Форум «Ритейл будущего: расширяем границы» (один из организаторов ГК «Обувь России») — это, можно сказать, уже привычная для сибирской розницы форма рефлексии. Рефлексии, где все в едином компактном контексте: и обмен впечатлениями об итогах года, и осмысление трендов. Сама хронология форума — концентрированная биография современной розницы. На нынешнем мероприятии речь шла, разумеется, не о расширении границ внешних (международные аспекты тут выступают просто частью общего контекста), а о концептуальном «росте вширь» — о форматах, чья новизна если не ошеломительная, то уж точно «тектоническая» — меняющая розницу масштабно и глубинно. В чем суть перемен, можно было догадаться даже по марочной «личности» генерального партнера: на пятом ритейл-форуме им стала компания DPD — один из лидеров российского рынка экспресс-доставки и логистики. Словом, розница идет в онлайн, а электронный каталог — потенциальный аналог и витрины, и торгового зала. И в сообществе участников были весьма заметны представители телекоммуникационной отрасли и IT-индустрии.
— Я на этом форуме впервые, но чувствую тут себя весьма органично, все контексты мне близки и понятны, — отметил Александр Толокольников, руководитель департамента цифровых интерфейсов компании Tele2. — ритейл стремительно идет в сторону «оцифровки». Быстрое врастание смартфонов и планшетов в быт россиян вскоре сделает дистанционный шопинг абсолютно рядовым событием.
Как отметила Ирина Шехалай, сооснователь и управляющий партнер RedisCrew, «цифровизация» или «виртуализация» розницы — это долгоиграющая тенденция, к которой свои краски будет добавлять и технический прогресс, и демография, и культурология. По ее мнению, в роли мощной сюжетообразующей силы в ближайшем будущем выступят представители поколения «Z», «миллениалы». Да, пока их потребительскому поведению присущ вынужденный подростковый аскетизм — просто в силу того, что деньги у них либо родительские, либо уже свои, но пока небольшие. Но их контакт с миром, их менталитет, их медийный метаболизм — все это совсем другое, принципиально новое. Поколение, в буквальном смысле с младенчества росшее с гаджетами в руках, и в покупательской психологии будет совсем иным, когда вступит в возраст полновесных, взрослых, сугубо собственных бюджетов. Ждать этого, как подчеркнула Ирина Шехалай, совсем недолго — лет пять-шесть. Фактически срок вузовской учебы одного студенческого потока. Когда миллениалы явят развернутую картину своей потребительской самобытности, будет интересно.
А к тому времени, как дозреют «ягодки» демографического фактора, подтянутся в обиход и инженерные составляющие массовой онлайновой торговли. Речь не столько о смартфонах (они уже вполне себе рутина), сколько о голосовых помощниках. В США эти приборы уже укоренились в быту — над «Алексой», например, вовсю шутит «SouthPark» — ироничный анимационный сериал, где титульные персонажи — даже не студенты-миллениалы, а девятилетние малыши-четвероклассники. Для России же «Алекса» и ей подобные девайсы — не то чтобы футуризм в чистом виде, но технофильская экзотика.
— Пока это сокровище для узкого сообщества одержимых техноманов, так называемых гиков, — констатирует Александр Толокольников. — Потому «Алексы» и ее собратьев в нашем ассортименте еще нет — пока она слишком «гиковая», пока она кунштюк, диковина. Но со временем у этой техники, конечно, появится функциональный контекст и у нас в стране. Кстати, раз уж заговорили об «Алексе», стоит отметить, что ее «родитель» Amazonпродемонстрировал встречный тренд — он пошел в офлайн, занялся обычной — магазинной — торговлей. То есть бренд, который практически целиком отождествлялся с онлайн-ритейлом, был его олицетворением, сейчас пошел в офлайн.
Примечательно, что похожий вектор взял и другой священный монстр web-шопинга — «Алибаба».
— С одной стороны, «Алибаба» позиционирует себя даже не как ритейл-оператора, а как it-компанию, — рассуждает Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ. — С другой стороны, даже при такой самоподаче «Алибаба» уже и в фуд-ритейл проник. Даже в такую деликатную тему, как доставка рыбы и морепродуктов, — туда, где логистическая оперативность принципиально важна.
Отмечая быстрые темпы «цифровизации», большинство спикеров и рядовых гостей форума сошлись на мысли, что обычные, материальные магазины (с деревянными стеллажами, холодильниками из металла и манекенами из пластика) не уподобятся лучине или керосиновой лампе. Тут сразу несколько участников, не сговариваясь меж собой, припомнили тираду из советской мелодрамы про Москву, нечуткую к слезам. Ту самую — про «одно сплошное телевидение», которое поглотит, дескать, и театр, и кино. Не поглотило, как видим. Все на месте. То же и с обычными магазинами…
По солидарному мнению участников форума, цифровой ритейл не вытеснит обычный, а сживется с ним, поделив жизненное пространство. И даже поможет традиционной рознице тонусным импульсом. Ведь помощь ей и впрямь не будет лишней.
— Расширение онлайн-продаж помогает снижать издержки в офлайновой торговле, — убежден Сергей Беляков. — А они там сейчас растут без пауз, потому что пауз, увы, не делает давящее администрирование.
По его словам, растут издержки производителей, поставщиков, да и покупательское поведение становится долгосрочно депрессивным.
«Да, это рецессия», — единодушно утверждают участники форума. Впрочем, как подчеркнула Ирина Шехалай, рецессия — это не кома, не каменная статика.
— Рынок и сейчас растет, хоть и медленно, — говорит и менеджер по развитию регионального ритейлера компании Nielsen Holdings PLC Мария Гаранина. — Это можно назвать регенерацией, восстановительным ростом. К слову, не так уж много товарных групп сегодня являются падающими. Молочная группа демонстрирует падение в денежном выражении примерно на 4%, падает группа соусов и наливных масел, группа интимной гигиены и группа средств для бритья. Все остальные демонстрируют рост в денежном выражении. Наиболее активен он в заморозке, в товарах для животных, в алкогольных напитках.
Так или иначе, одни операторы демонстрируют стоицизм, привыкание к трудностям, а другие — оптимизм и даже удовольствие от итогов 2018 года.
— Мы, впервые за историю Tele2 cмомента объединения мобильных активов, вышли на чистую прибыль, — делится впечатлениями Александр Толокольников. — Год для нас прекрасный. Итоги квартала и год в целом нас очень радуют.
Кроме мобильных операторов позитивно настроены и другие представители хайтек-мира — продавцы бытовой электроники. Они не в обиде на уходящий год и не робеют перед следующим. Полагаются на рост среднего чека. А модная розница и аптеки больше надеются на рост трафика. То есть рецессия — уже не «ужас без конца», а просто ситуативный нюанс.
Фото: предоставлены пресс-службой ГК«Обувь России»
Ричарда привезли в пару львице минувшим летом из Перми
Общественники Новосибирска намерены потребовать отчет о проделанных на объекте работах
Это ограничение предлагают ввести для поколения, родившегося после 2009 года
Подрядчик должен их поставить до конца 2024 года
5 ноября, по народным приметам, не рекомендуется совершать крупные покупки и давать деньги в долг
В рамках федерального шоу-проекта старожил ресторанного рынка и начинающий ресторатор оценили проекты друг друга