компетенции в которых заинтересованы и которые им необходимы в трудовой деятельности. Лично мое мнение: все должен регулировать рынок. Практика показывает, что если государство пытается что-то навязать насильно, то в ситуации очень редко достигается какое-то равновесие, — заявляет Ромашин.
По его словам, сегодня на рынке существует спрос на заочное образование, работодатели готовы принимать специалистов с такими «корочками», значит, такая форма обучения имеет право на существование. Как правило, работодателей интересует только наличие диплома о высшем образовании, а в сам диплом, в приложение к нему они почти не смотрят и не интересуются в какой форме проходил обучение соискатель вакансии.
— Да, с одной стороны, ряд ведущих вузов России отказались от заочного обучения. Это МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, но в тоже время в некоторых развитых странах это образования является распространенной практикой и активно развивается, — рассуждает эксперт. — В целом, считаю, что заочники это еще не так страшно. Они все-таки приезжают на сессии, общаются с преподавателем, попадают в вузовскую среду, хотя бы могут «понюхать» воздух высшего образования. Гораздо большую проблему, на мой взгляд, представляют «дистанционщики». Они вообще не показываются в вузе и когда приезжают на защиту, оказывается, что очень сложно оценить реальную степень их подготовки.
В целом, для принятия решения об отмене заочного высшего образования, необходимо изучить и проанализировать мнение всех участников процесса: самих студентов, их родителей, работодателей и органов власти.
— Первое высшее заочное образование, возможно и не приемлемо. Студент, не научившись учиться в вузе, редко когда может получить при этом качественное образование. Второе высшее — почему бы нет. У человека уже сформировались алгоритмы подготовки, он умеет самостоятельно искать пути решения проблем и обосновывать свои действия. Кроме того, многое зависит от личной заинтересованности студента и его целевых установок. Лично я знаю немало заочников, которые дадут фору многим очникам. Но, государству в этот процесс вмешиваться не стоит, как только работодатель будет предъявлять к соискателям более жесткие требования, будет заинтересован в качественных специалистах, рынок образования скорректируется самостоятельно, — уверен Владимир Ромашин.
19 июня в программе «Вести недели» глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по нескольким направлениям. В частности, речь идет о таких специальностях, как экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление. Кравцов объяснил это намерением повысить качество высшего образования в стране. Кроме того, глава ведомства заявил, что такая мера подорвет экономическую основу у сомнительных псевдовузов. Это решение, по данным федеральных СМИ, поддержали в Минобрнауке РФ. В Рособрнадзоре подчеркнули, что речь идет о новом наборе на заочную форму обучения. Те, кто уже поступил и продолжает учиться, смогут завершить обучение в выбранной форме.
По данным Новосибирскстата, на начало 2015\2016 учебного года в регионе работало 22 высших учебных заведения, из них 14 государственных и муниципальных, 8 частных. В вузах училось 110 тыс студентов, из них 100 тыс в муниципальных. Свежей статистики по количеству заочников на сайте найти не удалось. По данным на начало 2009\2010 учебного года, в регионе из общего числа студентов вузов (149 тыс человек) на очных отделениях обучалось 73,3 тыс. (49 %) студентов, на очно-заочных — 4,2 тыс. (3 %), на заочных — 71,8 тыс. (48 %).
Фото: пресс-служба НГУЭУ
Юлия Данилова
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье