Categories: Экономика

Треть жалоб на банки связаны навязыванием страховки при кредитовании

Эксперты проекта РО ОНФ «За права заемщиков» проанализировали ситуацию на рынке кредитования в РФ.

 — Мы анализировали информацию только в течение двух месяцев 2016 года и только на открытых ресурсах, таких как банки.ру, сравни.ру и т.д. В целом по всей России на действия финансовых организаций поступило 3100 жалоб, из них 905 или 30% на навязывание страховок. При этом в феврале количество последних выросло и составило уже около 42 % от общего потока жалоб, — заявил, выступая на заседании круглого стола, эксперт проекта РО ОНФ «За права заемщиков» Андрей Попов.

Координатор проекта Антон Канунников (директор антиколлекторского агентства ООО ФПК «Альтернатива» — ред) добавил, что сталкивается с такими обращениями каждую неделю.

— Люди приходят и жалуются, что им в банке не выдают кредит, если они не оплатят страховку жизни, потери трудоспособности и здоровья. На то, что у них нет права выбора страховой компании, а также на то, что им на руки не выдают документы о страховании и о факте заключения договора они узнают постфактум. При досрочном погашении кредита или расторжении договора премия не возвращается, а если человек приходит за новым займом с действующим договором страхования, заключенным по закрытому кредиту, его обязывают покупать новый полис, — перечисляет Канунников.

При этом он отметил, что банк получает со страховки очень хорошие комиссионные, которые могут доходить до 80—90 % от премии, а так как она часто «прячется» в тело кредита, еще и проценты. В практике Канунникова были ситуации, когда при кредите в 300 тыс рублей за страховку заемщик платил 60 тыс. Еще у одного заемщика при 7 действующих кредитах было 7 действующих договоров страхования жизни, здоровья и потери трудоспособности. Однако, при наступлении страхового случая по таким полисам выплату получить очень сложно:

— Страховая компания, по факту, получает только 10—20 % от премии, а также все риски. Поэтому не удивительно, что правила банкострахования написаны так, чтобы это был безубыточный вид страхования, — констатирует он.

Андрей Булавский, который в проекте выступил в роли тайного покупателя, обратился за кредитом в 5 банков, работающих в Новосибирске.

— Пока заемщик сам не поинтересуется, менеджеры банка не дают никакой информации по страховке, не объясняют, в каком случае она начинает работать, можно ли от нее отказаться. Только при очень настойчивых просьбах выдается такая информация. Но, и в ней могут разобраться не все. Большая часть заемщиков не отличается финансовой грамотностью, — говорит он. У самого Булавского высшее экономическое образование, плюс опыт работы в банке.

Представители надзорных и контролирующих органов подтвердили динамику, выявленную экспертами проекта.

— В 2015 году жалобы на услуги финансовых организаций составили 23% от общего количества поступивших к нам обращений граждан. При этом, письменные обращения выросли на 42 % до 386, — отметила главный специалист отдела по защите прав потребителей Роспотребназора по Новосибирской области Евгения Коваленко.

В итоге управление провело 17 проверок в отношении кредитных организаций. 9 банкам были выписаны штрафы в размере от 5 до 10 тыс рублей за нарушение прав потребителей. Однако, Коваленко заявляет, что сумма штрафов такова, что не пугает банки. Начальник отдела по защите прав потребителей мэрии города Новосибирска Елена Михайлова добавляет, что в суде крайне сложно доказать, что услуга была навязана клиенту банком — при анализе договора это определить почти невозможно.

— В прошлом году к нам поступило более 25 тыс обращений, из них 6,7 % или 591 — по финуслугам. Доля жалоб на потребстрахование невысока — порядка 5 % от «финансовых» обращений и в прошлом году по данным ситуациям мы не готовили ни одного иска в суд, — отметила она.

Между тем, заместитель председателя квалификационной коллегии судей Новосибирской области Наталья Пинигина заявила, что данная проблема уже имеет свою практику и историю в суде.

— Я бы посоветовала гражданам внимательнее читать договор и если в нем присутствует этот пункт, то попытаться исключить его. Для этого нужно написать письменное заявление или протокол разногласий, чтобы потом можно было доказать факт навязывания. Тем, кто уже оказался в такой ситуации — обратиться в банки и вернуть премию в досудебном порядке, или обратиться в спецорганизации (управления по защите прав потребителей), которые помогут грамотно составить документы. Суд, как правило, оказывается на стороне граждан, — уточнила она.

Пинигина также заявила, что штраф в 10 тыс не является заградительным барьером, который обязывает банки соблюдать закон.

В конце прошлого года в СМИ прошла информация о том, что Банк России дал указание о введении «периода охлаждения» по добровольным видам страхования — предполагалось, что в течении 5 дней заемщик сможет обратиться в банк и расторгнуть договор. Однако, после нового года стало известно, что минюст РФ завернул документ с формулировкой «не соответствует антикоррупционному законодательству».

На круглом столе было решено подготовить обращение от РО ОНФ в ЦБ с предложением вернуться к рассмотрению данного вопроса. Также активисты намерены подготовить обращение в Госдуму с предложением рассмотреть возможность повышения штрафов для банков за нарушение прав потребителей и активизировать работу по повышению финансово — правовой грамотности населения.

Фото: Vsevolod Knyazev

 

tkrasnova

Recent Posts

Санаторий «Крона» под Новосибирском выставили на продажу

Ранее собственники уже искали на объект покупателей

49 минут ago

Новые беспилотники для мониторинга лесных пожаров получит Новосибирская область

Благодаря всем средствам контроля под наблюдением находится 100% лесов региона

2 часа ago