Стратегию — 2030 нужно приводить к «дорожной карте»

Обсуждение Стратегии — 2030 проходило непросто. Законодатели озвучивали самые разные предложения и критические замечания. И это неудивительно: обеспечить региону лидерство в приоритетных сферах — общая задача органов власти.

— Стратегия — это концепция и взгляд руководства страны, руководства регионов, законодательных собраний регионов на развитие территорий и страны в целом, — констатировал зампредседателя законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов.

Для необходимого увеличения темпов развития региона, прописанного в стратегии, требуется новое качество управления экономикой. У области для этого есть немало: человеческий капитал, развитая система образования, диверсифицированная структура экономики, выгодное «центральное» транспортно-географическое расположение. Есть и сдерживающие факторы: недостаточная экономическая и инвестиционная активность, разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реально низкой восприимчивостью производства к инновациям, невысокий уровень развития инфраструктуры. Между тем, к 2030 году регион должен быть в десятке, а лучше в тройке лидеров среди регионов страны — такая задача поставлена в стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.

— Проект Стратегии ставит амбициозные планы. Но так и должно быть. Если бы великая страна не ставила перед собой амбициозные планы, она бы не достигала ничего, — рассуждает председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев. — Есть определенная доля здравого оптимизма при достижении третьего варианта сценария. Но депутаты отмечают, что в последнее время идет серьезное повышение нагрузки на бизнес. С принятыми решениями федерального регулятора инвестиционный поток в экономику от бизнеса снижается.

Напомним, разработано три возможных варианта реализации стратегии: консервативный, целевой и инновационный  — самый желательный, предполагающий самые высокие темпы  развития — плюс 100% ВРП к уровню текущего года. Он увязан с указом президента России о реализации национальных проектов и предусматривает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний.

— Про Новосибирскую агломерацию в стратегии говорится много и с конкретикой. Между тем, в мае нам рассказали о создании Куйбышевско-Барабинской агломерации, сформировали её координационный совет, который с тех пор ни разу не собирался. Можно ли с подобными темпами говорить о ком-то эффекте от новосозданной агломерации? — интересуется  депутат регионального парламента Евгений Гутов.

Депутат Александр Семенюк также считает, чтобез четкого и детализированного плана действий любая стратегия — просто большие «хотелки».

— Что будет, если от инновационного пути мы скатимся к консервативному? Кто за это ответит? — рассуждает депутат. — Когда можно будет ознакомиться с детализированным планом развитию системы здравоохранения, социальной сферы?

Насколько реальны заявленные в стратегии показатели и, главное, есть ли четкие механизмы достижения заявленных результатов? Это главный вопрос, который беспокоил законодателей, и они задавали его на всех комитетах.

 

— В 2007 году была принята стратегия развития области до 2025 года. Предполагалось, что к 2025 году доля среднего класса удвоится и превысит 50%, доля малоимущих должна снизиться с 23 до 6%, а мы сегодня по этому показателю на 59 месте среди регионов, — отметил на комитете по ЖКХ депутат Николай Мочалин. —Говорилось, что будет двукратный рост реальной заработной платы, что сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда… Куда эта стратегия делась?

Председатель комитета по аграрной политике Олег Подойма обратился к главе минэкономразвития Ольге Молчановой с просьбой обосновать рост производства в сельскохозяйственном секторе региона в 1,7 раза, прописанный в стратегии:

— Это порядка 6-7% роста в год. При том, что сейчас аграрный сектор прирастает в год на 1-2%. На чём основана ваша уверенность в таком ускорении темпов роста?.

Его коллега Анатолий Жуков в очередной раз акцентировал внимание на необходимости комплексного развития села.

— Строительство ФАПов — это очень хорошо. Но ни ФАПы, ни школы, ни газопроводы никому не будут нужны, если на селе будет негде работать, — заметил он.

Немало вопросов возникло и о том, как регион планирует получить прописанные в стратегии показатели по конкретным направлениям.

— У меня три вопроса. Первое, обеспеченность населения Новосибирской области питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, сегодня составляет порядка 80%. Когда этот показатель будет доведен до 100%? Второй вопрос, — каким образом будут повышены доступность и качество первичной медико-санитарной помощи до нормативных показателей? Третий, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новосибирской области превышает общероссийский показатель примерно на треть. В 2017 году для Новосибирской области — 17,2%, для страны в целом — 13,2%. К 2030 году до каких показателей мы доведём эту цифру? —поинтересовался заместитель председателя комитета  по социальной политике, здравоохранению и охране труда и занятости населения Александр Козлов

Елена Тырина, заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике отметила, что в стратегии указано: к 2030 году все население области будет обеспечено всеми видами связи — мобильная связь, интернет, цифровое телевидение.

—У нас пока действуют две программы устранения цифрового неравенства. Это «500+» и «250+». А населенные пункты «250- »? Как они будут учитываться в региональной программе? — спросила Тырина.

Заместитель председателя комитета по социальной политике Татьяна Есипова призналась, чтокогда слышит доклад министра, то верит, что регион ждёт счастливое будущее. Но когда смотрит саму стратегию, то понимает, что в разделе о социальной политике и здравоохранении указаны мероприятия, уже реализуемые в госпрограммах.

— Они и дальше будут воплощаться в жизнь вне зависимости от того, примем мы стратегию или нет. Если мы говорим о лидерстве среди сибирских регионов, то мы должны были наполнить эту стратегию какими-то нашими ноу-хау и технологиями. Все перечисленные в стратегии нацпроекты реализуют и другие регионы. Что будет выделять нас на уровне наших соседей? — рассуждает Есипова.

Часть вопросов, связанных с возможностями развития региона, законодатели справедливо адресуют в федеральный центр. Например, часть предприятий, работающих на рынке Новосибирской области, платят налоги в других регионах.

 

— Это не просто предприятия с оборотом 100, 200, 300, 400 тысяч рублей, а с оборотом в сотни миллионов. Мы прекрасно понимаем, что это сфера действия федерального законодательства. Так, к сожалению, сложилось, что многие предприятия, работающие здесь, налоги платят в Москве, — поднял вопрос председатель комитета по ЖКХ Евгений Покровский.

В ходе обсуждения стратегии у законодателей возникла масса предложений по развитию конкретных отраслей. Они прозвучали на круглом столе, который прошел в региональном парламенте на минувшей неделе. Так, депутаты — строители заявили о необходимости разработки мер господдержки для стабильного развития отрасли в условиях снижения реальных доходов населения и сокращения материального производства.

 

— Мы находимся в лидерах У нас есть вопросы по спросу, но производственные мощности позволяют оставаться в лидерах. Однако, не ровен час и при таком развитии ситуации мы можем превратиться из лидеров в аутсайдеров, — заметил депутат Иван Сидоренко.

Депутаты – промышленники уверены, что в регионе в полной мере не используется механизм государственно – частного партнерства, который нужно применять не только при реализации мегапроектов, таких как строительство поликлиник, четвертого моста, но и более мелких — на территории области, которые важны для жителей сел.

— Дорога Татарск – Чистоозерное- Карасук вопрос сложный с точки  зрения финансирования, но с точки зрения стратегии социально-экономического развития области он «попадает в тему». Если мы собираемся развивать туризм, экскурсионные маршруты, то без дороги с асфальтобетонным покрытием в 7 районов области проедут только экстремалы, — констатировал депутат Игорь Умербаев.

Часть предложений законодателей уже учтены в проекте стратегии. Например, они прописаны в разделе, связанном с развитием дорожно-транспортной отрасли — о них представители профильного комитета говорили уже давно.

Депутаты всех комитетов регионального парламента вошли в рабочую группу, созданную при бюджетном комитете, для дальнейшей проработки стратегии. Сейчас ее необходимо привести к «дорожной карте», предусмотреть конкретные меры, которые необходимы для достижения поставленных целей и потом они будут прописаны в госпрограммах.

Фото редакции

Видео Наталья Коробицына, Анатолий Лукьянов

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

10 минут ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

39 минут ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

2 часа ago

Названы причины утреннего затора на площади Кирова в Новосибирске

Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется

3 часа ago