Со своим товаром в Китай… ходят

Люди привыкли рассматривать Китай с точки зрения неограниченного импорта, не учитывая тот факт, что эта страна становится все более технологичной и сама уже нуждается в импорте.

Как чувствуют себя сегодня участники ВЭД, что изменилось на этом рынке за последние несколько лет, и как можно улучшить взаимодействие между предпринимателями из России и стран Большой Азии, рассказал управляющий компании «ВЭД Агент» — стратегический партнер СЭФ-2016, Александр Дегтярев.

Несырьевой Новосибирск

— Александр, отмечаете ли вы рост несырьевого экспорта из Новосибирска, других регионов Сибири? По каким категориям товаров?

— Рост однозначно отмечается, активно развивается направление IT-продукции — банки, работающие с компаниями из Академгородка, ежегодно фиксируют прирост выручки в этой отрасли. Сюда же можно отнести туристический потенциал региона — Новосибирск становится крупным перевалочным хабом между Азией и Европой. Каждое лето мы можем наблюдать картину, когда самолеты из Новосибирска в Москву или Санкт-Петербург наполовину заполнены китайскими туристами. И если так случилось, что Новосибирск расположился столь удачно, то почему бы этим не воспользоваться и не продолжить развивать данное направление в экономике? Также растет экспорт сельхозпродукции и продуктов питания.

— На каких сегментах рынка вы отмечаете наибольший рост количества игроков, объема сделок между регионами Сибири и странами АТР (в отраслевом разрезе)?

— Наибольшее количество игроков — это и есть тот самый малый и средний бизнес. Как правило, МСБ связан с производством питания и развитием сельского хозяйства, а также лесоперерабатывающей промышленностью. Сюда же можно отнести IT-компании. В определенных отраслях промышленности, в станкостроении, можно было наблюдать некоторый спад в середине 90-х годов, после которого последовал незначительный подъем. Сегодня уже есть новосибирские компании, которые достаточно успешно выходят на зарубежные рынки Индии или Китая. Мне известно, что компании-производители оборудования для шахт из Кузбасса ищут пути выхода на те же самые рынки Индии или Китая, поскольку там идет активная добыча угля.

Если разнести понятия объема финансовых операций и количества игроков, то в Сибири несколько компаний занимают до 80% денежного оборота ВЭД. Авиакомпания «Сибирь» может закупать самолеты на сотни миллионов долларов США, «Сибирский антрацит» и «НЗХК» экспортируют на десятки миллионов долларов, создавая вместе тот самый объем всего рынка ВЭД в Новосибирской области. В Омской области одна только компания «Газпромнефть» занимает почти 95% всего внешнеторгового оборота ВЭД в регионе, все остальные компании составляют оставшиеся 5% рынка. Кузбасс также понятен — десяток крупнейших угольных и металлургических компаний составляют те же 90% ВЭД региона.

— Какие ниши в ВЭД, на ваш взгляд, еще свободны?

— У нас еще много ниш, которые свободны в рамках программы импортозамещения. В первую очередь это товары народного потребления, которые массово ввозятся из стран Азии. Многое из того, что ввозилось к нам из-за рубежа, стало производиться на территории России и, соответственно, экспортироваться в другие страны. Сибирские компании начинают или пытаются начать экспорт продуктов питания, с/х продукции.

Вопросы логистики

— Насколько сегодня решаемы вопросы транспортировки грузов в страны АТР и обратно? Нет ли проблем с авто, ж/д перевозчиками и т.д., с логистикой?

— В целом все существующие проблемы решаемы, сегодня здесь практически нет вопросов — любой груз можно как ввезти, так и вывезти. Могут возникнуть трудности с экспортом пшеницы, на который регион недавно подписал соглашение. Но там это будет связано с большими объемами — планируется вывезти вплоть до миллиона тонн зерна. Дело в том, что пшеницу не повезешь как уголь — в полувагонах. Ее надо будет либо засыпать в специальные вагоны, либо везти с вкладышем в крупнотоннажных контейнерах. И таких контейнеров потребуется для миллиона тонн пшеницы большое количество.

Проблема с вагонами в том, что у России и Китая разная колея, и появляется необходимость перегруза товара с одного вагона в другой, что увеличивает время перевозки и ее стоимость. Но, думаю, в случае с пшеницей вопрос обязательно решится, причем с подключением РЖД на самом высоком уровне.

— Есть ли сложности с получением финансирования для осуществления сделок по ВЭД?

— По словам самих банкиров, финансирование ВЭД принципиально не отличается от обычного. Предоставляются те же самые кредитные продукты. При рассмотрении специальных кредитов под ВЭД стоит разделить импортные и экспортные потоки. Для экспортных потоков МСБ существует РЭЦ (российский экспортный центр), ЭКСАР (агентство по страхованию экспортных рисков), и есть РОСЭКСИМБАНК. При этом большие экспортные поставки происходят при помощи госкорпораций, например, поставка самолетов корпорации «Сухой» в Мексику. Если говорить про импорт, то здесь кредитованием занимаются государственные корпорации иностранных государств, подобные ЭКСАР, предоставляя отсрочку платежа, либо рассматриваются классические продукты кредитования.

Поменяться местами с Китаем

— Наблюдаете ли вы рост интереса к открытию производств на территории КНР со стороны сибирских компаний или превалирует закупка оборудования для дислокации производства внутри региона?

— После девальвации рубля китайские предприниматели, занимающиеся торговлей, стали массово выезжать из Новосибирска. Российские предприниматели все реже размещают свои производственные мощности в КНР. О производстве в странах Азии можно было говорить в лучшие времена, когда рубль был более крепким. Сейчас сложилась тенденция, при которой прежние импортеры готовой продукции стараются ввозить оборудование для размещения производства этой же продукции уже на территории РФ. Китай перестал быть тем дешевым местом, где можно выгодно размещать свое производство для товаров с малой добавленной стоимостью. Теперь он позиционирует себя как технологичный производитель с высококвалифицированной рабочей силой. Его место, как производителя ширпотреба, постепенно занимают другие страны Азии, а также Россия.

— Насколько предприниматели стран АТР и Сибири готовы взаимодействовать? Что нужно для того, чтобы выстроить этот процесс более продуктивно для всех сторон?

— История взаимодействия существует, и она не прекратилась вопреки слухам в 2014 году. Да, произошла девальвация рубля, но появились более актуальные направления как импорта в РФ — оборудование для производства самых разных товаров, так и экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку ценовая конкуренция стала в пользу российских компаний. Для того, чтобы эта кооперация или сотрудничество нарастали, на мой взгляд, надо чаще встречаться, приглашать потенциальных покупателей в Россию. Те, кто хочет продать свою продукцию в азиатские страны, должны ездить туда, наблюдать за культурой и обычаями, изучать специфику спроса иностранных потребителей. Сибирский экономический форум как раз и призван выстроить этот процесс взаимодействия между предпринимателями из России и Большой Азии. Мероприятие позволяет всего за два дня познакомиться с тонкостями азиатской культуры и достойно предложить свой товар приглашенным иностранным импортерам.

Фото: предоставлены Организационным комитетом Сибирского экономического форума СЭФ-2017

Подготовила Мария Лисица

tkrasnova

Recent Posts