Многие базы и санатории выходят на круглогодичность, расширяя программы обслуживания клиентов и экономику своего бизнеса.
Поближе к дому
По словам исполнительного директора Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Светланы Фоменко, в последнее время многие базы и санатории Новосибирской области, а также близлежащих регионов, берут на вооружение опыт коллег российского юга и выходят на круглогодичность. Предложений много, цены разные, новосибирцы все охотней выезжают за город на выходные. Фоменко отмечает, что переход на круглогодичный формат положительно сказывается на сервисе в местных местах размещения. Это не только модернизация номерного фонда, добавление услуг, но и качество персонала, так как работа становится не сезонной, а постоянной. Фоменко полагает, что за счет этой тенденции в 2016 году в целом количество отдыхающих в Новосибирской области и на Алтае может вырасти в сравнении с прошлым годом на 10-15%, если позволит погода.
Глава «Олимпии-Райзен» Виктор Данн считает, что о возможностях Новосибирской области мало знают в самом регионе.
— Я считаю, Новосибирск гораздо перспективнее Алтая, как бы парадоксально это ни звучало. Алтай в большинстве — это два-три месяца. Они стараются за это время заработать столько, чтобы прожить год. Это выливается в то, что их цены абсолютно неконкурентоспособны. В Новосибирске появилось много очень достойных мест размещения. Область готова к приему гостей, и надо работать над информационной составляющей, в борьбе за клиента мы можем выиграть у соседних регионов. Не только город, у нас есть Обское море, где расположено огромное количество баз отдыха. Это надо развивать и делать круглогодичным, продавать зиму. И не бояться привлекать сюда весь мир. Сейчас у нас гостит болгарская группа, около 15 человек. Им снег нужен, холод, за ним они приехали, — рассказал он.
Светлана Фоменко также говорит о богатстве новосибирской санаторно-курортной базы. Хорошим примером является возрождение курорта «Озеро Карачи», в который частный инвестор уже вложил сотни миллионов рублей, в прошлом году он получил федеральную поддержку. Многие здравницы региона еще только ждут подобных инвестиций.
Впрочем, по ее мнению, и соседний Алтай пользуется заслуженной популярностью у новосибирцев, из года в год для отдыха и восстановления сил выбирающих именно этот регион. Кризис не остановил развитие «сибирской Швейцарии».
— Потенциал внутреннего туризма в Сибири и России в целом просто огромен. И он постепенно реализуется, хотя и не в таких объемах, которые хотелось бы. Инфраструктура для этого вполне готова давно, со временем она только продолжает свое развитие, усовершенствование. Вот и наши финансовые итоги прошлого года соответствуют запланированным. Никаких резких колебаний в 2016 году не случилось, планируем, что так будет и в 2017 году. В настоящее время для гостей разрабатываем направление SPA-услуг. Самым значимым проектом у нас является запуск «Белокурихи-2», крупного туристско-рекреационного объекта рядом с городом-курортом Белокуриха, — рассказал заместитель генерального директора, коммерческий директор АО «Курорт Белокуриха» Михаил Шефер.
Ранее в санатории «Катунь» было открыто лечебное отделение с комплексом SPA-процедур, подобные планируется открыть и в других санаториях курорта — в «Сибири» и «Белокурихе».
Эко-отдых в тренде. Горы, лес, вода, комфорт и драйв: что еще нужно для отдыха?
Стабильность российского «санкура» отмечает и генеральный директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов.
— Для нас 2016 год был вполне успешным. Один из основных критериев — наполняемость санатория по году приблизился к 90%, растет уровень лояльности, на новогодние каникулы около 40% гостей отдыхали в санатории как минимум второй раз. В 2016 добавили к нашему крупнейшему на курорте комплексу открытых бассейнов четвертую чашу — для самых маленьких, подогреваемую, глубиной 40 сантиметров. Провели полный ремонт и перепланировку части номерного фонда, — сообщил Петухов.
В последнее время, отмечает собеседник, изменился типаж отдыхающего. Собирательный образ гостя «Родника Алтая» — это тридцатилетний житель мегаполиса или регионального центра, семейный, зачастую приезжающий на курорт на личном автомобиле. Заботиться о своем здоровье заранее актуально, все понимают, что лучше предупредить проблемы, чем лечиться потом. Белокуриха — один из лучших в России бальнеологических курортов и в статусе города-здравницы она смотрится максимально убедительно.
— И не пресно, что очень важно для молодой публики. Санатории Белокурихи привлекают молодую активную аудиторию потому, что там предлагается не только лечение, но и широкий спектр развлечений, новая современная инфраструктура отдыха. Также заметно выросла доля молодых семейных пар с детьми, которые рассматривают Белокуриху как альтернативу зарубежному отпуску с продолжительностью более десяти дней. Учитывая запросы нашей новой целевой аудитории, мы планируем начать серьезную реконструкцию блока услуг для семейного досуга и оздоровления, который будет включать расширение аква-зоны, термальной зоны и SPA, — сказал Петухов.
В преддверии летнего сезона в санатории продолжена реконструкция комплекса летних бассейнов – уже с 1 мая он встретит гостей новой просторной сауной, что сделает купание под открытым небом еще приятным и полезным даже в прохладные дни. Для детей строится новый летний городок.
Почем отдохнем?
Эксперты в 2017 году не ждут значительных изменений цен. Тем, кто планирует путешествовать по Сибири, стоит ориентироваться на ценник 2016 года, по крайней мере, на размещение. Светлана Фоменко полагает, что может подорожать питание, но в пределах инфляции, по итогам прошлого года она не превысила 6%.
— Цены как минимум вырастут вместе с инфляцией, — согласен с ней Андрей Петухов. — Учитывая, что наш рынок «живой», возможны варианты — как в сторону превышения, так и демпинга. Как правило, смотреть на цены нужно ближе к лету, когда приходит сезон отпусков и морских курортов. По нашим оценкам, спрос на российский «санкур» не упадет даже при открытии Турции. Именно потому, что целевые аудитории стали достаточно дифференцированными и четко формулируют ожидания от отдыха.
Виктор Данн тоже рассчитывает, что цены на внутреннем рынке не вырастут, причем аппетиты владельцев баз отдыха и санаториев умерит именно открытие турецкого рынка и ценовая политика таких стран как Греция, Египет, Вьетнам, Таиланд. Тогда не будет дорожать отдых на российском юге, а местные объекты размещения уже сейчас делают выгодные предложения и рекламируют себя.
На пресс-конференции в студии ГТРК руководитель новосибирского офиса международного туроператора TEZTOUR Галина Машухова отмечала, что по итогам первого раннего бронирования отелей на лето, 10 дней отдыха без питания в Севастополе обошлись новосибирцам почти в 60 тыс руб. По ее прогнозам, в этом году неделя отдыха в начале июня в Турции будет стоить 46 тыс. руб. на двоих, в Греции и Чехии — 70 тыс., на Кипре — 76 тыс. руб, в Болгарии — 75 тыс. руб, в Юго-Восточной Азии — 57 тыс. руб. на двоих. В Крыму и Севастополе за 12 дней пара заплатит минимум 80 тыс руб.
Лучше вы к нам
Новые тенденция оказывают влияние и на рынок туруслуг. Работающая в Новосибирске более 20 лет компания «Олимпия-Райзен» в кризис расширила штат и увеличила объемы.
— Мы сделали ставку на внутренний туризм и прием иностранцев. Давно этими направлениями занимаемся. Раньше в отделе приема иностранцев было три человека, в прошлом году пять, а в этом году — шесть. Потому что фиксируется прирост объема. Думаю, в этом году рост у нас будет 10% примерно, он наметился уже сейчас. В 2013 году я заплатил налогов 3,2 млн рублей, в 2014 году — 3,7 млн, а в 2015 — 4 млн рублей, —рассказывает генеральный директор компании Виктор Данн.
В прошлом году компания открыла новое направление — центр медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в Новосибирске. Что вполне объяснимо: здесь расположены такие известные медицинские центры, как НИИТО, клиника Мешалкина, облбольница, частных медклиник высокого уровня становится все больше.
— Весь мир приглашает нас к себе лечиться, но я думаю, надо приглашать весь мир лечиться к нам. И ценовая политика более лояльная исходя из курсовой разницы, и цены у нас ниже московских, например. Проще и дешевле взять билет, прилететь, полечиться и полететь снова в Москву. Сегодня мы можем предложить эти услуги всем странам Азии. У них там хорошей медицины крайне мало, — считает глава «Олимпия-Райзен».
Председатель правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол советует тем, кто хочет заняться туризмом, выходить на рынок с уникальными турпродуктами, предлагая то, чего еще нет в регионе. Еще недавно таким объектом мог быть аквапарк, пока вакантно «место» парка развлечений, но о его создании в Новосибирске разговоры уже ведутся.
Виктор Данн называет Новосибирск главным центром притяжения в Сибири, здесь происходит много событий, недавно компания открыла отдел корпоративного обслуживания, в прошлом году — экскурсионный центр. Аквапарк и дельфинарий стали новыми драйверами развития приема в Новосибирске. Город, считает собеседник, благодаря им стал на порядок привлекательней.
— Мы должны заниматься развитием внутреннего рынка. В нашем случае это внутренний туризм, это прием иностранцев. Для этого надо создать условия, в первую очередь решить информационную составляющую. То есть надо создать спрос, рекламировать регион. Надо продвигать территории, и это должна делать власть. Приемом иностранцев мы занимаемся 17 лет, раньше чиновники не занимались этим вопросом, но последнее время движение появилось. Посыл был со стороны главы государства, стали выделяться деньги, открываются представительства за рубежом, об этом стали говорить в наших торговых представительствах. В Новосибирской области появился туристско-информационный центр. Думаю, нам надо сотрудничать, объединять усилия, помогать, подсказывать друг другу и развивать это направления, — полагает Данн.
Для турфирмы «СКАТТ» 2016 год был успешным и в качественном, и в количественном плане, сообщила ее директор Ольга Гоголева.
— Мы являемся туроператорами и смогли правильно выбрать направления, которые дали возможность повысить показатели. Прежде всего, это приём иностранных туристов, в том числе из Китая. В 2017 году будем более настойчиво предлагать иностранным гражданам Алтай. Там сама природа побеспокоилась о красоте этих мест, и впечатлений гости получат предостаточно, — поделилась собеседница.
По мнению генерального директора санатория «Родник Алтая» Андрея Петухова, что касается въездного туризма, Россия не стала интереснее для западных туристов, она стала доступнее.
— Интерес всегда был. У нас просто стало дешевле из-за изменения курса рубля. Вспомните, сколько прошлым летом было китайских туристов в Новосибирске, — говорит он.
По данным Светланы Фоменко, в 2016 году Новосибирск посетило около 20 тыс китайцев. В основном из Поднебесной, благодаря наличию аэропорта Толмачево, гости прилетают именно в Новосибирск, однако им предлагаются туры по всей Сибири. Часть иностранных туристов ограничивается осмотром достопримечательностей города, посещением музеев и другими развлечениями, доступными в мегаполисе. Уровня и количества гостиниц в Новосибирске для приема иностранных гостей, считает она, достаточно.
Малая родина перспективнее
Такой вид отдыха как агротуризм, столь популярный в Европе, когда горожане едут в сельскую местность, по словам исполнительного директора НАТО, в Новосибирской области также развивается, хотя и не очень активно.
— Безусловно, сельский туризм популярен. Есть хозяйства, куда можно приехать, городские ребятишки могут посмотреть животных, которых они видели только на картинках. Им интересно погулять на свежем воздухе. Может, в дальнейшем такой вид отдыха и такой вид бизнеса будут более распространены, — сказала Светлана Фоменко.
Наталья Куцевол по поводу перспектив развития в Новосибирской области сельского туризма выразила сомнение. Причина — местные жители. Это в Европе все улыбаются, даже если непосредственно не заработают на этом, а в сибирских деревнях гостей встретит совсем иная атмосфера. Впрочем, если в каком-нибудь населенном пункте найдутся пара-тройка энтузиастов, которые вдохновят остальных жителей…
— Малую родину надо любить. А как только мы все вместе полюбим это наше место, то все и будет получаться. Это и есть то самое гостеприимство, с которого все начинается, когда вам нестыдно пригласить к себе в гости. Долго меняются мозги от «куда бы выехать из этого серого Новосибирска?» на «я люблю свой город». Это отношение не меняется по щелчку. Но этот процесс уже пошел, думаю, скоро мы свой город доведем до туристической столицы. Он уже такой есть по умолчанию, что есть аэропорт и гостиницы мирового уровня, но теперь надо подтянуть остальные вещи, в том числе турпродукты, — считает Куцевол.
С ней согласен Виктор Данн, утверждающий, что воспитанием местных жителей в этом ключе заниматься не менее важно, чем продвижением территории.
— На Алтае были времена, когда там туристов встречали чуть ли не с рогатиной, а сейчас все забрасывают свои огороды, ставят бани, строят гостевые дома. Понимают, что на этом можно гораздо больше заработать и купить потом картошку на рынке. Гости — это инвесторы, которые привозят в наш город деньги, которые они потратят здесь. Это миллиарды, ни одна промышленность не заработает столько, сколько сегодня приносят услуги. Если говорить о приеме, сегодня поле непаханое, и есть куда вложить деньги, — полагает он.
Так, сейчас в Новосибирске, по словам собеседника, на рынке уже не хватает экскурсоводов, гидов-переводчиков. Кроме того, абсолютно не развито ремесленничество. Из-за границы на память об отдыхе туристы привозят многочисленные сувениры, «всякую ерунду», оставляя там свои деньги.
— Нам надо писать целевую программу развития, где совершенно четко обозначить направления и прописать объекты, в которых нуждается регион. И предложить обществу, бизнесу в этом участвовать. Возможно, это будет творческая потребкооперация. Нужно создавать площадку, где люди могли бы себя реализовывать, каждому отдельно сложно, если не будет общего проекта. Если мы создадим условия для кооперации, многие придут и займутся — одни будут ковры вязать, другие веники вязать, писать портреты. Работы всем хватит, — считает Данн.
На Алтае подобная программа уже создана и успешно работает. Кроме того, местные санатории и базы отдыха самостоятельно предлагают клиентам большой перечень самых разнообразных услуг и создают площадки, ориентированные на различные категории отдыхающих. Например, одним из проектов санатория «Россия» является база отдыха «Таежная заимка», ориентированная на эко-отдых и эко-туризм.
Ложка дегтя
Коррективы в планы участников туротрасли может внести еще одна тенденция. В России в целом, и в Сибири, в частности, быстрыми темпами развивается самостоятельный отдых. По мнению Натальи Куцевол, причина в том, что местный рынок пока не дотягивает до выездного туризма ни по качеству услуг, ни по возможностям формирования турпродукта.
— У нас есть отдельно рестораны, гостиницы, музеи. Если вы хотите съездить в Томск, то первая мысль будет не купить тур, а сесть в машину и поехать в Томск. И так выбирает маршрут 90% населения. Если я воспринимаю свою страну как место путешествия, то я не обращаюсь к профессионалам, я считаю, что самостоятельно мне будет выгоднее и комфортнее. Именно в этом ощущении жителей страны проигрывает турбизнес, — говорит эксперт. — Во всем мире турпродукт традиционно дешевле самостоятельного отдыха, иначе б не было такого бизнеса. Но в России не всегда так. Контрагенты порой ведут себя непорядочно по отношению к агентствам. Они расценивают своих партнеров как бесплатный «нагонятель» клиентов. Когда турист через турагентство поехал в средство размещения, то там ему обязательно скажут: если вы напрямую к нам обратитесь, вы получите скидки.
Фото: Родник Алтая, Белокуриха, из личных архивов, Юлия Данилова, журнал "Наука в Сибири"
Мария Кормильцева
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется