О текущих тенденциях в банковской рознице, о том, какие продукты сегодня выбирают розничные клиенты банков, рассказывает начальник управления клиентских исследований Банка ВТБ Дмитрий Лепетиков.
— Дмитрий, как в настоящее время развивается банковская розница? Какие стратегии выбирают клиенты: сберегательные или, напротив, они готовы тратить деньги?
— Банковский рынок чувствует себя по-прежнему неплохо, развивается. Всё это касается и розницы. Первое, что мы в ней видим — это то, что мы замечательно и стабильно растем: объемы депозитов увеличиваются на 8-9% в год. Поскольку база в сегменте депозитов почти в два раза превышает базу в сегменте кредитования, это означает, что розница за счет роста сбережений финансирует не только сам розничный бизнес, но еще помогает и развитию корпоративного сектора. Причем рост происходит несмотря на снижение ставок по вкладам. То есть банковские депозиты по-прежнему остаются основным источником сбережений, именно туда в первую очередь идут люди.
В кредитовании тоже пошел рост. Причем с прошлого года он идет по всем сегментам рынка. Если в трудные годы — 2015-2016 — у нас явно выделялась ипотека, то теперь на первый план выходит потребительское кредитование и кредиты наличными. Люди берут мелкие ссуды на более простые цели: покупку бытовой техники, оборудования, мебели. 2017 год был интересен тем, что рос спрос на кредиты для отпуска. Это означает, что люди уже привыкли отдыхать и даже рост цен не стимулирует их отказываться от привычной поездки или заменять ее чем-то более дешевым. Напротив, клиенты готовы взять краткосрочный кредит, с тем, чтобы потом много и плодотворно трудиться.
2015-2016 годы были временем неопределенности. Люди с трудом представляли себе, что будет с их доходами. В 2017 году поведение клиентов говорило о том, что все процессы как бы стабилизировались, можно снова кредитоваться, тем более что за два прошедших года накопился отложенный спрос. Кредитование снова набирает темпы и отыгрывает тот минус, который накопился.
— Какие факторы, кроме отложенного спроса, способствуют росту кредитования?
— Конечно же, фактор снижения процентных ставок. ЦБ долгое время, вплоть до середины 2017 года, вел себя достаточно осторожно. Несмотря на снижение ставок на рынке, сам ЦБ ключевую ставку придерживал. А вот с конца весны-начала лета 2017 года, когда тренд на снижение достаточно четко обозначился, мы увидели, что и Банк России установил ставку на уровне 7,25 п.п. Есть все основания считать, что этот тренд не закончился и в этом году мы еще увидим снижение ключевой ставки на 0,25 п.п. до 7%. Такие ожидания у аналитиков, с одной стороны, базируются на том, что у нас низкая инфляции, а с другой — сам ЦБ не говорит, что дальнейшее снижение не предвидится. Действительно, инфляция сегодня уже ниже 4%, а ведь еще 3-4 года назад никто даже поверить в такое не мог. Даже некоторая волатильность, наблюдавшаяся в апреле, никак не повлияла на банковский сектор, который подтверждает, что сегодня это устойчивый и стабильно развивающийся сегмент российской экономики. Снижение ставок, помимо отложенного спроса, безусловно, тоже стимулирует рост кредитования. Смотрите, ставки по ипотечному кредитованию уже переходят в однозначные значения, падают проценты в потребительском кредитовании.
— Какие виды кредитов пользуются большим спросом?
— Традиционный драйвер нескольких последних лет — это ипотечное кредитование. Мы видим, что со второй половины прошлого года и по февраль нынешнего в РФ почти каждый месяц является рекордным с точки зрения выдачи жилищных кредитов. Есть несколько факторов, объясняющих этот рост. Первое, это снижение процентных ставок, за счет чего расширяются возможности ипотечного кредитования для все больших и больших слоев населения. У нас уже более 3 млн человек в России имеют ипотеку. Второе, это стабилизация цен на рынке недвижимости. Более того, есть сегменты, где цены на жилье даже падают. Застройщики построили много домов, и благодаря этому покупатель имеет возможность выбирать.
— А рост кредитования не приведет снова к тому, что будет расти задолженность по кредитам?
— Крайние случаи, когда люди перебирают кредиты, есть всегда. Но таких людей немного, и в целом ситуация с возвратом задолженности сейчас достаточно хорошая. Сегодня в целом по стране только около 17% доходов населения уходит на погашение банковских кредитов и выплату процентов. Нормальным уровнем, с точки зрения мировой практики, считается, когда человек отдает банку порядка трети доходов. У нас до этого еще довольно далеко. При этом хочу отметить: если снижаются ставки по кредитам, то переплата тоже сокращается. Тенденция на уменьшение переплаты наблюдается уже третий год, что говорит о снижении давления на заемщика, то есть у него остается больше средств и возможностей для реализации других планов.
— Сибирь как-то выделяется на фоне других регионов Российской Федерации?
— Про Новосибирскую область конкретно ничего не могу сказать, а вот в целом в СФО наблюдается одна любопытная фишечка. Здесь есть интересное соотношение депозитов и кредитов населения: на 100 рублей привлеченных средств населения в Сибирском федеральном округе выдано 82,6 рубля кредитов. Это, за исключением СКФО, самое высокое соотношение в России. Среди регионов со средним уровнем, а по Сибири уровень дохода приближается к среднему по стране, у вас самое высокое соотношение кредитов к депозитам. Это означает, что в округе активно развивается кредитование, люди вкладывают средства в развитие. Если в той же Москве или Петербурге люди больше «сидят на деньгах», то в Сибири стараются полнее использовать возможности кредитования, не откладывать свои планы. Кредитная ориентированность выделяет Сибирский округ на фоне остальной Российской Федерации тем, что подкреплена не самым низким в РФ уровнем доходов. Такая ситуация устойчива уже два-три года. Люди, несмотря на то, что происходит вокруг, привычек не меняют, это идет только на благо банковскому сектору в Сибири.
— Инфляция в стране низкая, но реальные доходы граждан тоже не растут, ставки падают. Откуда же рост депозитов?
— Посмотрим глубже. Реальные доходы населения складываются из зарплаты, из разных социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности и сбережений. Что происходит с этими составляющими реальных доходов? У нас реальная зарплата растет, а вот реальные доходы от сбережений из-за снижения процентных ставок снижаются, что влияет на статистические данные реальных доходов. Сами же объемы сбережений не снижаются, 90% из них — это банковские депозиты, и их объемы растут даже быстрее инфляции.
— В таком случае, как сегодня нужно выстраивать стратегию сбережений?
— Надо идти от простого к сложному. Нужно строить ее от консервативности к активности. Сначала вы формируете базу сбережений, с которой ничего не должно случиться и которая даст вам устойчивый доход, После этого уже можно начинать экспериментировать. Если ваши доходы устойчиво растут, можно посмотреть на различные инвестиционные инструменты. Это может быть и накопительное страхование жизни, и более сложные продукты.
Но следует помнить, что чем сложнее продукт, который вы собираетесь использовать, тем важнее общаться с профессионалами. На фондовом рынке и на рынке Форекс против вас будут играть профессионалы, и игра на этих рынках — это игра с нулевой суммой, то есть кто-то выиграл — остальные проиграли. Поэтому лучше сначала привлечь «тренера». При этом комиссия, которую он с вас возьмет, может оказаться значительно меньше выигрыша, который вы сможете получить с его помощью.
Даже по поводу депозита стоит поговорить с профессионалом: что выбрать накопительный счет, срочный депозит, рублевый вклад или часть средств вложить в валютный.
Ольга Еренкова
Фото пресс-служба ВТБ в СФО
При условии, что они будут откладывать на нее всю зарплату
Такую цены запрашивают собственники только за проживание
Он предлагал коммерсанту за взятку смягчить меру пресечения по уголовному делу
Для его задержания сотрудники магазина вызвали ГБР
В нем примут участие спортсмены из 21 страны