Первая российская фура в среду прошла по маршруту, который почти четыре года был нелегальным.
Как рассказал на круглом столе президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, въезд для российских перевозчиков в Китай был официально запрещен в июле 2012 года.
— Основанием для транспортировки грузов служит межправительственное соглашение 1992 года, в котором сказано, что осуществлять перевозки можно только через международные автомобильные погранпереходы (МАПП), которые находятся на общей границе. Ближайший от нас МАПП находится в Забайкальске, общая наша граница с Китаем превышает 4 тыс километров, таких погранпереходов не более десятка, — сказал он.
Несмотря на запрет перевозчики, особенно дислоцирующиеся на территории Алтайского края, «протоптали» свой собственный маршрут транзитом через Казахстан и, нарушая требования межправительственного соглашения, стали осуществлять перевозки из Китая в Россию и обратно.
— Формируя такие маршруты, говорим, прежде всего, об экономической выгоде. Средний фрахт из Новосибирска в Москву 20-тонной фуры составляет около 40-50 тыс рублей, из Москвы в Новосибирск — порядка 140-150 тыс. Чтобы перевезти груз из Синьцзян-Уйгурского автономного округа в сторону Москвы до кризиса фрахт стоил порядка 9 тыс долларов, сейчас его стоимость снизилась и составляет 5-6 тыс долларов. Когда на этот рынок, который за последние годы освоили казахи, зайдут благодаря открытию транзита наши перевозчики, конкуренция, конечно, снизит тарифы, — считает Трунаев.
По его словам, когда был введен запрет, сибирские перевозчики начали добиваться его снятия, это удалось лишь в 2016 году.
— Весь мир работает иначе, по аналогии мы не могли бы зайти в Германию транзитом через Польшу или Прибалтику… Сегодня одна из наших машин успешно зашла в Китай, используя специальное разрешение. Она практически беспрепятственно прошла территорию Казахстана и пересекла территорию Китая без всяких препон. Надеемся, что, загрузившись, она беспрепятственно и выйдет из КНР, — сообщил глава ассоциации.
Теперь фуры могут пересекать российско-казахстанскую границу в районе населенных пунктов: Веселоярск (РФ, Алтайский край) и Ауыл (Казахстан), далее транзитом по территории Казахстана и въезжать в Китай через два пункта пропуска на казахстанско-китайской границе: Бахты (Казахстан) — Бакту (КНР) и Майкапчагай (Казахстан) — Зимунай (КНР).
Трунаев рассказал, что основной грузооборот до кризиса был из Китая, сейчас ситуация кардинально поменялась. Из России в КНР, где наши продукты считаются качественными и натуральными, сейчас везут крупу, кондитерские изделия, муку, сахар, полуфабрикаты. Наблюдается дефицит грузов со стороны Китая.
— Кроме того, за три с лишним года перевозчики растеряли клиентов, их успешно подобрали конкуренты из Казахстана. Потребуется время, чтобы завоевать рынок, но перспективы большие, учитывая санкции и ситуацию с Турцией. Эта победа — залог большого успешного развития транспортных предприятий сибирского региона, которые имеют допуск к международным перевозкам, — подчеркнул он.
Трунаев отметил, что этот маршрут интересен тем, что он на тысячу километров короче, чем через Забайкальск и Манчжурию.
Представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Жаров сообщил, что последние годы перевозки осуществлялись по этому маршруту контрабандным путем. Совместное с Китаем решение организовать транзитный переход на маршруте от границ Китая до Веселоярска и Рубцовска в Алтайском крае было принято в 2016 году.
— То есть перевозчиков Китая тоже можно ждать в этих населенных пунктах с их грузами. Конкуренция на этом рынке возрастет из-за присутствия китайского транспорта. Ранее их не было, нашим перевозчикам надо учитывать этот момент, — сказал он.
По данным учета АСМАП, на рынке грузоперевозок между Китаем и Россией в Сибири порядка 300 участников. Основная часть базируется на востоке Сибирского федерального округа, в Западной Сибири — всего около 40 компаний, в том числе в Новосибирске — 15.
— Поскольку перевозки грузов из западной части Китая были прекращены, перевозчики переориентировались на Забайкальск и даже дальше на Дальний Восток. Сейчас чтобы вернуться на этот маршрут, транзитом через Казахстан, потребуется время для восстановления связей с отправителями, получателями грузов. Видимо, активная работа начнется где-то летом, — полагает Жаров.
По соглашению предусмотрены специальные разрешения на въезд, которыми обменялись российская и китайская стороны, их выдано по одной тысяче каждой стороне. По предварительным заявкам оказалось, что спрос российских перевозчиков превышает предложение, Минтранс РФ ввел квоты и распределил разрешения. Сибирякам досталось 231 разрешение на этот год (13 компаний, в том числе четыре из Новосибирска).
— Этого объема должно хватить. По итогам, я думаю, на следующий год будет предложение с нашей стороны оставить тот же объем или увеличить, — говорит представитель АСМАП.
Фото: Мария Кормильцева
Мария Кормильцева
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%