Пока он учится объезжать острые углы автогражданки по новым правилам.
— Раньше автовладельцы Новосибирской области не сталкивались с навязыванием страховых услуг. Эта тенденция проявилась в последние пару месяцев. Люди жалуются, что помимо 6-8 тыс за полис их вынуждают покупать дополнительные страховки, — отметил на пресс-конференции в ТАСС руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков. — В Новосибирске это привело к тому, что из-за отказа от дополнительных страховок филиалы некоторых компаний начали сокращать продажу страховых полисов, формируя искусственный дефицит и большие очереди на несколько дней.
В итоге, по его словам, получается, что государство требует, чтобы автолюбитель был с полисом ОСАГО, но у страхователя нет возможности его получить — идет нарушение закона о защите прав потребителей.
— Что касается натурального возмещения, то, на мой взгляд, за счет этого вряд ли удастся убрать из автогражданки автоюристов. Точно об этом можно будет говорить только в конце 2017 года, когда такие дела будут рассматриваться в судах, когда появятся данные об экономической эффективности этого процесса для страховщиков и СТО. Пока мало случаев для изучения статистики, — говорит Ашурков.
Директор Новосибирского филиала ПАО Росгосстрах Артем Сычев отметил, что на рынке ОСАГО на сегодняшний день сформировались две противоположные тенденции: с одной стороны, повышение убыточности, связанное с автоюристами, с другой ужесточение требований со стороны регулятора. Как результат, по итогам 1 квартала у 36% участников российского рынка автогражданки, или 25 компаний, выплаты за 1 квартал превысили сборы. Средний уровень выплат по стране составляет 97%, без учета расходов на ведение дела и отчислений в РСА.
— Натуральное возмещение — шаг в правильном направлении. У нас уже есть опыт работы в таком формате: по каско мы таким образом урегулируем 100% убытков. Ни жалоб, ни судов нет, — констатировал он. — По ОСАГО, посмотрим, в ближайшие 7-8 месяцев будем выкручиваться. Пока СТО достаточно. Мы к примеру, заключили договоры с 20 станциями техобслуживания. Если пойдут массовые обращения за натуральным возмещением, то обеспечить этот спрос с должным качеством рынку будет сложно, а за него, по закону, отвечает страховщик.
Артем Сычев уверен, что на рынке Новосибирской области ситуация более стабильная, чем в ряде других субъектах федерации России, поэтому установленного для региона тарифа по ОСАГО достаточно. С другой стороны, ощущается, что большое количество страховщиков испытывают проблемы с автогражданкой.
— В 1 квартале этого года мы продали 62 тыс полисов ОСАГО. При этом в наших офисах формируются огромные очереди, где 70% страхователей — клиенты других компаний. Естественно, что в такой ситуации мы «ловим негатив»: мы просто физически не готовы сразу переварить такой поток, — добавил он. — Что касается кросс-продаж добровольных видов страхования, то это нормальная ситуация. Мы компания, которая занимается не только ОСАГО, у нас более 50 видов страхования, и мы мотивируем менеджеров продаж на предложение клиентам добровольных видов страхования. Кто-то воспринимает это как навязывание, кто-то как предложение.
По данным Сибирского ГУ ЦБ, за 2015 год из регионов округа в управление поступило порядка 1700 обращений граждан, связанных с навязыванием страховых услуг или отказом в продаже полиса. В 2016 году их было менее 1000. За 1 квартал 2017 года тенденция спада жалоб сохраняется. Основная тематика обращений — коэффициент безубыточности, около 200 жалоб, связано со сложностями в получении электронных полисов (в округе через интернет заключено 100 тыс договоров автогражданки— ред).
В целом, по мнению заместителя начальника Сибирского ГУ ЦБ Сергея Жаботинского, ситуация на рынке авто гражданки в округе в целом, и в области в частности, достаточно стабильная.
— У нас в Сибири нет токсичных регионов, где сложно оформить автогражданку. Среди проблем, с которыми сталкиваются автолюбители страховое мошенничество, подделка полисов, фальшивые сайты, автоюристы и поведение отдельных игроков, замеченных в необоснованных отказах в предоставлении услуг. Все эти проблемы моментально решить не возможно, но последовательно Банк России этого добивается, так же как и повышения доступности услуг ОСАГО для населения, —подчеркнул он.
В прошлом году в России был введен период охлаждения по навязанным страховкам в размере 5 дней. Это снизило количество жалоб в Сибирское ГУ ЦБ на 60%. С 1 января 2018 года его планируется увеличить до 14 дней. С 1 января 2017 года страховщикам было вменено в обязанность продавать электронные полисы ОСАГО и за 4 месяца 2017 года через интернет автогражданку оформили 13 тыс автолюбителей — в 11 раз больше, чем в 2016 году. При этом Банк России установил очень жесткие требования к работе сайтов страховщиков. С 28 апреля введено натуральное возмещение по полисам ОСАГО, согласно которому, в случае ДТП, страховщик обязан предоставить клиенту отремонтированный автомобиль в течение 30 дней, с новыми запчастями и гарантией от 6 до 12 мес. За нарушение этих сроков и требований компания будет платить неустойку и штраф.
Поданным Сибирского ГУ ЦБ, в Новосибирской области работает 86 страховых компаний, из них 35 на рынке ОСАГО. За 2016 год в регионе заключено 879 тыс договоров страхования. Собранные премии составили 5,1 млрд руб, произведенные страховщиками выплаты — 3.3 млрд.
Фото:
Юлия ДаниловаЮлия Данилова
Она злоупотребила своими полномочиями и несовершеннолетний лишился жилья
Запустить новый завод планируют до конца 2024 года
Компанию-оператора обвиняют в нарушении двух федеральных законов
Для решения проблемы алкогольной зависимости общества нужны другие меры
Это связано с завершением ремонта трамвайных путей
Так, рамках национального проекта в округе построено свыше 220 и отремонтировано 370 зданий медучреждений