Categories: Агропром

Сельхозземлями Новосибирской области заинтересовались инвесторы

Ситуация в экономике и повышение интереса к продукции АПК России на мировом рынке делают вложение в «полевое» сельхозпроизводство интересным и эффективным.

—  Интерес к новосибирским сельхозземлям проявляют инвесторы из Томска, Алтая, других субъектов федерации России. Речь идет о крупных агрохолдингах, которые выходят из родных регионов и начинают расширять сферы своего влияния, заходить на территории с привлекательными условиями развития сельхозбизнеса. Кроме того, интерес к этой теме проявляет иностранный и российский капитал, который возвращается в страну из западных юрисдикций и ищет точки приложения для инвестиций, —  заявил Infopro54.ru независимый финансовый консультант, председатель совета директоров ОАО ПИ «Сибпроектэлектро» Александр Лубенец.

 

По его словам, для обеспечения этого интереса есть ряд объективных предпосылок. Новосибирск является логистическим узлом из которого можно отправлять грузы в разные направления, в регионе есть свободные поля, аграрная наука, он вошел в список четырех субъектов федерации, которые допущены на огромный рынок КНР со своей зерновой сельхозпродукцией.

—  Если раньше зерно было «заперто» маршрутами внутри России и на Дальний Восток и Новороссийск, то сейчас для Красноярского и Алтайского краев, Омской и Новосибирской областей открылась дорога с короткой логистикой и бесконечным рынком сбыта на Китай. По моим оценкам, в этом году Россия вполне может выйти на первое место в мире по объёму экспорта зерна и получить темп прироста более 30 %. На руку нам сыграет и принятое недавно руководством страны решение о запрете ГМО, что подчёркивает нашу специализацию на мировом рынке продовольствия, как производителя экологически чистых продуктов. Приграничная торговля с Китаем в последнее время демонстрирует значительную динамику роста интереса жителей Поднебесной к российскому продовольствию, как более качественному.  Так что, экономические предпосылки для вложений в этот бизнес появились. При правильной агротехнике, страховании посевов, с учетом возможности получения госсубсидий, дотаций и налоговых льгот, земледельческое направление АПК становится интересным и перспективным видом бизнеса, —  рассуждает эксперт. — При использовании высокотехнологичного оборудования и индустриальных технологий, вложив 3-5 тыс. рублей за тонну, на экспорт то же зерно можно продать по 9-12 тыс. Ради такой прибыли, в том числе валютной, почему бы не пойти в АПК?

Инвестиции в агропромышленный комплекс, по мнению Александра Лубенца, будут заходить через покупку местных игроков.

—  К примеру, в Новосибирской области много хозяйств, которые «лежат на боку», закредитованы, имеют большие долги и они готовы обсуждать предложение о продаже. Кроме того, в области много паевой земли, которая не обрабатывается и которую можно сконцентрировать в одни руках, —  рассуждает собеседник Infopro54.

Впрочем, это сложный процесс, и до завершения сделки стороны его категорически отказываются афишировать.

—  Я консультировал сделку по одному хозяйству. Когда произошла утечка информации, в банке фермеру стали задавать вопросы, приостановили выдачу кредита, на уровне регионального министерства сельского хозяйства —  субсидии,  возникли проблемы с коллективом, который заявил об уходе накануне посевной. Встречается противодействие со стороны районных органов власти, которые не хотят пускать на свою территорию «варягов», хотя сами, зачастую, не располагают ни инвестиционными идеями, ни ресурсами, —  перечисляет эксперт.

Между тем, тенденция такова, что в России идет формирование крупных аграрных холдингов, которые в силу лучшей технической оснащенности и более высокой рентабельности производства, оказываются более конкурентоспособными, чем мелкие хозяйства.

— Мы прошли этот этап на сегменте птицеводства и свиноводства, сейчас настала очередь полеводства. Раньше рассматривалась возможность строительства в регионах перерабатывающих заводов, чтобы на местах получать продукцию с высокой прибавочной стоимостью (дрожжи, патоку, спирты), а потом ее поставлять на экспорт, сейчас открылись хорошие экспортные возможности для поставок агрокультур, — говорит Лубенец. —  Кроме того, это пока в России земля не является предметом оборота и банки не охотно дают под ее залог кредиты, инструментарий работы с этим активом формируется крайне медленно. В странах с развитой экономикой сельскохозяйственная  земля один из самых дорогих активов, и инвесторы, которые сейчас вкладываются в землю, это хорошо понимают.

Председатель Совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области Виктор Майбах пояснил Infopro54, что у него нет информации об интересе инвесторов к скупке земли в регионе.

— Если такое движение начинается, то информация моментально расходится по рынку, —говорит он.

Председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области, глава КФХ «Олимп» Юрий Шелудяков заявил, что инвесторов, желающих вложиться в АПК области, было много.

— Например, самый известный это холдинг «САХО» и мы все знаем, чем это закончилось. Сколько сегодня в области купленной земли, собственники которой находятся в Москве и т.д. и которая зарастает бурьяном? Многие хозяйства области и сами готовы были бы ее взять в обработку, но нет механизма, — рассуждает Шелудяков.

По его оценкам, около 200 тыс брошенных земель области еще можно ввести в сеевооборот без относительно больших затрат. Еще около 400 тыс — это земли, которые уже заросли лесом и требуют серьезных капиталовложений.

— Кроме того, выгодность инвестиций в сельхозпроизводство, на мой взгляд, понятие очень условное. Эрдоган (президент Турции) попросил прощение у Путина и санкции на поставку сельхозпродукции из это страны сняли, завтра также могут снять санкции на импорт из других стран Европы… Для того, чтобы говорить об эффективности импортозамещения в сельское хозяйство нужно вкладываться. Лично я очень сомневаюсь в то, что реальные инвесторы придут в земледелие, — говорит Юрий Шелудяков.

Александр Лубенец признает, что в Новосибирске и прилегающих регионах были неудачные попытки создания  крупных агрохолдингов: «САХО», алтайская «ПАВА», которые сейчас находятся в стадии банкротства.

 — Жизнь показала, что их руководство решало задачи, отличные от задач развития холдинга аграрной направленности. Сейчас формируются новые серьезные игроки, которые хотят работать именно на этом рынке и знают, как это делать эффективно. Этот тренд начинает проступать, — констатирует Лубенец. — Несомненно, свою роль в этом сыграли санкции. Как говорится — «не было счастья, да несчастье помогло». На государственном и региональном уровне произошло более глубокое осмысление ситуации продовольственной безопасности, пришло понимание, что при наших просторах экспорт сельхозпродукции может приносить в казну больше валюты, чем экспорт вооружений и, даже, покуситься на святое и серьёзно подвинуть долю ТЭКа. В последнее время принят ряд конкретных решений по поддержке отечественных сельзозпроизводителей, специализированного машиностроения, ограничению диктата западных товаропроводящих сетей и т. п.

В феврале 2016 года областное правительство сообщало, что всего в регионе в процедуре финансового оздоровления находилось 44 сельхозпредприятия, из 500 действующих в регионе.

Фото: Beny Shlevich

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

15 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

15 часов ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

16 часов ago