Шестые-седьмые классы выпадают из образовательного процесса

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рекомендовал педагогам усилить работу со школьниками этого возраста.

— Мы провели национальные исследования качества образования по предметам на федеральном уровне, — заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Сергей Кравцов на конференции в Новосибирске. — По начальной школе увидели неплохие результаты, а вот по математике результаты от пятого к седьмому классу у нас понижаются — это тенденция.

Сергей Кравцов предложил сделать акцент на основную школу — шестые-седьмые классы. Именно там, по его мнению, появляются все проблемы, которые потом видны и на итоговой аттестации.

— До настоящего времени мы могли предполагать, анализируя результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), а теперь мы видим по итогам национальных исследований. Мы никогда серьёзно не обсуждали качество образования в основной школе, которая является базовой. Если эти знания не усваиваются, то потом появляются проблемы и в старшей школе, и в вузе.

Эта проблема беспокоит и ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Василия Синенко, который даже опубликовал статью под названием «Является ли основная школа основной?».

— У нас по-прежнему акцент делается на старшую школу, а основное развитие и воспитание ребёнок должен получать в основной школе. Пока сильных учителей стараются ставить на выпускные классы, чтобы они подготовили к ЕГЭ, а процесс этот должен обеспечиваться основной школой, чтобы в старшей школе серьёзно готовиться к труду, самоопределяться для жизни в послешкольный период, — считает Василий Синенко.

Об этом же говорит и его коллега:

— Школа называется основной именно потому, что в ней закладывается фундамент, — отмечает Ирина Беленок, проректор по учебно-методической работе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Старшая школа — это в основном сейчас профильное обучение: дети определяются с выбором направления, и общеобразовательная подготовка идёт уже по остаточному принципу. То, что не заложено в основной школе, средней, потом восполнить сложно — это психологическая закономерность, поэтому в этом плане правильно говорится об акценте. При повышении квалификации учителей мы обязательно учитываем фундаментальность основной школы и всегда подчёркиваем её.

Об этом думают и в образовательных учреждениях. Директор лицея № 6 города Бердска, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Зоя Родина предполагает, что сами взрослые — учителя и родители иногда допускают ошибку, считая, что шестые-седьмые классы — это более спокойный период обучения и есть ещё время для качественной подготовки, а к ЕГЭ нужно готовиться в старших классах.

— В начальную школу практически все дети приходят мотивированными, а с пятого класса тяжело проходит адаптация, — подчёркивает эксперт. — Идёт снижение результатов, а для ребёнка в этом возрасте очень важна успешность. Я думаю, нужно акцент делать на психологическом сопровождении образовательного процесса. Кроме того, мотивация в средней школе должна быть более чёткой, чтобы дети активно занимались внеурочной деятельностью, творчеством, сами были заинтересованы в обучении.

По её мнению, в шестом-седьмом классах существует ещё одна проблема, связанная с увлечением всевозможными гаджетами, играми.

— Реальный мир нередко отходит на второй план. Многие хотят стать бизнесменами, но они должны понимать, что организация своего бизнеса — это большая ответственность, — говорит Зоя Родина.

Фото: Ростислав Нетисов

Мария Тищенко

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирский кардиолог предупредил о смертельной опасности гриппа для сердечников

Единственный способ избежать трагических последствий — вовремя вакцинироваться.

17 часов ago

Более 500 окопных свечей ежемесячно делают дачники в поселке под Новосибирском

Консервные банки волонтёрам передают рестораны и кафе, соседи сообща закупают парафин.

22 часа ago