Те, кто боятся, отваливаются сами, настойчивые — получают желаемое

Только 10 % новых разработок находят платежеспособный спрос у покупателей, а 90 % оказываются нерентабельными. Об этом в рамках бизнес-ускорителя А:Старт заявил замдиректора департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО Максим Невесенко (на фото), отвечая на вопросы предпринимателей-стартаперов.

Барьеры и возможности для инноваторов

— Максим, почему инновационные разработки так плохо приживаются на рынке России? Есть ли у вас статистика, сколько из них находят своего потребителя?

— Только 10 % новых разработок находят платежеспособный спрос у покупателей, а 90 % оказываются нерентабельными. На эту статистику влияет три основных проблемы. Прежде всего, несформированный рынок: потребители не знают об инновационной продукции и ее возможностях, а сами инноваторы используют ограниченное число маркетинговых инструментов, которые не позволяют донести до рынка эту информацию в полной мере. Мы часто сталкиваемся с тем, что инноватор заявляет: «моя продукция является нужно и важной для рынка», но делает этот вывод на собственной оценке, не понимая реальную ситуацию. Другая сторона медали, когда предприниматель видит только свой рынок и не понимает параллельных течений, где эта продукция может быть востребована.

Практика показывает, что серьезной ошибкой также является разработка ради разработки: инновационная продукция создается без учета интересов потребителей, а также без ориентации на рынок и платежеспособный спрос. Взяли государственные деньги, провели НИОКР, выпустили опытный образец, а дальше его положили на полку, думая, что разработка уже устарела и ищем деньги на новую и т.д. Этот процесс интересен некоторым инноваторам, которые не настроены на конечную цель.

Третья — неблагоприятный бизнес-климат: законодательство, инфраструктура, отсутствие конкуренции. При всей нормативной базе созданной в РФ для поддержки инноваторов, не всей ей пользуются, а те кто хочет, не знает как. Нет «дорожной карты» как пройти все этапы внедрения инновационной продукции в производство.

— Каковы особенности региональных и отраслевых рынков инновационной продукции? Насколько они доступны для инноваторов?

— Рынок, который интересен инноваторам можно разделить на два ключевых сегмента — это регионы и отрасли. Основные препятствия, которые не позволяют новичкам на них выходить, пересекаются между собой. Ключевое — это низкий уровень требований, предъявляемый потребителем. Ему часто не нужны новые разработки и он не горит желанием быть инновационно развитым.

Кроме того на региональном рынке велика доля госзакупок, а отраслевой — рынок компаний, которые контролируются государством. Так как это государственные деньги менеджмент, к сожалению, не всегда настроен на эффективную работу, не всегда хочет идти по пути развития и брать на себя какие-то риски.

Серьезной проблемой для внедрения инноваций является устаревшая система нормативного регулирования. При заявленных в России мероприятиях по синхронизации технического регулирования внутри ЕАЭС, мы только год назад ушли от СНиПов и СанПиНов, сейчас активно разрабатываются новые нормы и правила, национальные стандарты, но чтобы внести изменения по той же стройке только под одно действие нужно порядка двух лет.

Еще одним препятствием является коррупция.

Все вместе — это те основные барьеры, с которыми сталкивается любая продукция, планирующая выйти на региональный и отраслевой рынки. Если не понимать, как их преодолевать, если на входе не заложить этих решений, то дальнейшие действия будут бессмысленны.

— Какую помощь в продвижении инновационной продукции может оказать Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО?

— ОАО РОСНАНО — это коммерческая организация, которая может предложить только возвратные деньги и поэтому входит в капитал проекта, ФИОП, в основном, оказывает поддержку инновационным компаниям с точки зрения развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, без получения прибыли, то есть безвозмездно. Мы финансируем разработку образовательных программ в интересах конкретного производителя инновационной продукции, софинансируем разработку национального стандарта, получение сертификата на продукцию, разработку иной нормативно-технической документации, которая понадобится инноватору в будущем. Мы берем на себя часть нагрузки стартапера, который планирует выйти на тот или иной рынок, стараемся разгрести ему дорогу и снабдить необходимыми инструментами.

Сейчас мы пытаемся создать федеральную систему потребления инноваций, чтобы не работать с ними в ручном режиме.

— Какие инструменты стимулирования спроса на инновационную продукцию можно использовать?

—Техническое регулирование и стандартизация — это первое о чем должен задуматься молодой инноватор. В идеале, конечно, нужно получить национальный стандарт, понимая, что это дает возможность вывода продукции на рынок четырех стран, которые входят в ЕАЭС. Инновационные госзакупки — те закупки, которые должны осуществляться в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по крупным отраслевым предприятиям. Отдельным рынком являются экспортные инициативы — часть инноваторов иногда сразу закладывают экспортную бизнес-модель развития.

Помощь также оказывается в подготовке кадров. Запустив проект, стартап часто сталкивается с проблемой: закрывать определенным объем рынка он может, но коммерциализация подразумевает расширение мощностей и без подготовленных кадров на базе инициативной группы, это делать уже становится довольно сложно. Подготовка специалистов является важным инструментом для дальнейшей жизни стартапа, особенно когда он выходит на следующий уровень и становится компанией, которая приносит прибыль.

Такие программы и пошаговые «дорожные карты» мы разрабатываем с регионами и отраслями.

— Расходы на патентование входят в компетенцию вашего фонда?

— Патентование — это тема инноватора. Если он хочет отдать патент нам, то мы, конечно, профинансируем его получение, но потом заберем себе. Содействие стартапам в получении патента оказывают наноцентры РОСНАНО, защита интеллектуальной собственности — обязательное условие вхождения любого стартапа в наноцентр. К нам приходит готовый продукт с сертификатом, которому мы оказываем содействие в продвижении.

Пробиться в госкорпорации и госзаказ

— Как решается вопрос с увеличением доли инновационной продукции в госзаказе?

— Начиная с 2012 года, мы проводили в регионах работу по введению обязательной доли закупок в рамках государственного и муниципального заказа. Данный инструмент является формой административного давления и сам по себе не панацея, но для нас это сигнал, что регион понимает ситуацию и стремиться использовать инновационную продукцию. Сегодня во всех субъектах федерации создаются реестры инновационной продукции, рекомендованной для государственных и муниципальных закупок. В Москве, Белгородской и Томской областях инновационная продукция должна составлять не менее 5 % от общего объема закупок, в Республике Татарстан, Красноярском крае и Ульяновской области — не менее 10%. В Новосибирской области пока процентная доля не введена, но уже принят реестр инновационной продукции, который будет рекомендован в рамках государственного и муниципального заказа. Сейчас он формируется и скоро выйдет в сеть, будет активно действовать.

Все эти региональные реестры мы строим в едином виде, чтобы они могли общаться между собой и быть единым поставщиком всей информации в федеральный реестр инновационной продукции. Он создан и функционирует.

В рамках региональных программ мы также выявляем инноваторов, которые готовы взаимодействовать и передаем их дальше в компании.

— Каковы механизмы выхода на отраслевые рынки?

— По отраслевому сегменту мы также проводили работу с лидерами-монополистами: ПАО «Газпром», ОАО РЖД, в том числе в рамках проектов которые могли оказать влияние на отрасль.

«Газпром» в настоящий момент ввел у себя обязательную закупку инновационной продукции — 3,7 % от всех вложений в новые проекты, и все подразделения обязаны их использовать в рамках данного лимита. Наша работа с корпорацией уже приобрела системный характер, создано единое окно для входа инновационной продукции: компания заходит, проходит дополнительную сертификацию и включается в проекты. Примеров уже достаточно много: покрытие на трубы большого диаметра, перевод всей системы «Газпрома» на светодиодное освещение, а газораспределительных станций на энергоэффективность (остекление, резервные источники питания). Всего в проектную документацию инвестиционных проектов ПАО «Газпром» включено 14 нанотехнологических решений. Эксперты корпорации активно сотрудничают с инновационными компаниями, лично приезжают в регионы и собирают наработки. Из Новосибирской области в портфель «Газпрома» попало теплоизоляционное покрытие ООО «Термоленд».

Взаимодействие с РЖД уже также носит системный характер. Раз в год мы проводим встречи с руководством дороги в рамках которых собирается пул проектов, имеющих отношение к отрасли и они заводятся в систему сертификации РЖД, а потом ложатся в закупки. Например, на крыше здания вокзала города Анапа размещено 560 солнечных батарей на базе тонкопленочных фотоэлектрических модулей, суммарная мощность которых составляет 70 кВт. Годовая выработка электроэнергии составила более 84 тыс. кВт/ч. В состав системы входит также блок из 24 аккумуляторных батарей общей ёмкостью 144 кВт/ч. Этот опыт рассматривается к тиражированию.

— Оказываете ли вы содействие продвижению инноваций в другие отрасли? Например, в АПК?

— Тема сельского хозяйства для нас новая, мы занимаемся ей всего 1,5 года. Эта отрасль дает большое окно возможностей для применения инноваций, как с точки зрения продукции, влияющей на рост растений и выращивание скота, так и тех сооружения, которые используются в сельском хозяйстве. В рамах этого проекта мы создали демонстрационную экспозицию — нанотеплицу и сейчас ведутся работы по применению нанотехнологий при реконструкции мелиоративных систем и гидротехнических сооружений на базе Отказнинского водохранилища в Ставропольском крае. Минсельхоз РФ заинтересовался системами очистки воздуха новосибирского ООО «Тион».

Интересная ситуация у нас получилась в рамках сотрудничества с учреждениями Федеральной системы исполнения наказаний РФ (ФСИН). В соответствии с распоряжением правительства РФ, продукция произведенная в системе допускается к конкурсам без тендера и закупка ее осуществляется в приоритетном порядке. Для ФСИН сегодня главное, чтобы осужденные не просто отбывали срок, а проходили социализацию и выходили с нужными для получения работы навыками. Ведомство с энтузиазмом восприняло наше предложение о внедрении инноваций и заявило, что готово развивать технологичное производство. Кроме того, ФСИН выступает заказчиком для разработки инноваций. В одном из роддомов ФСИН была эпидемия золотистого стафилококка, который нельзя вывести без карантина. Мы привлекли к решению проблемы НИИ эпидемиологии и микробиологии им Н.Гамалеи ученые которого разработали бактерицидные краски, убивающие болезнетворные микробы, покрасили ими роддом и стафилококк ушел. Система среагировала и сейчас этой краской планируют покрывать все помещения в колониях, где скапливается большое количество народа: медицинские кабинеты, столовые. А первоначально мы тестировали разработку на базе детского сада, где тоже получили положительный эффект. После того, как эксперимент будет доведен до конца, мы проанализируем результаты и будем предлагать его к тиражированию.

 «Мы только открываем двери на рынок»

— Ваша поддержка сокращает путь инноваций до потребителя?

— Работая с инновациями мы поняли, что потребители не охотно становятся первопроходцами в использовании инноваций, говорят: «пусть это первым сделает\внедрит кто-то другой, а я посмотрю». Поговорив с коллегами, мы решили реализовывать пилотные проекты совместно, чтобы демонстрировать преимущества инновационной продукции перед традиционными.

Сейчас мы отрабатываем применение инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции при капитальном ремонте зданий и сооружений. Для усиления несущей способности объектов их системы внешнего армирования запроектированы на основе углеродного волокна. В оконных проемах используются стеклопакеты с низкоэмиссионым стеклом, для утепления кровли и полов запроектирован пеностекольный щебень, для укрепления отмостки зданий — композиционная геосетка, применяются инновационные системы утепления фасадов. До сих пор капремонты проводились по типовым документам, которые оформлялись на здание в момент его постройки. Минстрой РФ поддержал нас в попытке сломать наработанную схему, и сейчас мы проводим работы на домах типовой серии. Потом их можно будет тиражировать на территории всей России и стран СНГ.

В целом наша деятельность направлена на развитие всей наноиндустрии, имеющейся на территории России, а не только на работу с проектными компаниями в которые вошло РОСНАНО. По статистике, по итогам 2015 года оборот нанопродукции в РФ составил 1,3 трлн рублей. Мы стараемся построить внедренческую систему для инноваций, чтобы она работала и была эффективной, узконаправленной под готовый продукт. С другой стороны, мы принимаем и «хотелки» компаний, которые ищут инновационные решения актуальных для них проблем.

— Отслеживали ли вы применение инноваций, включенных в портфель госкорпораций? Может они остаются там лежать мертвым грузом….

— Мы сами бизнесом не занимаемся, а только открываем двери, обеспечиваем условия вхождения в отрасль, а дальше компания должна быть сама заинтересована в борьбе за рынок и в продвижении своей продукции. Есть прецеденты, когда стартапы получают деньги на НИОКР, потом на финансирование разработки, на выпуск продукции, а потом еще и заявляют, а давайте вы выделите деньги на госзакупки нашей продукции…

Это нонсенс — если вы все хотите сделать за госсчет, то где же ваше движение?

Что касается сертификации в отраслевых корпорациях, то это большая нагрузка и риски, причем вкладывать приходится свои деньги. Большинство стартапов отсеиваются на этом этапе. Но, я считаю, что если ты понимаешь свой продукт и веришь в него, видишь, что он необходим именно в данной отрасли, то всегда можно найти средства, чтобы пройти эти ступени. Я бы также посоветовал старапам, которые нацелены на работу с госкомпаниями, изначально закладывать в планы масштабирование своего производства. Некоторым заказчикам нет смысла работать с партнерами, которые не смогут удовлетворить все их потребности в продукции. Ряд крупных компаний, например ОАО «Транснефть», готовы финансировать стартапы, с учетом их масштабирования и роста, если эти проекты интересны для корпорации.

Так что те, кто боятся, отваливаются сами, настойчивые — получают желаемое.

Фото: Юлия Данилова

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

В Заельцовском районе на месте заброшенного котлована появится высотка

Последнюю свободную локацию на первой линии Дуси Ковальчук начал осваивать застройщик

7 минут ago