Хорошо относиться к сотрудникам, поддерживать отношения с гостями и не гнаться за трендами, в том числе, московскими.
Андрей Кондрашин, совладелец компании «Викон», консультант и основатель консалтинговой компании CafeProfit на форуме для профессионалов индустрии гостеприимства общероссийской серии Hospitality Business Day, который прошел в Новосибирске, рассказал, как сделать региональный ресторанный бизнес прибыльным и указал на ошибки, которые чаще всего совершают рестораторы.
Не стоит гнаться за Москвой
— Самое важное для регионов — разрабатывать собственную концепцию заведения общественного питания, не пытаясь полностью скопировать успешные примеры бизнеса московских коллег. Москва и Россия — это две отдельные страны, они имеют очень мало общего. Расскажу на своем примере, почему повторять за Москвой нельзя. Я изучал в столице практики западного менеджмента, думал, как сделать все то же самое во Владимире. Когда у меня появилось достаточно опыта, я приехал в наше «село» и стал пытаться применять то, что работает в столице. Мне хотелось осовременить придорожные кафе, и я начал претворять в жизнь все московские методики. Однако, достаточно быстро понял, что это плохая идея, потому что то, что в Москве считалось нормальным, вроде мобильных приложений в 2009 году, во Владимире все еще оставалось непонятным и не получало отклика. На тот момент у людей не было потребности в этом. И я выяснил для себя главный закон: далеко не все инструменты, которые работают в крупных городах, действенны в регионах. Спикеры из Центрального автономного округа (ЦАО) задаются вопросом, почему в регионах нет самобытных проектов, они все безликие, и у меня есть ответ. У вас есть творчество, но пока нет аудитории, которая смогла бы оценить что-то экзотическое просто потому, что она пока не готова это принять. В Москве работают рестораны любой кухни, и они приживаются, потому что там foodies — люди, которые охотятся за гастрономическими вкусами, у них есть деньги, чтобы пробовать, они ходят по заведениям и активно ищут что-то интересное для себя.
Если сравнить ЦАО с остальной Россией, то в регионах люди до сих пор не так часто питаются вне дома. Чаще всего это событие выходного дня либо какое-то торжество, поэтому рестораны высокой кухни будут нужны только очень малой группе посетителей. На вооружение регионам лучше брать демократичные концепты, например, идея дискаунт-бара будет хорошо работать.
В целом, в бизнесе всегда очень остро стоит вопрос о поиске баланса между творчеством и коммерцией. Нельзя уходить во что-то одно, ведь если перевес на ту или иную сторону станет весомым, то ресторан сразу же перестанет быть успешным.
Осторожнее с инновациями
Впрочем, все меняется, постепенно и в регионах люди начинают хотеть чего-то нового. Не нужно стараться предугадать тренды. Опередить рынок с точки зрения коммерции — это еще хуже, чем пытаться успеть на уже уходящий поезд. Рынок должен созреть к какой-то идее. Идеальный вариант — это прибыть с ней вовремя. Инновационность — не значит прибыльность, если мы говорим про бизнес, то обычно даже очень богатые люди не соглашаются на убыточные, но оригинальные проекты.
Из позитивных трендов: в регионах стало модно использовать локальные продукты, с 2014 года санкции сдвинули мышление гостей, и люди открывать «русские» рестораны, вроде сибирской кухни. Мы стали иначе смотреть на свои территории, искать в них вдохновение, и это здорово.
Не тиражировать!
Есть московские «фишки», которые не очень хорошо работают в регионах.
— Не стоит выписывать московского шеф-повара на постоянное сотрудничество, потому что цифры вашего бизнеса скорее всего не будут биться. Вы можете приглашать мастеров на мероприятия, на временные контракты, но для постоянной работы лучше обучить своих.
— Слепое копирование fine dining концепции плохо себя показывает, это повышенные риски. В кризисное время демократичные проекты лучше ведут себя на рынке. Если вы выбираете куда вложиться, то возьмите что-нибудь маленькое.
— Открытие узконишевых заведений. Этого лучше не делать в маленьких городах, потому что емкости рынка может не хватить. Когда у вас емкость рынка маленькая, вам надо выживать и сделать прибыльным свой проект, то можно совмещать несовместимое. Например, открыть ресторан «Пицца и суши», добавить хачапури и салатов, чтобы охватить всю нишу.
— Упор на качество и игнорирование цены. В регионах люди часто не могут отличить растворимый кофе от зернового. Нет смысла делать продукт высочайшего качества по такой же высокой цене. Людям нужно, чтобы было подешевле и побольше.
— Хипстерская тема в регионах под большом вопросом. Регионы не готовы принять образ бородатого татуированного повара в клетчатой рубашке, потому что гости очень консервативны.
Общее правило — чем больше рынок, тем уже ваша ниша.
С изюминкой
Российский гость очень консервативен в своих предпочтениях, люди к новым вкусам привыкают очень медленно. Привожу список того, что гарантированно будут потреблять ваши гости в регионах:
— Домашняя русская кухня, но она тяжело поднимается на сегмент выше среднего
— Пиццерии и суши-бары
— Чайхана, шаурма, сосисочные, лапшичные
— Демократичные коктейльные бары и пабы
— Что касается бургерных пока не понятно станут ли они новой пиццей для России.
Самое главное, помните, что даже обычная чайхана может стать уникальным местом. Возьмите понятный продукт, понятную кухню и оберните это в интересную оболочку. Вы можете делать региональные проекты самобытными.
Прямая реклама никуда не приведет
Как привлечь гостей, если вы только недавно открылись.
— Не нужно рекламировать «в лоб», избегайте традиционную прямую рекламу.
— Приглашение на разные мероприятия внутри ресторана — это хорошо.
— Общайтесь с аудиторией на её языке. Если вы открыли пиццерию, то сближайтесь со студентами, если у вас ресторан высокой кухни, вы не сможете позволить себе переходить на фамильярный тон. Но быть дружелюбным и благожелательным вы сможете всегда.
— Используйте онлайн-метрики для отслеживания аудитории.
— Нужно вести базу гостей и поддерживать связь с постоянными клиентами. В нашем компьютеризированном мире рестораны — это одни из последних форпостов, где люди видят друг друга и общаются, они становятся все более важной частью социализации. Хорошо работать с клиентской базой позволяют социальные сети.
— Сарафанное радио — лучший источник рекламы
К подчиненным по-человечески
Одна из самых важных составляющих ресторана — это отношения ресторатора и сотрудников. Как сделать их продуктивными для обеих сторон?
— Не будьте слишком требовательными к сотрудникам. Упор исключительно на материальную мотивацию не работает, нужно снижать градус перфекционизма и относиться по-человечески к тем, с кем вы работаете. Что касается новых работников, давайте им возможность вникнуть в работу и поучиться некоторое время. Не стоит отнимать у них право на ошибки.
— Учитесь делегировать сервис. Приглашайте специалистов из других городов на контракт, налаживайте личные отношения с сотрудниками, но не переходите границы.
— Материальная и нематериальная мотивация в виде поощрений и конкурсов.
— Формирование механизма стабильного притока кадров. Чем больше каналов вам удастся задействовать, тем лучше.
Любовь к делу как драйвер процветания
Почему из 10 открывшихся ресторанов через два года на рынке остается 3? Те заведения, руководители которых отличаются гостеприимством, заботятся о клиентах, а не только «занимаются бизнесом», чувствуют себя устойчиво даже в кризис. В первую очередь, важно, чтобы ваше дело действительно приносило вам удовольствие. И тогда ваш ресторан будет процветать.
Фото: личная страница ВКонтакте, сайт Hospitality Business Day
По факту инцидента СК проводит проверку
Эксперты расходятся в оценках результатов продаж в октябре
Чтобы защититься при уходе брендов с рынка
Кроме того, оказалось, что до сих пор не готова документация для начала строительства инфраструктуры в…
За субсидией на благоустройство контейнерной площадки обратилась лишь одна УК
Об этом он заявил на выездном совещании с представителями СГК