Независимые трейдеры настаивают на смещении акцентов контроля на рынке нефтепродуктов.

— В течение 2018 года мы проверили 136 АЗС в регионах Сибирского федерального округа. На 28 выявлены нарушения. Вынесено 16 оборотных штрафов, возбуждено 3 административных дела по повторным нарушениям, — рассказала на пресс-конференции в ТАСС руководитель Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта Людмила Гаталай.

По Новосибирской области на 1 октября ведомство вынесло 4 постановления о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности. Пока по округу ведомство штрафует АЗС по минимальной планке — 500 тысяч рублей (оборотный штраф, введен с 2018 года). Гаталай также отметила, что управление проводит проверки АЗС только по жалобам потребителей. Так, в последние месяцы поступало много обращений граждан по недоливу топлива. На внеплановые рейды с 1 января 2017 года ведомство может выходить только при согласовании такой проверки с прокуратурой. В ряде регионов Сибири, например в Кемерово, Бурятии, органы прокуратуры их не согласовывали, так как не усматривали в жалобе угрозы для жизни и здоровья граждан. С 2019 года ситуация изменится.

— Последние три года в стране действовали надзорные каникулы, которые запрещали включать в планы надзорной деятельности предприятия, отнесенные к субъектам малого предпринимательства, а реализацией топлива занимаются в основном такие компании, — поясняет  Людмила Гаталай. — В 2019 году каникулы отменяются. По Сибири уже запланировано около 50 проверок.

Она также сообщила, что Росстандарт ведет работу по внесению изменений в законодательство, чтобы предусмотреть наказание за недолив топлива — по аналогии с оборотным штрафом. К тому же ведомство лоббирует получение прав на проведение контрольной закупки по топливу.

— Мы возлагаем большие надежды на контрольную закупку, так как о плановой проверке мы должны предупредить АЗС за три дня. К внеплановой проверке мы можем приступить только при участии представителя юрлица, уполномоченного принимать участие в проверке, — уточнила она.

Президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская считает, что меры, которые принимает правительство РФ (в том числе введение оборотного штрафа) неэффективны и недостаточны. По статистике, снижения уровня оборота суррогатного топлива на рынке не наблюдается. В 2017 году в Новосибирской области из 15 проверенных станций на 5 выявлены нарушения. В 2018 году из 13 проверенных — на 4.

— Основные причины для оборота суррогатов — неправильно распределенный контроль. Действия контролирующих органов в отношении АЗС являются избыточными, так как их могут проверять все госструктуры. Во-вторых, практика показывает, что чудесное превращение топлива в суррогат происходит на мелких нефтебазах. Отследить виновников можно, если проанализировать поставки экзотических компонентов (печное топливо, бензины низкого класса, полуфабрикаты и т.д.) по РЖД. Из них потом получается паспортизированное топливо. Мы обращались к Росстандарту с инициативой — больше внимания уделять не только проверкам АЗС, но и источникам поставки нефтепродуктов, — пояснила Золотовская. — Серая зона находится между нефтеперерабатывающим заводом и АЗС. Здесь происходят основные метаморфозы, которые нужно отслеживать.

Она напомнила, что с 2015 года Ассоциация продвигает инициативу создания в России системы аналогичной ЕГАИС, которая позволила бы отследить движение каждого литра продукции: от производителя до АЗС. Это позволило бы отсечь оборот контрафактного товара. Людмила Гаталай рекомендовала нефтетрейдерам более внимательно работать со своими контрагентами, в том числе и при возникновении проблем с поставками некачественного топлива.

— У них есть договоры поставки с партнерами. В рамках Гражданского кодекса РФ они могут решать с ними вопросы в судебном порядке, в том числе при получении штрафов, — добавила она.

Еще одна причина роста объема суррогатов на рынке, по мнению президента ассоциации, — отсутствие на рынке экономически равных обстоятельств. Если бы продукт, соответствующий требованиям и техусловиям был на рынке в неограниченном количестве и АЗС могли его покупать на бирже, у оптовой структуры, в вертикально-интегрированной нефтяной компании, то мало кто стал бы рисковать своей репутацией.

— Сейчас на рынке сложилась кризисная ситуация по дизтопливу, как по летнему, так и по зимнему —  в отношении Омского НПЗ. Многие АЗС озабочены: где приобрести продукт к началу зимнего сезона. Ограничение поставок мы видим и по АИ-95. Создается ситуация, когда участники рынка вынуждены покупать топливо не у ВИНК, а у того, кто предлагает, предоставляя нормальные документы, —  рассуждает Золотовская. —  В целом в последние годы мы видим существенное снижение поступления товарного продукта на внутренний рынок. Нефть растет в цене, и нефтяным компаниям невыгодно продавать ее и продукты переработки на внутреннем рынке. Здесь должен вмешаться госрегулятор, но Минэнерго РФ получает недостоверную информацию от ВИНКов об объемах переработки. Да, она растет на 3%, но если это так, то почему независимые участники рынка не могут купить топливо? Скорее всего, речь идет о том, что растет производство полуфабрикатов, которые тоже направляются на экспорт. Мы фиксируем, что объем поступления товарного продукта на внутренний рынок снизился на 4% по сравнению с январем 2018 года, а потребление растет. Это одна из причин роста суррогатов.

По ее словам, по рынку серьезно ударяет и диспаритет цен. В мае 2018 года ПАО «Газпром нефть» продавала на своих АЗС дизтопливо на рубль дешевле, чем литр стоил в опте. При этом правительство принимает меры по сдерживанию закупочных розничных цен, но не отслеживает оптовые. За полгода первые выросли на 7%, а вторые —  на 20%. И продолжают расти.

— «Омский НПЗ» сообщил о повышении стоимости на 700 рублей за тонну, недавно было повышение на 300 рублей. Маловероятно, что эта цена будет снижаться, —  говорит Золотовская.

Она также отметила, что с 1 января повышается ставка НДС на 2%, на 50% вырастут акцизы на нефтепродукты: с 8 до 12,3 тысяч рублей. Это косвенные налоги, которые также включаются в цену товара. Пока не понятно — будут ли правительством РФ приняты меры по компенсации этого повышения.

По данным Новосибирскстата, на август 2018 года (с августа 2017) бензин марки АИ-92 в Сибирском федеральном округе подорожал на 12% (в Новосибирской области на 13%), АИ-95 — на 11% (11%), дизтопливо на 19% (18%).

Юлия Данилова

Фото: автора

tkrasnova

Recent Posts

Росавиация раскрыла причину приостановки полетов на Airbus A320neo компанией S7

На сегодняшний день у новосибирской авиакомпании простаивает 31 лайнер

31 минута ago

От света отрезаны несколько сотен домов в Новосибирске

Самое крупное аварийное отключение в Ленинском районе города

1 час ago

Систему наставничества в сибирских компаниях обсудили на конференции в Сбере

В мероприятии приняли участие около 200 представителей крупных и средних компаний, малого бизнеса, а также…

1 час ago

Девелоперы приспосабливаются к кризису и адаптируются к новым реалиям

В условиях нестабильной экономической ситуации и снижения спроса застройщики вынуждены адаптироваться к новым реалиям рынка

2 часа ago