Categories: Политика

«Шоковая терапия» для новосибирских государственных СМИ

Областное правительство сокращает финансирование подведомственных СМИ, подготавливая их к интеграции в медиа-рынок.

Руководитель департамента информационной политики правительства Новосибирской области Сергей Нешумов описал изменения, которые претерпит рынок государственных СМИ региона после вступления в силу ведомственной целевой программы «Информирование населения о социально-экономическом развитии Новосибирской области на 2016-2021 годы», а также рассказал об изменениях в информационной политике в 2015 году.

В этом году были значительно сокращены средства на реализацию программы по информированию населения о деятельности органов власти региона: если в 2013 году финансирование составило 367,4 млн рублей, а в 2014 — 340,7 млн, то в 2015 году оно снизилось до 278,8 млн. Вследствие этого областные власти были вынуждены изменить направления деятельности подведомственных им СМИ и создать новые организационные схемы. 

— Активные преобразования произошли в самом крупном государственном предприятии — областной телерадиовещательной сети ГУП «ОТС», которая потеряла значительные средства — около 70 млн рублей. Большой и фиксированный объем субсидий сократился. Это нелегкие времена — компания вынуждена была оптимизировать свою деятельность. Стояли задачи: сделать более привлекательной сетку вещания и смысловое наполнение, увеличить объем программ собственного производства. Эта работа запущена, и будет завершена в следующем году — по итогам мы увидим совершенно другую телерадиокомпанию, — говорит Сергей Нешумов. 

Нововведения не миновали и радиокомпании. Депутатский канал радио «Слово» сменил формат вещания и добавил большой музыкальный блок — это привело к увеличению рейтингов и притоку рекламодателей. В перспективе «Слово» изменит систему распространения сигнала, что позволит расширить аудиторию. Сегодня, по словам Нешумова, радиоканал является успешным проектом и набирает аудиторию, несмотря на сокращенное финансирование.

Два крупнейших областных печатных СМИ: газеты «Советская Сибирь» и «Ведомости Законодательного собрания», которые публикуют официальную информацию госорганов Новосибирской области, также подстраиваются под современные тенденции — часть информации размещается на сайтах газет. 

— Проводится работа по реформированию сферы и по работе с редакторами газет, чтобы донести до всех позицию, что необходимо, учитывая все федеральные тенденции, максимально либерализовывать СМИ. Мы хотим подготовить предприятия, чтобы они были в рынке, чтобы, имея госзадание и постоянную занятость от нас, они были абсолютно интегрированы в областной медиа-рынок и были ему адекватны. Чтобы проектов, которые существуют только за счет госубсидий, у нас не было, — заявил Сергей Нешумов. 

По оценке департамента информационной политики 15 районных газет области, уже сейчас показывают хорошие результаты по охвату аудитории, и являются экономически выгодными проектами. Доля государственного финансирования у них составляет лишь 15—20 %, остальное газеты зарабатывают самостоятельно. 

— Принято решение унифицировать и дать им всем, учитывая сходство бизнес-процессов по изданию, единую сумму: каждое из районных печатных изданий получит по 1 млн 390 тысяч рублей господдержки и единое госзадание — около 120 полос они должны будут сдать тиражом не менее 2500 экземпляров. Такая унификация покажет, кто из них успешен, а с какими управляющей компании нужно плотнее заниматься, либо передавать их на санацию «Советской Сибири». Опыт показал, что 5 наиболее проблемных изданий, которые были переданы издательскому дому «Советская Сибирь», улучшили свое финансовое и организационное состояние. Мы провели определенную «шоковую терапию», — рассказал руководитель департамента информационной политики. 

В 2016 году департамент информационной политики планирует продолжить обновление принципов взаимодействия с подведомственными изданиями. Так власти откажутся от финансирования СМИ в виде субсидий и дотаций, оставив взаимодействие по контрактам. В планах – максимальное снижение объемов прямых субсидий, в которых указан получатель. В отдельную статью расходов будет выведена оплата телевизионных трансляций знаковых событий, форумов, государственных праздников. 

— У нас огромное количество обращений от ветеранов, например, по освещению Дня Победы, пользуются популярностью инвестиционные и отраслевые форумы. Люди хотят знать, что происходит в нашем регионе. В последующие годы объем средств на эти трансляции будет снижен, но пока мы хотим сделать так, чтобы появилась мода у наших СМИ на освещение этих тем. Направление нужно развивать. Это тоже будет не в рамках дотаций, а через конкурсные процедуры, — прокомментировал планы департамента Сергей Нешумов. 

Кроме того планируется ежегодное проведение социологического исследования — с измерением аудитории и рейтингов средств массовой информации на территории всей области. 

С мнением департамента информационной политики согласны не все представители областных властей: депутат Законодательного собрания региона Сергей Титков предостерегает — у такого решения могут быть неприятные последствия. 

— Я считаю, что сокращать субсидирование подведомственных СМИ — неверно. Если мы используем их для информирования населения о нашей госполитике, то нам же и нужно их нормально финансировать. Я не верю в разговоры о том, что они могут выжить сами, за счет рекламы. Другие, негосударственные СМИ тоже тяжело живут, не вольготно. Есть примеры, что многие из них уже закрылись — не смогли выжить в нынешней экономической ситуации. Если мы будем действовать по предложенной программе, то не сэкономим, а потеряем: когда уйдут с рынка наши недорогие по стоимости услуг подведомственные СМИ, то нам придется намного больше платить другим газетам и телепрограммам. И, конечно, нам ни в коем случае нельзя потерять газеты-районки — их многие читают, ориентируются по ним в действиях областных властей. Здесь надо смотреть не на тиражи, а на результат, — констатировал Сергей Титков. 

Всего в 2016 году на субсидии в рамках программы по информированию населения о социально-экономическом развитии Новосибирской области власти планируют выделить 330,9 млн рублей. Основная статья расходов — 245 млн рублей — это финансирование контрактов со СМИ на организационно-технические мероприятия, размещение публикаций и прямые телетрансляции. Издательский дом «Советская Сибирь», в составе которого числится 7 изданий получит 25 млн, «Ведомости Законодательного собрания» — 20 млн, еще 37,5 млн будут направлены 27 районным газетам. 

Фото: twitter.com

Татьяна Бабушкина

tkrasnova

Recent Posts

Застройщики Новосибирска обязались вложить в школы и детсады 14 млрд рублей

За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов

1 час ago

Из магазинов «Читай города» за год украли 300 тысяч книг

Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников

3 часа ago