Categories: Экономика

Рынок готовят к натуральному возмещению по ОСАГО

Эксперты ожидают роста количества мошенничеств, связанных с СТО.

— Сейчас мы работаем над совершенствованием закона об ОСАГО. В частности, речь идет о замене денежного возмещения натуральным в качестве ремонта повреждений, полученных в ДТП, на СТО страховщика. Вопрос идет очень сложно, так как нельзя допустить ущемления потерпевших в праве выбора. Гражданский кодекс РФ не предусматривает натуральной формы выплат и реализация закона будет зависеть от того насколько качественно страховщик сможет обеспечить предоставление услуги потерпевшему, — заявила, выступая на XVI Межрегиональной научно-практической конференции в Новосибирске, замдиректора департамента финансовой политики министерства финансов РФ Вера Балакирева.

 

По ее словам, в законопроекте предусматривается право выбора страхователя, когда он может определиться с возмещением по страховому случаю, а также выбрать СТО на момент подписания договора.

— Выбор удобной страхователю станции СТО будет одним из критериев выбора страховщика, которые с ней сотрудничает. Если страхователь не находит такое СТО или не хочет ремонтироваться на той станции, которую ему предлагает страховщик, то он будет иметь право получить деньги, — пояснила чиновник.

Участники рынка заявили, что при введении натурального возмещения ОСАГО возникает очень много вопросов.

— Чтобы исключить споры между страховщиком и страхователем при возникновении страховых случаев по ОСАГО, необходимо определиться с понятием «качество ремонта». Пока это понятие отсутствует, что дает различные толкования. Сегодня мы увидели, что нет стандартов и технологий кузовного ремонта, граждане будут задавать большое количество вопросов страховщикам по этому поводу, — отметили участники рынка.

Страховщики так же напомнили, что в технологиях по ремонту каско есть лакокрасочная и металловедческая экспертизы, которые стоят 100 тыс и 150 тыс рублей соответственно, поэтому их не назначают даже при добровольном автостраховании. ОСАГО сильно отличается от каско массовостью и поэтому вопрос о качестве ремонта здесь будет серьезнее.

Директор Новосибирского филиала «РЕСО-Гарантия» Евгений Козлов поинтересовался: проводило ли министерство мониторинг достаточности мощностей СТО в регионах.

— Хватит ли станций техоблуживания для соблюдения требований закона по натуральному возмещению? Если нет, то не останутся ли страховщики крайними, так как не смогут выполнить эти обязательства? Если 100% страхователей перейдет на этот принцип выплаты, то в Новосибирске мощностей точно не хватит, — уверен он.

Балакирева парировала, что аналогичный вопрос задавался, когда возникал вопрос о прохождении техосмотра. На первом этапе трудности были, признала она, сейчас нет.

— Это не задача страховщика. СТО должны учитывать спрос и формировать предложение. Мы живем в рыночной экономике, — пояснила замминистра.

Гендиректор ООО СК «Ангара» Александр Романенко обратил внимание федерального чиновника на тот факт, что в регионах Сибири большое количество старых праворульных машин, привезенных из Японии. По сложившимся правилам, они ремонтируются контрактными запчастями, которые продаются на рынке.

— Они очень дешевые и поэтому эти машины ценятся. В единой методике принятой РСА закладываются запчасти по нереальным ценам — на машину 90-х годов магнитофон стоит 400 тыс, карбюратор 50 тыс и нам приходится производить выплаты по таким методикам. Мы неоднократно поднимали этот вопрос и до сих пор он не решен, — заявил Романенко. — Сейчас вводится натуральное возмещение и я опять не вижу возможности для страховщиков в регионах ремонтировать машины по контрактным запчастям. Мы должны покупать оригинальные запчасти на которые нет рынка в России, везти их из Японии по цене в 4-5 раз больше, чем на новую машину.

Вера Балакирева отметила, что этот вопрос должен решиться постепенно по мере замены транспортных средств.

— Вам придется решать эту проблему на троих: страховщик, страхователь и СТО. Возможно, потерпевший будет вносить какие-то доплаты на ремонт, а со временем люди поймут, что ремонт «лошадки» выходит дороже, чем ее замена, либо современные отечественные запчасти появятся, — считает она.

Страховщики встретили эти слова ироничным смешками, отмечая, что, прежде всего, это играет на руку страховым мошенникам и автоюристам.

— Сейчас много механизмов для покупки запчастей на рынке, с авторазбора, и стоят они как минимум на 40% дешевле, чем указано в методике РСА. Те, кто хочет, очень легко пользуется этой лазейкой и страховщики ничего не могут поделать. Помогите нам уйти от мошенничества! — возмутился руководитель службы безопасности одной из страховых компаний. — А что касается техосмотра. С ним проблем действительно нет. Хотите, я не выезжая из этого зала за 40 минут сделаю техосмотр на десяток автомобилей? О чем вы говорите!? А потом по этим диагностическим картам и полисам страховщики должны платить.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству Сергей Ефремов добавил, что ВСС ожидает роста угонов. Причем, по его словам, целью угонов будет не продажа машин, а их разбор на запчасти, так как спрос на них будет расти в связи с ростом количества станций СТО, нацеленных на работу с натуральным возмещением убытка.

— Большая часть СТО в Новосибирске — это индивидуальные предприниматели, которые, в лучшем случае, работают по патенту. Чаще всего они специализируются на одном виде услуг и не смогут предложить страховщикам полный комплекс. Хотя, я специально изучал этот вопрос, в Германии эта схема очень успешно работает. Там нельзя открыть СТО без заключения договора со страховщиком, станции также специализируются на отдельных видах услуг и у страховщиков, как правило, договоры с достаточно большим количеством партнеров, — рассказал Infopro54 владелец станции техоблуживания, пожелавший остаться неизвестным. — Однако, если частное СТО решит заключить договор со страховщиком, то ему, скорее всего, придется переходить на другую систему налогообложения, а значит вырастет документооборот, придется решать вопросы с бухгалтером. Не все на это согласятся. Кроме того, где гарантии, что страховщики оплатят все расходы, которые понесло СТО при ремонте машины? А судиться предпринимателю с крупной компанией — это дополнительные расходы, а значит риски. Ну и с другой стороны, у СТО возникает соблазн обмануть партнера — установить детали с авторазбора по ценнику РСА.

Сотрудничество с официальными СТО, по его словам, может быть не выгодно страховщикам, так как официалам, приходится платить еще по нормочасам — минимально от 3 дней, хотя работы иногда можно выполнить за несколько часов, а это приличные дополнительные расходы.

— Воспользоваться решением о натуральном возмещении по ОСАГО смогут «китайские» СТО. Пока они в основном занимаются лакокрасочными работами, но как только оценят ситуацию, уверен, введут у себя полный комплекс услуг. Вот только как будет решаться вопрос с качеством работ на таких СТО? Я почти на 100% уверен, что детали они будут ставить китайские по ценам РСА, а судиться с ними достаточно сложно — практика такая уже есть, — рассуждает собеседник Infopro54.

В целом, по его словам, вопрос с качеством ремонта будет камнем преткновения при переходе на натуральное возмещение по ОСАГО. С одной стороны, это будет благодатное поле для деятельности автоюристов, так как точные критерии этого качества нигде не прописаны. С другой, большая часть новосибирцев пытается сэкономить на ремонте своего автомобиля и поэтому идет к «китайцам», соглашается на китайские детали, а потом «кусает локти».

— По моим оценкам, у нас в Новосибирске всего несколько человек могут абсолютно качественно выполнить лакокрасочные работы, есть виртуозы по кузовному ремонту и т.д. Они хорошо берут за свою работу, но к ним очередь расписана на несколько месяцев вперед и им точно не нужно никакого сотрудничества со страховщиками, — констатировал он.

По данным 2ГИС, в рубрике «станции техоблуживания» в Новосибирске зарегистрировано около 1550 организаций.

Фото: andrey ivanov

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Проекты года в Новосибирской области

Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов

41 минута ago

Андрей Гудовский: Для развития Новосибирску нужна стратегическая цель

А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…

2 часа ago

Следователи провели обыски у главы Минпромторга и заммэра Новосибирска

Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра

2 часа ago

По новосибирской франшизе открывается ресторан в Барнауле

Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края

2 часа ago