Categories: Uncategorized

Стекольные заводы могут использовать до 80% стеклобоя в составе сырья, проблема в том, как его собрать

— Дефицита производственных мощностей для утилизации отходов стекла в России не наблюдается. Заводы, изготавливающие стеклотару, могут довести долю стеклобоя в составе сырьевой смеси до 80%, а производителей теплоизоляционных материалов — до 85%. Для отрасли в целом актуальна проблема нехватки стекольных отходов — должного качества и по приемлемой цене. Именно цена является главным сдерживающим фактором для увеличения их сбора и обработки. В отличие от Европы, где минеральные запасы ограничены, в нашей стране их хватит на несколько поколений вперед, причем они не такие дорогие, как на Западе. Стоимость стеклобоя сейчас предельная — выше, чем шихты (смеси природных компонентов), поэтому платить за него еще больше не имеет экономического смысла. С другой стороны, даже эти условия уже не очень привлекательны для компаний, поставляющих вторичные материальные ресурсы. Стекло намного дешевле того же пластика. В результате сборщики уходят в минус и занимаются отходами стекла по остаточному принципу, отдавая приоритет более ликвидным.

Снизить объем размещения полезных мусорных фракций на полигонах ТКО, используя оборотную бутылку, как, допустим, в советское время, сегодня не получится по нескольким причинам. Все производители продукции в упаковке стремятся к ее уникальности, отличающей их товар от аналогичных на полках магазинов. Кроме того, с помощью упаковки они защищают свои бренды от контрафакта, то же тарное стекло имеет специальное клеймо его изготовителя.

Если бы стеклотарные заводы выпускали не сотни видов стеклоизделий, а 5-10 для всех потребителей, мы были бы только рады. Работать с одним ассортиментом выгоднее и проще, поскольку замена формокомплектов приводит к многочасовым остановкам линий и, как следствие, к определенным издержкам. Но рынок, на котором конкурируют частные компании, исключает унификацию: государство не применяет рычаги, чтобы регулировать спрос на тару. Возврата к прошлому нет, сколько бы об этом не спорили.

Дискуссии о том, почему бы в России не поднять закупочную цену на стеклобой до 40 тысяч рублей (условно) за тонну, со ссылками на Европу, несостоятельны. Там за тонну стекольных отходов платят в среднем 64 евро, себестоимость шихты — 62 евро, разница всего 3-5%. Но из средств РОП каждая тонна утилизированного стеклобоя дотируется 15 евро. У нас о такой поддержке пока можно лишь мечтать.

Те, кто приводят в пример Беларусь, не принимают во внимание, что ликероводочная отрасль и производство стеклотары представлены госкомпаниями, а заготовку и переработку вторичных ресурсов организует государственный холдинг.

Сейчас нам необходимо выстроить замкнутый цикл оборота стекла с учетом интересов всех потенциальных участников. Надеюсь, когда механизм взимания экосбора отрегулируют, часть денег направят на дотирование перевозок рассортированных отходов к месту обработки и утилизации, возможно, введут еще какие-то стимулы, чтобы цепочка взаимодействия начала генерировать доход.

Пока же мы будем объединять усилия с операторами по обращению с ТКО и вместе пытаться увеличить поступление стекла, повысить качество его переработки, сдержав цену. Способы для этого есть.

Марина Санькова

Recent Posts