Вопрос в том, сможет ли он оказывать услуги в социальной сфере на постоянной основе, а также адаптироваться к новым условиям работы.
Идеи для сотрудничества
— На протяжении 2016 года происходят серьезные изменения в федеральном законодательстве в части исполнения решения президента РФ о том, что до 2020 года до 10% бюджета любого уровня должно направляться на услуги, которые будут выполнять некоммерческие организации. С 2017 года этот подход будет реализовываться и сейчас в регионах идет формирование «дорожных карт» доступа некоммерческих организаций к бюджетным средствам, — заявила на форуме «Сделано в Новосибирске» начальник управления информационно-аналитической работы минсоцразвития области Наталья Климахина.
По ее словам, в регионе такая карта уже сформирована и ведомство начало по ней работать. На сегодняшний день около 4% бюджета министерства уже идет через поддержку деятельности НКО в сфере реабилитации детей с инвалидностью, профилактики социального сиротства, по работе с гражданами третьего возраста. У минсоцразвития сегодня более 100 поставщиков соцуслуг, из них 17 — некоммерческие организации. Одна из них уже обратилась за компенсацией.
— То есть мы в регионе уже формируем рынок предоставления социальных услуг через социальное предпринимательство. На повестке дня стоит их разгосударствление, разбюджетизация и повышение конкуренции в предоставлении соцуслуг, — уточнила Климахина. — Если компания оказывает услуги, включенные в социальный реестр, бесплатно, то она может претендовать на соответствующую субсидию в рамках стандарта утвержденного РФ или регионом.
Чиновник подчеркнула, что сегодня в минсоцразвития сформирован реестр из 50 услуг, которые могут оказывать как социальные предприниматели, так и НКО. Он не закрытый и в перспективе может расширяться.
Начальник департамента по социальной политике мэрии Новосибирска Ольга Незамаева также отметила, что муниципалитет уже готов к изменениям и взаимодействует с социальным бизнесом в виде предоставления субсидий на реализацию определенного ряда задач.
— Здесь мы пока идем на определенные нарушения, так как в постановлении по предоставлению субсидий у нас в качестве получателей указаны только НКО. В этом году комиссия приняла решение предоставить субсидии ряду компаний, хотя официального доказательства, что они осуществляют социальный бизнес, не было. Например, благотворительному магазину «Gusto» по организации социального склада вещей. Еще один заказ — по реабилитации инвалидов со сложными случаями заболевания ДЦП. Потребность в этих услугах выше, чем могут предоставить муниципальные учреждения. Это также организация горячего питания для групп населения, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, — перечислила она.
Ольга Незамаева подчеркнула, что список задач для решения которых муниципалитет готов сотрудничать с социальными предпринимателями, сегодня достаточно широк. Это деятельность в сфере технических средств реабилитации.
— В городе большой провал по коляскам, тростям и т.д. Требуются разработки и проведение фитнес программ для людей с различными формами инвалидности: поражением опорно-двигательного аппарата, ограничениями по слуху, зрению. Это вопросы тьюторства и сопровождения детей-инвалидов в школах. По этому проекту мэрия в прошлом году не смогла разыграть субсидии в полном объеме. Не достаточно желающих заниматься производством тактильных книг и иных пособий для инвалидов, — перечисляет она.
Департамент также интересует круглосуточная дистанционная поддержка пожилых людей, организация игровых комнат в учреждениях соцзащиты и здравоохранения. В сфере культуры — это открытие частных коллекций, обучение народным промыслам, которые существуют более 70 лет, создание парковых зон.
— Более финансовоемкие вопросы: строительство детсадов в микрорайонах с интенсивной застройкой, реконструкция и перепрофилирования зданий под детсады. Строительство и оборудование универсальных спортзалов. В этом году мы будем реализовывать проекты, связанные с оборудованием спортзалов различными инновационными приспособлениями. В том числе в рамках проекта «Город безграничных возможностей». В рамках сотрудничества с инженерными классами нас интересуют возможности для реализация прототипов, которые делают школьники, на каких-то предприятиях, — говорит начальник департамента по социальной политике мэрии.
Низамаева добавила, что департамент активно взаимодействует с московской площадкой «Технология возможностей», которая планирует открыть в Новосибирске свой филиал.
Адаптация к ситуации
Представитель фонда «Сибирский» Ирина Решта считает, что на сегменте социального предпринимательства наметилась новая тенденция, когда под разные цели создаются разные структуры: СО НКО, которая нацелена на решение социальных задач с помощью грантов и субсидий, и некоммерческая организация, которая использует в своей работе бизнес-подходы. С другой стороны, появились обратные запросы от бизнеса, который хочет начать работу как некоммерческая организация.
— Сегодня мы столкнулись с проблемой, что многие НКО психологически не готовы к оказанию услуг на платной основе, у них мало кадров, слабая материально-техническая база, не хватает знаний и опыта для упаковки и продвижения того, что у них в голове, —рассуждает Решта. — Когда госучреждения начнут переходить в разряд некоммерческих организаций и начнется их разгосударствление, у них будет больше управленческих навыков и в том плане они составят очень серьезную конкуренцию НКО. С другой стороны, у них меньше клиенториентированность, нет внутреннего некоммерческого подхода и в этом у НКО будет преимущество.
Эксперт проекта «Теплица социальных технологий», руководитель Школы социального предпринимательства «Новотерра» Евгений Дубровин соглашается, что некоммерческие организации, которые созданы в предыдущие годы, с трудом осваивают бизнес-формат работы. Они уже привыкли ориентироваться на грантовую поддержку, собирать средства с населения, организовывать мероприятия, работать в проектном формате, а сейчас предполагается их выход на рынок оказания постоянных услуг.
— Это другие бизнес-процессы, большинству они не понятны и этот переход может быть очень непростым для многих действующих некоммерческих организаций, — не исключает он.
По словам Ирины Решта, сегодня обсуждая тему социального предпринимательства, многие делают упор на разработке бизнес-планов, пособий и т.д.
— На наш взгляд, нужно делать акцент на миссию видения ценностей социального предпринимательства, — заявила она.
Завкафедрой инноваций и предпринимательства НГУЭУ Марина Панявина подтвердила, что большинство студентов вуза не понимают, что такое социальное предпринимательство.
— Они говорят «Зачем нам это нужно? Я хочу зарабатывать деньги. Зачем я будут кому-то помогать?». Это мнение большого количества студентов и это пугает. В среду социального предпринимательства необходимо погружаться со студенческих лет и это даст существенный результат, — уверена она.
Фото: Юлия Данилова
Юлия Данилова
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется
В течение двух лет в город было доставлено 258 троллейбусов, что дало возможность укомплектовать маршруты…