В правительстве России разрабатываются корректировки ценовой модели рынка тепла, которая наиболее серьезно скажется на городах-миллионниках.
— По данным минэнерго РФ, в системах централизованного теплоснабжения России существует избыток тепловой мощности. В Новосибирской области сети загружены на 50-45%, а в среднем по стране на 30% от установленной мощности, котельные на 15%. В отрасли снизилась доля комбинированной выработки, выросло число мелких котельных, сохраняется большой пережог топлива, износ оборудования, а потери тепла в три раза выше чем в Финляндии, — заявил, выступая на конференции «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов» в Новосибирске гендиректор ООО «Госэнерготариф» (Москва) Сергей Ладутько.
Он подчеркнул, что сегодня эта сфера одна из самых проблемных и инвестиционно непривлекательных. Ежегодные бюджетные субсидии в отрасль составляют 150 млрд руб, инвестиции — 87 млрд, при совокупной потребности 250 млрд рублей в год. Как результат, система теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения РФ является устойчиво убыточной, а это сказывается на надежности и качестве теплоснабжения.
— В итоге отрасль столкнулась с необходимостью корректировки ценовой модели рынка тепла и балансировки рынка тепловой и электрической энергии, которая помогла бы сделать этот вид деятельности конкурентным, экономически оправданным и доступным для потребителей, — пояснил Ладутько.
Правительство РФ предложило свою модель корректировки, прописанную в законопроекте № 1086603-6. 16 декабря 2016 года он был принят Госдумой в первом чтении, а в начале февраля 2017 прошел парламентские чтения. Основная цель его разработки: повышение эффективности генерации, работающей на основе комбинированной выработки. Законопроектом предлагается новая система взаимоотношений в теплоснабжении, а именно введение предельного уровня цены для конечного потребителя, которая определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного виртуального и расчетного источники тепловой энергии, так называемой «альтернативной котельной».
— Предельный уровень цены устанавливается впервые. Он может быть утвержден ниже уровня альтернативной котельной. В этом случае предельный уровень цены постепенно доводится до предельного уровня соответствующего альтернативной котельной. Модель предполагает либерализацию цен на тепло — пока тарифы регулируется на местном уровне, — рассказал Сергей Ладутько.
По его словам, в городе будет выбираться единая теплоснабжающая организация — крупнейший поставщик тепла, который будет единым закупщиком (в ряде городов РФ он уже есть). Модель будет внедряться как добровольный выбор на территории отдельных муниципальных образований, отнесенных правительством РФ к ценовым зонам теплоснабжения, при условии согласования с субъектом федерации и главами местных администраций.
— Во что выльется новая модель, которую предлагает правительство РФ? Мы сейчас ругаем генерацию и региональные органы власти за рост тарифов, а на самом деле стоит посмотреть выше: откуда «растут ноги». Из анализа Высшей школы экономики следует, что готовящаяся реформа рынка тепла будет наиболее заметна для потребителей, где тарифы на тепло сейчас сильно занижены, а именно в городах милионниках, — констатировал эксперт. — При введении метода альтернативной котельной цена за Гкал тепла для Новосибирска вырастет на 42% — до 1679 руб. Для сравнения, сейчас 1184 руб с НДС. В Красноярске рост составит 153% (3247 руб), в Омске 39% (1697 руб). Не смотря на то, что индекс оплаты гражданами тепла ограничен 4%, для осуществления модернизации в сфере теплоснабжения регионы вправе сделать такой . Это законодательно закреплено
Сергей Ладутько подчеркнул, сейчас важно избавиться от иллюзий о том, что рынок все отрегулирует сам.
— Существующее положение дел показывает, что один из барьеров на пути к технологической модернизации отрасли теплоснабжения — это возмущение потребителей, недоверие бизнеса. Но в Новосибирске диалог уже начался (проведение конференции), надеемся, будет найден общий язык и приняты консенсусные решения, — отметил глава «Госэнерготариф».
Он также привел пример искусственного сдерживания индексации, «чтобы не накалять обстановку» на ТГК-11 в Забайкальском крае, что в итоге все равно привело к резкому росту тарифов и проблемам для всех категорий потребителей.
Если закон будет принят в 2017 году, то с 1 января 2018 муниципальные образования уже смогут входить в пилотный проект. Желающие принять в нем участие уже есть — в Алтайском и Красноярском краях. Для потребителей эффект от реализации модели и законопроекта даст повышение качества и надежности, для региона — приток инвестиций в отрасль, увеличение налоговых отчислений и росту ВРП, для бизнеса снижение регуляторного давления и повышение мотивации к развитию теплоснабжения, уверен эксперт.
Участники конференции заявили, что практика говорит об обратном. Чем быстрее и выше росли тарифы у энергетиков, тем больше компаний отказывались от генерации и вводили собственные мощности, что приводило к росту недозагрузки отрасли. Новая модель стимулирует новые предприятия пойти по этому пути.
— Предложение правительства РФ — альтернативная котельная. Ушли промышленные компании от ОАО «СИБЭКО» и этот процесс идет до сих пор. Ну сделают по новой модели 1600 рублей за Гкал, все уйдут на газ. Опять высвободиться мощность и правительство снова будет придумывать закон, чтобы эта компания и все остальные в отрасли выжили. Думать то нужно о том, как снизить потери, как выстроить эффективную работу, модернизировать станции. Возможно, стоит пересмотреть техническую политику по энергетическому и по силовому оборудованию, — заявил директор ООО Ипэкс-Групп, экс-начальник комитета по энергетики мэрии Новосибирска Михаил Грехов.
В сравнительном анализе тарифов на тепловую энергию в разрезе субъектов РФ, приведенном в презентации главы «Госэнерготариф» отмечается, что «тарифы на тепловую энергию в Новосибирской области являются одними из самых низких не только в Сибири, но и в целом по России, и более доступны для потребителей, чем во многих других регионах РФ».
В декабре прошлого года в Новосибирской области принято решение о повышении тарифов на тепло и водоснабжение с 1 июля 2017 года. Средняя индексация по региону составит 15%.
Фото: Юлия Данилова
Юлия Данилова
Объем портфеля составил — 27,4 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края
Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят