В целом в зоне разрушения находится порядка 160 километров берега Обского водохранилища. К решению этого вопроса предлагают привлечь Новосибирскую ГЭС.
Село Красный Яр Ордынского района находится в чрезвычайной ситуации из-за размыва берегов Обского водохранилища. Об этом заявила на аграрном комитете Законодательного собрания области Марина Мельниченко, глава Красноярского сельсовета.
— В настоящее время береговая линия в некоторых местах находится всего в 6 метрах от жилой застройки. Угроза жизни и здоровью граждан велика: если срочно не принять меры по берегоукреплению территории, то 130 домов жителей села Красный Яр окажутся затопленными. Под действием течения, волн и эрозии почвы разрушается и обваливается берег по улицам Советская, Мичурина, Обская, Кирова, Сибирская, Береговая, Степная, Солнечная. Уже упущена возможность спасения береговой территории площадью 232 тыс кв м, которая разрушалась с 2012 по 2015 год, — рассказала депутатам Мельниченко.
По ее словам, берег Красного Яра рушится неравномерно, в некоторых местах размывы составляют 3,6 м при уклоне поверхности земли в 15 % в сторону водохранилища. Из-за этого на территории села образуются овраги.
— Наибольшему негативному воздействию подвержены 15 жилых домов и прилегающие территории мелькомбината №3, а также опоры линии электропередач. В настоящее время от берега до ближайших строений по улице Обская, Кирова и Береговая расстояние составляет в отдельных местах 6 метров. До опоры электропередач — 0,5 метра по улице Обской и 0,7 метра по улице Береговой, — констатировала глава Красного Яра.
Согласно данным департамента природных ресурсов Новосибирской области, строительство берегоукрепительных сооружений для села Красный Яр предусмотрено региональной госпрограммой на 2015—2020 год, где возведение сооружений запланировано на 2018 год. Протяженность объекта составит 2,9 км, объем финансирования из федерального бюджета — 218 млн рублей.
— Сегодня нам сообщают, что возможно спроектировать лишь 1 км берегового сооружения. Оценочная стоимость работ составляет 50 млн рублей, в том числе 3 млн рублей — на проектные работы. Самый главный вопрос: а что спасать в 2018 году? До домов 6 метров, ежегодно обрушается 3,6 м берега, — говорит Мельниченко. Она предложила депутатам самим подсчитать объемы потерянной из-за эрозии территории.
Красный Яр — не единственное село, пострадавшее из-за размыва берегов Обского водохранилища. Эта проблема касается всего Ордынского района, чьи территории граничат с акваторией.
— Вообще-то в Ордынском районе несколько тысяч га земли уходит под воду ежегодно. Я не знаю, была ли вообще проведена какая-то работа по берегоукреплению. По-моему, только на бумагах что-то где-то укрепили. Целыми полями пахотная земля уходит под воду. Деревья постоянно падают на территории в 7 тыс га рядом с водохранилищем, — говорит депутат Законодательного собрания от Ордынского района, председатель ЗАО племзавод «Ирмень» Юрий Бугаков.
Он заявил, что ситуация с разрушением берегов уже является экстремальной.
— Аграриям постоянно пишут претензии, что мы должны отступить на 200, на 500 метров от берега за счет пахотных земель. Почему мы должны отступать? Когда-нибудь берега будут укреплять? Судя по данным департамента, на один километр сооружений нужно 50 млн рублей, такими темпами работы никогда не начнутся. А за это время мы окончательно уничтожим леса и поля. При этом департамент считает, что ничего страшного не происходит. Видимо, чрезвычайная ситуация будет тогда, когда дома начнут падать в воду, — высказался парламентарий.
Его поддержал коллега, избранный также от Ордынского района. Анатолий Жуков рассказал о критической ситуации в селе Спирино:
— Это никакие не страшилки, это реальность. В селе Спирино, где я был этим летом, огороды наполовину в воде. Нет, это не берег подошел близко, береговая мель на километр дальше от села, но вода уже здесь. Губернатор раньше назначал рабочую группу по этому вопросу, он уже обсуждался со всех сторон, но до сих пор нет понимания, как решить эту проблему.
Глава департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО Юрий Марченко пояснил депутатам, что проблема давно известна, и чиновники многие годы искали эффективный способ борьбы с эрозией берегов Обского водохранилища.
— Эксперимент показал, что каких-либо дешевых вариантов решения этой проблемы нет. Цена вопроса непреодолима — это 50—70 млн рублей на погонный километр. Учитывая, что сегодня у нас в зоне берегоразрушения находится порядка 150—160 км, складывается общая стоимость работ в Новосибирской области. В начале 2000-х годов были инициированы работы по завершению берегоукрепительных сооружений в районе села Ленинское, которое пострадало от эрозии более всего. Там береговая полоса отступила вглубь на 600 метров. Под воду ушла не одна улица. В это же время были определены приоритетные участки для работ: по правому берегу — Быстровка, Сосновка, по левому — Ленинское, Береговое, Красный Яр, Кирза, Спирино, — отчитался Марченко.
По словам чиновника, работы по правому берегу Обского водохранилища закончены, села Быстровка и Сосновка защищены. В 2013 году правительство области и Федеральное агентство водных ресурсов договорились о продолжении работ на других объектах, но при условии софинансирования. Новосибирская область должна была оплатить 39 % от стоимости работ. В итоге правительство региона решило начать не с Красного Яра, а с села Береговое, поскольку, Федеральное агентство водных ресурсов утвердило разработанный проект по этому объекту. Защитные сооружения в Береговом могут начать строить в 2016 году, если успеют согласовать земельный вопрос с арендаторами ряда прибрежных земельных участков. Финансировать ремонт береговых сооружений всех проблемных зон в регионе агентство не может, поскольку стоимость всех работ начинается от 400 млн рублей, а Новосибирская область — не единственный субъект РФ, страдающий от эрозии почвы.
— Следующее на очереди — село Красный Яр. В 2017 году запланировано проектирование работ, реализация — с 2018 по 2020 годы. Общая стоимость проекта составит примерно 160 млн рублей. Недавно изменился норматив софинансирования подобных проектов. С 1 января 2016 года бремя, падающее на субъект, уменьшилось. Теперь Новосибирская область обязана заплатить 22 % от его стоимости, — сообщил Марченко.
Руководитель департамента заметил, что проект по Красному Яру не разработан, в том числе потому, что область не может гарантировать Федеральному агентству водных ресурсов стабильное софинансирование работ в течение нескольких лет. Он упрекнул депутатов, что они приняли региональный бюджет с «нулями» по некоторым статьям, и потому Москва не видит смысла оплачивать нестабильные проекты.
Олег Мирошников, депутат Законодательного собрания области и гендиректор строительной компании ООО «Арго» усомнился, что укрепление берегов стоит 50—70 млн рублей за километр. Парламентарий предложил поставить на берега габионные укрепления — металлическую сетку, набитую камнями, которая устанавливается порогами на береговом склоне.
— Эта технология была отработана в Сочи и оказалась успешна даже для укрепления берегов горных рек. Со всей России приехали студенты, месяц поработали и все речки укрепили. Проект стоил «3 копейки», никакого профессионализма для работы не надо. Я думаю, что даже местные жители, если их обеспечить материалами, за несколько субботников так же смогут самостоятельно решить эту проблему. Основные расходы — это пригнать несколько барж с каким-то камнем и купить сетку, выложить габионы и посадить деревья. И все будет красиво, — предложил Мирошников. По его словам, профинансировать эти работы можно предложить ГЭС, которая получает доходы от использования Обского водохранилища.
Марченко раскритиковал предложение и посоветовал депутатам лишний раз не экспериментировать:
— Лучший вариант для области — построенные берегозащитные сооружения пляжного типа, как в селе Ленинское. Там рассчитан угол атаки волны, чтобы строения работали эффективно. Если вы не так угол построите, вода разобьет ваши габионы, все укрепления утонут. Простые решения здесь уже не работают, — заключил чиновник.
По итогам заседания аграрного комитета, парламентарии решили составить обращение в правительство области и выделить строчку бюджета для срочного строительства береговых защитных сооружений для села Красный Яр. По словам Марченко, если в ближайшее время область найдет средства для софинансирования работ и разработает проектно-сметную документацию, то департамент природных ресурсов отправит заявку в Федеральное агентство природных ресурсов и будут защищать там проект. Если агентство согласится оплатить работы, департамент подаст заявку на конкурс в министерство природных ресурсов РФ. В случае успеха Новосибирск войдет в перечень других субъектов, которым выделят деньги под проекты. Если в течение 2016 года область получит протокольное решение от Министерства, то строительство сооружений в селе Красный Яр может начаться в 2017 году.
Новосибирская ГЭС входит в состав ПАО «РусГидро». В 2014—15 годах выработка ГЭС превышала среднемноголетние параметры на 8 % и составляла 2,1 млрд квт*ч электроэнергии. Основная причина превышения связана с высокой водностью последних двух лет. В 2015 году ГЭС перечислила в бюджеты всех уровней налогов на общую сумму 412,6 млн рублей, в том числе в федеральный бюджет — 25,6 млн рублей (22,7 млн. рублей в 2014 г.), в областной — 303,3 млн рублей (233,2 млн рублей в 2014 г.). Плата во внебюджетные фонды составила 47,7 млн рублей (40,5 млн рублей в 2014 г.), за аренду земли — 7,8 млн рублей (7,8 млн рублей в 2014 г.). Сумма платы за пользование водными объектами в 2015 году составила 28,2 млн рублей (27,1 млн рублей в 2014 г.), говорится на сайте компании.
Фото предоставлены администрацией села Красный Яр
Анна Калинина
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей