Обсуждение Стратегии — 2030 проходило непросто. Законодатели озвучивали самые разные предложения и критические замечания. И это неудивительно: обеспечить региону лидерство в приоритетных сферах — общая задача органов власти.
— Стратегия — это концепция и взгляд руководства страны, руководства регионов, законодательных собраний регионов на развитие территорий и страны в целом, — констатировал зампредседателя законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов.
Для необходимого увеличения темпов развития региона, прописанного в стратегии, требуется новое качество управления экономикой. У области для этого есть немало: человеческий капитал, развитая система образования, диверсифицированная структура экономики, выгодное «центральное» транспортно-географическое расположение. Есть и сдерживающие факторы: недостаточная экономическая и инвестиционная активность, разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реально низкой восприимчивостью производства к инновациям, невысокий уровень развития инфраструктуры. Между тем, к 2030 году регион должен быть в десятке, а лучше в тройке лидеров среди регионов страны — такая задача поставлена в стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.
— Проект Стратегии ставит амбициозные планы. Но так и должно быть. Если бы великая страна не ставила перед собой амбициозные планы, она бы не достигала ничего, — рассуждает председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев. — Есть определенная доля здравого оптимизма при достижении третьего варианта сценария. Но депутаты отмечают, что в последнее время идет серьезное повышение нагрузки на бизнес. С принятыми решениями федерального регулятора инвестиционный поток в экономику от бизнеса снижается.
Напомним, разработано три возможных варианта реализации стратегии: консервативный, целевой и инновационный — самый желательный, предполагающий самые высокие темпы развития — плюс 100% ВРП к уровню текущего года. Он увязан с указом президента России о реализации национальных проектов и предусматривает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний.
— Про Новосибирскую агломерацию в стратегии говорится много и с конкретикой. Между тем, в мае нам рассказали о создании Куйбышевско-Барабинской агломерации, сформировали её координационный совет, который с тех пор ни разу не собирался. Можно ли с подобными темпами говорить о ком-то эффекте от новосозданной агломерации? — интересуется депутат регионального парламента Евгений Гутов.
Депутат Александр Семенюк также считает, чтобез четкого и детализированного плана действий любая стратегия — просто большие «хотелки».
— Что будет, если от инновационного пути мы скатимся к консервативному? Кто за это ответит? — рассуждает депутат. — Когда можно будет ознакомиться с детализированным планом развитию системы здравоохранения, социальной сферы?
Насколько реальны заявленные в стратегии показатели и, главное, есть ли четкие механизмы достижения заявленных результатов? Это главный вопрос, который беспокоил законодателей, и они задавали его на всех комитетах.
— В 2007 году была принята стратегия развития области до 2025 года. Предполагалось, что к 2025 году доля среднего класса удвоится и превысит 50%, доля малоимущих должна снизиться с 23 до 6%, а мы сегодня по этому показателю на 59 месте среди регионов, — отметил на комитете по ЖКХ депутат Николай Мочалин. —Говорилось, что будет двукратный рост реальной заработной платы, что сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда… Куда эта стратегия делась?
Председатель комитета по аграрной политике Олег Подойма обратился к главе минэкономразвития Ольге Молчановой с просьбой обосновать рост производства в сельскохозяйственном секторе региона в 1,7 раза, прописанный в стратегии:
— Это порядка 6-7% роста в год. При том, что сейчас аграрный сектор прирастает в год на 1-2%. На чём основана ваша уверенность в таком ускорении темпов роста?.
Его коллега Анатолий Жуков в очередной раз акцентировал внимание на необходимости комплексного развития села.
— Строительство ФАПов — это очень хорошо. Но ни ФАПы, ни школы, ни газопроводы никому не будут нужны, если на селе будет негде работать, — заметил он.
Немало вопросов возникло и о том, как регион планирует получить прописанные в стратегии показатели по конкретным направлениям.
— У меня три вопроса. Первое, обеспеченность населения Новосибирской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, сегодня составляет порядка 80%. Когда этот показатель будет доведен до 100%? Второй вопрос, — каким образом будут повышены доступность и качество первичной медико-санитарной помощи до нормативных показателей? Третий, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новосибирской области превышает общероссийский показатель примерно на треть. В 2017 году для Новосибирской области — 17,2%, для страны в целом — 13,2%. К 2030 году до каких показателей мы доведём эту цифру? —поинтересовался заместитель председателя комитета по социальной политике, здравоохранению и охране труда и занятости населения Александр Козлов
Елена Тырина, заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике отметила, что в стратегии указано: к 2030 году все население области будет обеспечено всеми видами связи — мобильная связь, интернет, цифровое телевидение.
—У нас пока действуют две программы устранения цифрового неравенства. Это «500+» и «250+». А населенные пункты «250- »? Как они будут учитываться в региональной программе? — спросила Тырина.
Заместитель председателя комитета по социальной политике Татьяна Есипова призналась, чтокогда слышит доклад министра, то верит, что регион ждёт счастливое будущее. Но когда смотрит саму стратегию, то понимает, что в разделе о социальной политике и здравоохранении указаны мероприятия, уже реализуемые в госпрограммах.
— Они и дальше будут воплощаться в жизнь вне зависимости от того, примем мы стратегию или нет. Если мы говорим о лидерстве среди сибирских регионов, то мы должны были наполнить эту стратегию какими-то нашими ноу-хау и технологиями. Все перечисленные в стратегии нацпроекты реализуют и другие регионы. Что будет выделять нас на уровне наших соседей? — рассуждает Есипова.
Часть вопросов, связанных с возможностями развития региона, законодатели справедливо адресуют в федеральный центр. Например, часть предприятий, работающих на рынке Новосибирской области, платят налоги в других регионах.
— Это не просто предприятия с оборотом 100, 200, 300, 400 тысяч рублей, а с оборотом в сотни миллионов. Мы прекрасно понимаем, что это сфера действия федерального законодательства. Так, к сожалению, сложилось, что многие предприятия, работающие здесь, налоги платят в Москве, — поднял вопрос председатель комитета по ЖКХ Евгений Покровский.
В ходе обсуждения стратегии у законодателей возникла масса предложений по развитию конкретных отраслей. Они прозвучали на круглом столе, который прошел в региональном парламенте на минувшей неделе. Так, депутаты — строители заявили о необходимости разработки мер господдержки для стабильного развития отрасли в условиях снижения реальных доходов населения и сокращения материального производства.
— Мы находимся в лидерах У нас есть вопросы по спросу, но производственные мощности позволяют оставаться в лидерах. Однако, не ровен час и при таком развитии ситуации мы можем превратиться из лидеров в аутсайдеров, — заметил депутат Иван Сидоренко.
Депутаты – промышленники уверены, что в регионе в полной мере не используется механизм государственно – частного партнерства, который нужно применять не только при реализации мегапроектов, таких как строительство поликлиник, четвертого моста, но и более мелких — на территории области, которые важны для жителей сел.
— Дорога Татарск – Чистоозерное- Карасук вопрос сложный с точки зрения финансирования, но с точки зрения стратегии социально-экономического развития области он «попадает в тему». Если мы собираемся развивать туризм, экскурсионные маршруты, то без дороги с асфальтобетонным покрытием в 7 районов области проедут только экстремалы, — констатировал депутат Игорь Умербаев.
Часть предложений законодателей уже учтены в проекте стратегии. Например, они прописаны в разделе, связанном с развитием дорожно-транспортной отрасли — о них представители профильного комитета говорили уже давно.
Депутаты всех комитетов регионального парламента вошли в рабочую группу, созданную при бюджетном комитете, для дальнейшей проработки стратегии. Сейчас ее необходимо привести к «дорожной карте», предусмотреть конкретные меры, которые необходимы для достижения поставленных целей и потом они будут прописаны в госпрограммах.
Фото редакции
Видео Наталья Коробицына, Анатолий Лукьянов
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%