Categories: Экономика

«РосАгроМаркет» сверяет проект с рынком

Компания провела в Новосибирске конференцию с потенциальными партнерами, чтобы оценить нужно ли вносить коррективы в ОРЦ.

Бизнес-модель на троих

 

Большая часть участников конференции пожаловалась, что в регионе не достаточно складских помещений.

— Капуста на поле стоит 2-3 рубля, а ее привоз 10 рублей, поэтому мы уже давно поняли, что дешевый продукт далеко возить не выгодно и переключились на закупку овощей у местных производителей. Но, у нас нет звена между производителями и потребителями, которое могло бы аккумулировать продукцию. Один раз мы попробовали заключить длинный годовой контракт с производителем на покупку картофеля по 8 рублей за кг. В итоге, когда цена на рынке падала до 6 рублей, все было хорошо, а когда поднималась до 12, нам картошку переставали продавать или продавали гниль, — поясняет руководитель проекта дирекции по закупкам и логистике ООО «Холидей Классик» Ольга Слободская. — Были поставщики, которые обещали сами найти складские площади, но на некоторых из них стоимость хранения может составлять 1 рубль на кг.

По ее словам, сейчас крайне необходимо сформировать бизнес-модель на троих: производитель, сети и склад, чтобы она была выгодна всем сторонам.

— Чтобы производитель не разорился на хранении, чтобы закупочная цена была приемлема для ритейлера, а склад смог получать прибыль. Практика показывает, что цены на продукты могут сильно прыгать, в зависимости от сезона. В прошлом году зимой килограмм картофеля стоил 30 руб, в этом — 2 руб, — добавила Слободская.

Без учета спроса     

Еще одна проблема, связанная с отсутствием складских площадей, дефицит продукции.

— В прошлом году у нас был перебор моркови, а в марте 2016 мы за ней гонялись, так как это был дефицит. Сейчас все засыпали нас картошкой — только на этой неделе было около 50 звонков от производителей, — рассказывает Слободская. — Я уже неоднократно задавала вопрос региональному минсельхозу: почему вы не делаете инвентаризацию полей, может на них нужно было посадить больше гороха, а не картошки? Может делать плановые задания, как раньше, собирая данные о потребности населения у сетей? Мы постоянно мониторим спрос, знаем, что покупают люди по овощам, молоку и мясу. Можно очень просто свести потребности населения, а также возможности сетей и складов. Пока не получаем отклика.

По ее словам, региону крайне необходима информационная площадка — биржа, где будет аккумулироваться такая информация, чтобы она была прозрачна и доступна всем участникам рынка: производителям, транспортникам, поставщикам, ритейлерам, чтобы все сразу понимали что, сколько, когда и почем.

По мнению Слободской, это необходимо и для того, чтобы производителям корректировать свой спектр предложений.

— Сейчас все кому не лень предлагают печенье, арахис, но трудно найти качественный интересный сыр, творог, овощи по нормальной цене, хорошее яйцо. Проблема производителей в том, что они не проводят маркетинговое исследование рынка. У нас в России часто так бывает: вначале осваиваются инвестиции, строится завод, а потом все начинают искать рынки сбыта и оказывается, что молоко не то, и сыр не тот. У нас мало аутентичных хозяйств, — констатировала она.

Без доставки

Участники конференции также подняли вопрос логистики. Оказалось, что проблемы с доставкой товара возникают, как у производителей, так и у сетей.

— У нас около 1500 поставщиков, до некоторых магазинов 700 км. Сами мы продукты не возим и на логистику приходятся очень серьезные затраты. Очень большая потребность существует в агрегаторе, который мог бы координировать этот вопрос. Сети также ищут поставщиков, в том числе фермеров, закупают у них продукцию. Нередко получается, что из-за маленького чека совершаются очень сложные действия, а это приводит к росту стоимости конечной продукции. Нет единого агрегатора, который мог бы аккумулировать у себя эту продукцию, чтобы ритейлер забирал ее из одного места, — констатирует Ольга Слободская. — У нас есть спрос на стейки герефордов, но возникают сложности с доставкой охлажденной продукции. Если мы сформируем свою службы доставки, то она будет занимать большую часть в стоимости мяса.

Директор ООО «Новый колхоз» Константин Терещенко отметил, что фермерам интереснее сократить звенья цепочки между ним и покупателем, так как это напрямую отражается на цене продукции, а значит ее востребованности у конечного потребителя.

— Надеемся, что создание логистических цепочек из сбытовых кооперативов позволит решать вопросы логистики. Кроме того, было бы интересно, чтобы появился механизм реализации этой продукции без участия конкретного производителя, которому нужно работать на полях, но и без серьезной накрутки (в ОРЦ ранее отмечали, что готовы сделать площадку для продажи фермерской продукции — ред). Обидно, когда заходишь в магазин и видишь, что твой товар продается в 2 раза дороже, чем твоя цена закупа. Очень бы хотелось, чтобы цены были более справедливыми, а ценник понятным, — говорит Терещенко.

Мыть или не мыть?

Руководитель одного из хозяйств, занимающийся разведением герефордов, отметил, что для него серьезной проблемой также является расфасовка продукции, чтобы можно было поставлять ее сети как готовый продукт. По словам вице-президента Сибирской федерации рестораторов и отельеров по вопросам кейтеринга Анны Сидевич, рынку HoReCa также интересна подготовка и оптовая упаковка продукции до предготового состояния.

— Пока подобные производства фрагментированные, если есть возможность снизить издержки и сделать цены доступнее, то это было бы востребовано, — считает она.

«РосАгроМаркет» уже второй год анонсирует планы по строительству в регионе больших складских площадей — оптово-распределительного центра, куда все овощеводы будут привозить картошку, свеклу, морковку, где ее будут мыть и доводить до состояния пригодного к использованию. Впрочем, Ольга Слободская считает, что это очень узкая ниша.

— В последнее время во многих супермаркетах исчезли развалы вакуумированной очищенной, калиброванной картошки. Думаю, они остались только в «Бахетле», «Добрянке», «Мегасе» и паре фермерских магазинов. Почему? Резко снизился спрос, — поясняет она. — В Новосибирске около 1000 очень богатых людей, и около 2000 торговых точек. Средняя зарплата в области 30 тыс рублей. Мы видим по своим покупателям, что они сейчас предпочитают покупать грязную картошку, набирая ее в пакеты самостоятельно из развалов. В крайнем случае, упакованную в мешки стоимостью 1,5 рубля. Пять лет назад такого не было — многие предпочитали помытый, упакованный продукт, хорошо брали очищенный и охлажденный. Сейчас немытый картофель стоит 10 рублей за кг, почищенный в вакуумной упаковке — 40 руб.

Ольга Слободская уверена, что в ближайшие 2-3 года в торговых сетях вряд ли будет массово продаваться очищенная овощная охлажденка.

— Дорогая продукция в виде подготовленных овощей, фруктов, шпината, корней сельдерея обязательно должна быть в супермаркете, но сейчас это скорее музейные экспонаты, магазины на них не зарабатывают. По этой продукции у нас те же поставщики, что в сегменте HoReCa, —уточняет она.

Больше, чем планировали

Резюмируя предложения, озвученные участниками конференции, генеральный директор холдинга «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев согласился, что рынку необходима координация, а также инфраструктура по закладке, упаковке и доработке сельхозпродукции, все что позволит участникам рынка оптимизировать свои расходы. Эта проблема в последнее время стала актуальная даже для дискаунтеров: в 2015 году они впервые увидели падение среднего чека.

— Из того что я услышал, могу сделать вывод, что потребность в подготовке доработанной продукции на рынке существует, поэтому почему бы не мыть овощи, упаковывать их, и не зарабатывать на этом, — заявил он. — Что касается координации деятельности сельхозпроизводителей, ритейлеров, логистов, оптовиков, то пока выигрывает тот, кто лучше крутится и знает, как это все промаслить. Непрозрачность рынка работает на руку перекупщикам. Это нормально, если при этом маржа не зашкаливает.

Председатель правления холдинга «РосАгроМаркет» Алексей Ванчугов также констатировал, что задачи ОРЦ оказались шире, чем предполагалось изначально.

— Получается, что необходимо не просто обеспечение физической инфраструктуры — связки между производителем ритейлом, это должна быть площадка для обмена информацией, отслеживания трендов, сверки планов. По факту, аналог биржи, — отметил он.

Представители «РосАгроМаркета» подтвердили, что на ОРЦ планируется организовать обвалку, разделку, вакуумную упаковку мяса под задачи клиентов с их брендированием.

— Работаем с минсельхозом области, с полпредством, чтобы собрать когорту предприятий заинтересованных в том предложении и под эти объемы затачивать покупку оборудования, — рассказал Богдан Григорьев.

Он также отметил, что координация рынка и создание инфраструктуры под торговлю, фасовку, доработку и хранение исторически является задачей государства. В случае с «РосАгроМаркетом», ОРЦ — это частный проект, который впоследствии должен финансироваться государством.

— Формального подтверждения этому мы пока получить не можем, поэтому частично задерживаем сроки по старту реализации проекта, — пояснил он, отвечая на вопросы участников конференции.

Ранее сообщалось, что стройка оптово-распределительного центра должна была начаться летом 2016 года, первые объекты, например, овощехранилище и павильоны торговли с фур (кросс-доки) планировалось построить осенью. Запуск первой очереди комплекса был запланирован на 2-й квартал 2017 года.

Фото: пресс-служба РосАгроМаркет

 

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирский гастроэнтеролог объяснила, почему вредно запивать еду чаем и кофе

Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе

12 часов ago

Новосибирские зоозащитники добрались до Кремля, чтобы получить землю под приют

Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей

16 часов ago