Сибирские предприниматели быстро восстанавливаются

— Денис Валерьевич, можете оценить, как повлияла пандемия на малый бизнес в Сибири? Есть ли региональная специфика у этих процессов?

— По нашим оценкам, уже в июне многие предприниматели смогли вернуться к активной работе — и поступления на счета возобновились или выросли. Судя по динамике оборотов по счетам, меньше всего пострадали Сибирь и Урал, а сильнее всего падение ощущалось в Москве. В августе 2020-го компании малого и микробизнеса в Сибири не только вернулись к мартовским показателям по объему поступлений средств на счета, но и превзошли их. Общий оборот по счетам компаний в шести крупнейших городах Сибири в августе был на 5,6% выше, чем в марте. Самый сильный рост наблюдался в Кемерове и Омске. Исключение составил Иркутск, где обороты сократились, по сравнению с мартом, на 0,5%.

— Как повлияла пандемия на спрос малого бизнеса на финансовые продукты, в том числе дистанционные?

— Дистанционные каналы обслуживания стали более востребованными. Исторически 15-20% клиентов из сегмента малого и микробизнеса предпочитали офлайн-каналы — как для решения повседневных задач, так и для общения с банком. И здесь нашей целью было помочь клиенту перестроиться. Мы проанализировали, какие операции требуют личного присутствия клиентов в банке, и предложили их цифровые альтернативы. Обучение проводили как онлайн — в чате или по телефону, так и в отделениях — настраивали все на мобильных устройствах клиентов. В результате проникновение онлайн-продуктов выросло, клиенты стали использовать их активнее. А это большая экономия времени, что очень важно в любой кризис.

— На какие продукты спрос вырос наиболее сильно? С чем это связано?

— Это два направления — традиционно банковские и небанковские инструменты, которые решают финансовые задачи. В первом случае мы видим рост проникновения мобильного банка — это значит, что все больше предпринимателей стали использовать мобильное приложение «Райффайзен Бизнес Онлайн», хотя раньше предпочитали интернет-версию.

Второй тип продуктов — это онлайн-бухгалтерия и сервис проверки контрагентов онлайн. В этом году мы внедрили сразу несколько инструментов, позволяющих взаимодействовать онлайн с клиентами, госорганами и другими контрагентами. Очень популярным стал онлайн-выпуск КЭП и подача налоговой декларации полностью онлайн. Также клиенты используют налоговый календарь, автоматический расчет суммы страховых взносов, загрузку выписки в формате 1С для полного учета доходов. Все это помогает вовремя исполнять обязательства, избегать штрафов и пени. Кроме того, это еще и вопрос физической безопасности — самый актуальный в 2020 году.

— Можете проанализировать, с какими запросами к вам обращались предприниматели во время и после пандемии? Изменились ли темы этих обращений?

— В первую очередь, мы видим, что снизился поток обращений через отделения — все чаще для этого используют чат или телефон. Весной 2020 года нас часто спрашивали о порядке получения кредитных каникул или реструктуризации в рамках нашей программы. Сейчас темы запросов вернулись к привычному кругу. Чаще всего клиенты интересуются, как обновить информацию о компании или получить услугу в банке.

— В чем возникли сложности у клиентов малого бизнеса при использовании финансовых продуктов онлайн? Насколько эти сложности решаемы?

— Традиционные офлайн-услуги — это снятие и внесение наличных, получение справок и выписок, обновление данных о компании и некоторые другие. Вопрос обмена документами с банком мы решили, организовав их бесплатную доставку. В «Райффайзен Бизнес Онлайн» тоже появилась функция онлайн-заказа любой справки. Также в онлайн-банке можно легко обновить данные о своей компании. Для операций с наличными мы рекомендовали использовать банкоматы. При этом все больше клиентов используют инструменты, которые снижают или исключают такую необходимость —онлайн-прием платежей, например, в том числе через СБП. Также появились зарплатные проекты для малого и микробизнеса, что упростило начисление заработной платы сотрудникам небольших компаний.

— По вашим оценкам, сохранится ли динамика спроса?

— Переход к цифровым сервисам — вообще тенденция последних лет. Но в 2020 году эти процессы усилились и ускорились. Мы уже живем в этом тренде, и он сохранится в будущем. Все чаще появляются бизнесы, которые изначально построены на онлайн-процессах, что определяет их выбор финансового партнера. Цифровой банкинг, возможность не посещать отделение для решения текущих задач становятся стандартом для рынка.

— В чем вы видите векторы дальнейшего интереса клиентов этого сегмента к финансовым сервисам?

— Финансовые сервисы для клиента — это инструмент. И он должен быть простым, понятным и доступным всегда, когда нужен. Мы видим два основных направления — дальнейшая цифровизация и развитие многофункциональных продуктов. В случае с малым и микробизнесом — это набор инструментов для решения финансовых и нефинансовых задач «под одной крышей». Например, мобильное приложение дает доступ не только к данным о состоянии счета, но и позволяет сформировать декларацию, рассчитать страховые взносы, проверить контрагента, выставить счет и принять оплату от клиента с помощью QR-кода.

— В чем вы видите роль банка в жизни малого бизнеса?

— Банк — это всегда сервис. В данном случае сервис необходимый и при этом не требующий внимания. То есть роль банка для малого и микробизнеса — сопровождение на всех этапах развития: от создания компания и открытия первого расчетного счета до получения кредитов на расширение производства или начала экспорта продукции. И банк должен быстро реагировать на изменение внешней среды — гибко адаптироваться под условия, в которых работает его клиент. Для этого нужны универсальные и простые продукты с очевидной ценностью для клиента. И создание таких продуктов — основной вектор развития банковского бизнеса в ближайшие годы.

Фото предоставлено пресс службой банка

tkrasnova

Recent Posts

Аудиторы выявили нарушения при создании инфраструктуры в ПЛП

Кроме того, оказалось, что до сих пор не готова документация для начала строительства инфраструктуры в…

11 минут ago

Новосибирские управляющие компании не спешат благоустраивать площадки под мусор

За субсидией на благоустройство контейнерной площадки обратилась лишь одна УК

26 минут ago

Поставщик спецтехники обманул аграриев на 3 миллиона рублей в Новосибирске

Он подделал паспорта на часть приобретённого оборудования для получения госсубсидий

1 час ago

Олег Поскачин назначен замминистра строительства Новосибирской области

Он будет курировать восстановление прав дольщиков и работы на новых территориях

2 часа ago