Стоимость нефти $50 за баррель — более реалистичный уровень

Перспективы изменения цен на нефть, курса рубля и динамику экономики России прокомментировала директор Центра макроэкономических исследований «Сбербанка» Юлия Цепляева (на фото) во время встречи с сибирскими миноритариями кредитной организации в Новосибирске.

Нефть за $50 — $50+

— Считаю, что нынешний уровень цен на нефть — $35— $40 за баррель не тот, на котором цены смогут закрепиться надолго. На мой взгляд, уровень $50 — $50+ более реалистичен, в том числе, потому что два последних года мы видим существенное замедление инвестиций в нефтедобычу. Это фундаментальный фактор, который подталкивает цены на нефть вверх.

Влияние на стоимость нефти может оказать решение ОПЕК, которое будет известно 17 апреля. Если ОПЕК все-таки согласиться с необходимостью снижения квот, то процесс роста цен на нефть ускорится. Не думаю, что он будет очень быстрым, по моим оценкам, в течение 12 месяцев мы увидим предложение до $50 за баррель.

Впрочем, прогнозировать цены на нефть сегодня дело очень неблагодарное.

Когда аналитики пытаются это делать, они отталкиваются от фундаментальных факторов: сколько нефти произведено, нет ли перепроизводства, лишней нефти на рынке.

Однако, в краткосрочной перспективе цены на нефть в значительной мере определяются не столько фундаментальными факторами, сколько факторами денежной политики. Например, США перешли к ужесточению денежной политики, но это не сопровождается изъятием ликвидности. Во время борьбы с кризисом США предпочли затопить рынок ликвидностью. Кроме того, мы только в феврале увидели снижение производства нефти в США. До этого мы наблюдали, как сланцевые проекты показывают убытки, происходит закрытие буровых, а снижение производства началось только в этом году после того, как цены на нефть упали на 63%. И это при том, что сланцевую нефть в США выгодно производить при $60-65 за баррель. Именно поэтому большинство аналитиков сегодня предпочитает говорить не о прогнозах, а о сценариях изменения цен на нефть.

Сейчас наш оптимистичный сценарий на этот год — $50 за баррель с ростом до $70 в последующие годы. Пессимистичный — цены на нефть уйдут вниз еще больше, чем сейчас. Базовый — останутся в районе $35 дол за баррель. Это то, что мы видим по результатам 1 квартала.

Назад в 2011 год

Низкие цены на нефть — это главный фактор того, что мы сегодня имеем в экономике страны. Нынешний кризис намного более долгий, чем остальные испытания, которые мы пережили в эпоху перехода к рыночной экономике. Кризис 1998 года продолжался три квартала, а потом стране удалось перейти к экономическому росту. Кризис 2008 года длился четыре квартала, и из него Россию вытянуло восстановление мировой экономики. Нынешнее снижение длиться уже шесть кварталов и пока мы можем только спорить: верить или нет заявлениям правительства, что «дно уже нащупано». Пока ситуация не очень благоприятная. По результатам шести кварталов уже видно, что мы отброшены по уровню развития в 2011 год.

Однако, хочу отметить, что этот кризис переживается РФ весьма своеобразно. Если посмотреть на темпы падения ВВП ситуация выглядит не так плохо, как в 1998 и 2009 годах — около 3,7 %. Но, это относительно небольшое падение обеспечила политика ЦБ и гибкий курс рубля. Впрочем, если оценить, как нынешний кризис ощущается населением, то потребление домохозяйств сократилось серьезнее, чем во время предыдущих форс-мажоров. Люди на себе воспринимают его как более глубокий не только потому, что он более долгий, но и потому, что потребление год к году сократилось на 10 %. Это уникальный опыт для страны.

Какие могут быть рецепты для стимулирования экономики. Прежде всего, резкое ускорение расходования бюджетных средств — традиционный рецепт, который используется в нашей стране, а тут еще «на носу» выборы 2018 года. Однако, даже если предположить, что произойдет быстрый рост цен на нефть, то в среднесрочной перспективе мы выходим на 1,5 % экономического роста, если не будет структурных изменений в экономике. Пока жесткой политической воли проводить реформы мы не видим, поэтому, скорее всего, 1,5 % — это тот уровень на котором большинство экспертов оценивает рост экономики России. Он незначителен и совершенно не соответствует амбициозным планам, которые имеет наша страна.

Если посмотреть на долгосрочные фундаментальные факторы и вспомнить высокую зависимость страны от нефтегазового сектора, то ни при каких самых хороших сценариях мы не видим рост производства нефти в РФ. Те проекты, с которыми мы связывали перспективы развития добыч нефти в Арктике, сейчас не могут быть осуществлены, так как из-за санкций нам не хватает технологий. При этом произошло перераспределение внимание руководства страны к стимулированию других отраслей экономики. Кроме того, многое упирается в то, что население РФ, находящееся в трудоспособном возрасте, в ближайшие 10 лет изрядно сократится. Это то, что уже нельзя предотвратить. Так устроена демографическая структура РФ. Это очень плохо и говорит о том, что в 2025 году на одного работника, уплачивающего взносы в ПФР, будет приходиться один пенсионер. Для обеспечения выплаты пенсий их нужно будет либо резко сокращать, либо поднимать налоги, либо исхитряться каким-то другим способом. Напомню, пенсионные программы накопительного типа задумывались именно под 2025 года, но они ни как не могут устаканиться.

Не смотря на кризис и огромную потерю потребления, безработица в нашей стране остается очень низкой. Во многом, также благодаря демографической ситуации. Она третий месяц держится на уровне 5,8%, а с сезонной корректировкой еще ниже. Это очень мало в нынешней экономической ситуации.

Если говорить о будущей структуре экономики, то порадоваться нечему. Рост доли потребления, как процент в ВВП, растет, но только потому, что многое другое падает. Мы ожидаем сокращения доли госпотребления, так как возможности бюджета не безграничны и большую часть госсредств придется тратить на поддержку пенсионной системы. И, что более прискорбно, мы ждем сокращение доли инвестиций. Это говорит о том, что в последующие периоды 1,5 % роста экономики РФ становятся нашим потолком выше которого без структурных реформ подняться не возможно. Это очень плохо.

Между тем, по уровню средней зарплаты Россия сегодня даже более конкурентоспособна, чем Китай. Очень жаль, что мы не можем воспользоваться преимуществом наличия относительно образованной, квалифицированной и при этом снова очень дешевой рабочей силы.

Во всех планах, в том числе анонсированных президентом страны, есть много идей, как сделать так, чтобы россияне жили лучше, чтобы повысилась продолжительность жизни, чтобы победить мужскую смертность в возрасте от 35 до 55 лет…. Но отставание в экономическом росте может сделать эти планы не осуществимыми. Мы сейчас идем вниз по нашей доле в мировой экономике . Очень трудно бороться за политическое влияние на международной арене, если доля экономики страны в мировой экономике сокращается.

Деньги стали считать внимательнее

С моей точки зрения, если минфин РФ собирается все свои доходы свыше $50 за баррель снова складывать в кубышку, то вряд ли ЦБ позволит рублю укрепиться до 50-47 руб за доллар. Уровень 50 рублей за доллар станет той точкой отсечения, когда ЦБ может захотеть нарастить свои резервы и тоже что-то положить в свою кубышку. Поэтому, наш прогноз: рубль — в районе 60 рублей за доллар. Это тот потолок удорожания рубля на который можно рассчитывать, при справедливости тенденции к росту цен на нефть.

Если говорить о политике ЦБ по ключевой ставке, то она не снижалась с августа прошлого года. Пресс-релизы, с помощью которых ЦБ общается с рынком, свидетельствуют, что политика Банка России останется умеренно жесткой. Но, вместе с тем у ЦБ сейчас возникает пространство для маневра. Ранее регулятор говорил, что хочет ставку в 2 % в реальном выражении. Сейчас инфляция составляет около 8 %, то есть ЦБ, в прежнем его видении, может предложить ставку 10 %, так что некоторые запасы по снижению ключевой ставки есть даже сейчас. Если в течение следующих 9 месяцев инфляция уйдет к 7 %, как это видит ЦБ, то можно говорить и о ключевой ставке в 9 % на конец года. Я на это, честно говоря, рассчитываю.

Но, снижение ставки в 2016 году будет происходить гораздо медленнее и осторожнее, чем в 2015, когда оно даже несколько опережало снижение инфляции. Мне кажется, что ситуация в банковской системе РФ подтолкнет ЦБ в пользу смягчения денежной политики. Действительно, ситуация гораздо лучше, чем ожидалась в конце 2014 и середине 2015. Не произошло самого плохого — резкой остановки кредитования. Да, ситуацию не назовешь благополучной, но ЦБ продолжает очищать систему от банков не выполняющих нормативы, отзывая примерно по 100 лицензий в год. Банков уже менее 800 и еще меньше в системе страхования вкладов. Кроме того, в целом банковскую систему РФ сейчас сильной не назовешь. В 2015 году втрое снизилась прибыль системы, а если смотреть на данные без Сбербанка, то там зафиксирован убыток. Настораживает продолжающийся рост просрочки, особенно в розничном портфеле — последние данные по рынку 8,4 %.

Есть и другие вещи, которые тревожат меня, как макроэкономиста: дыра в ВЭБе. По последним данным она составляет уже около 2 млрд рублей. Это рано или поздно ляжет на плечи всех налогоплательщиков, поэтому не удивительно, что правительство приступило к поиску денег. В том числе, появилось распоряжение минфина РФ о том, чтобы большие депозиты участвовали в спасении банков. Еще не продуманы ее детали, но это показатель того, что деньги кончаются и их стали внимательнее считать.

Резюме

Мы упали в кризис и довольно тяжелую рецессию, причем структурное замедление началось еще в 2013 году, когда рост экономики в РФ был 1,3 %.

Резкое падение цен на нефть и санкции стоили нашей экономике за 2014-2015 годы 1,5 % экономического роста.

В долгосрочной перспективе страна отрезана от современных технологий и за счет этого может потерять до 9 % экономического роста. Это скоромные оценки, сделанные МВФ.

Не исключено, что цены за нефть вырастут до $50 долларов за баррель, а среднегодовое значение превысит $40 за баррель. Это тот уровень на котором минфин РФ разрабатывает средний бюджет на год.

Мы думаем, что ЦБ вернется к политике снижения ключевой ставки хотя и будет действовать более осторожно, чем в 2015 году.

Скорого выхода из кризиса мы не ждем, хотя бы, потому что самовосстановление экономики пока не началось. Но рассчитываем, что оно начнется в 2016 году и уже в 4 квартале мы увидим переход к положительным темпам роста. Но, к сожалению, в 2017 —2018 годах долгосрочные темпы роста экономики будут в районе 1,5 % — это очень немного. У нашей страны были гораздо более амбициозные планы.

Конечно, эти прогнозы не учитывают непредвиденные факторы в виде «черного лебедя», который время от времени к нам прилетает. Например, трудно было предсказать ухудшение отношений России с Турцией, а рост цен на овощи и фрукты – это то с чем столкнулся каждый россиянин.

Фото: ranepa.ru

 

tkrasnova

Recent Posts

Андрей Гудовский: Для развития Новосибирску нужна стратегическая цель

А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…

16 минут ago

Следователи провели обыски у главы Минпромторга и заммэра Новосибирска

Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра

17 минут ago

По новосибирской франшизе открывается ресторан в Барнауле

Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края

32 минуты ago

Проценты по вкладам зафиксировались на пиковых значениях

Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят

58 минут ago