В рамках традиционной Всероссийской молодёжной научной конференции с участием иностранных учёных «Трофимуковские чтения-2015» в Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука (ИНГГ СО РАН) академики рассказали о последних достижениях специалистов и о перспективах добычи энергоресурсов в стране и мире.
Сначала гости и участники конференции посмотрели фильм об Андрее Трофимуке, именем которого названы институт и конференция.
— Вклад Андрея Алексеевича огромен, я не знаю из учёных второго человека после Ивана Михайловича Губкина, который сделал бы больше, — считает научный руководитель, академик РАН Алексей Конторович, который работал с Андреем Трофимуком с 1964 года и до последних часов его жизни. — Андрей Алексеевич — один из первооткрывателей Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы увековечить его имя на многие годы. Но он внёс огромный вклад в открытие Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской нефтегазоносных провинций. Прогнозировал открытия в Тихом океане: я имею в виду Охотское море, Сахалин. Все наши сегодняшние нефтяные базы формировались при его активном участии как теоретика и как выдающегося практика.
После погружения в историю открытий в области геологии и геофизики нефти и газа специалисты охарактеризовали современное состояние. В мире происходят очень важные для человечества изменения: добыча энергоресурсов достигла или достигнет в ближайшие десятилетия пика. Численность населения растёт, и развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Америки и Африки резко усиливают темпы развития. Потребление будет увеличивается, а добыча — нет. Поэтому необходимо более равномерно распределять энергоресурсы между странами.
Нефтегазовые перспективы Арктики
— Россия должна — это говорил и президент — играть роль стабилизатора на мировых рынках нефти и газа. Объективно в мире цены на нефть и газ будут расти. В связи с этим могут происходить кризисы — такие, как сегодняшний, — описывает возможности нашей страны Алексей Конторович. — Выход один — более рационально распределять и эффективно использовать ресурсы. За последние 25 лет открыто 15 гигантов, ещё есть огромные перспективы в Мировом океане вне России и, конечно, нас ждёт Арктика. Я думаю, что соображение о том, что там преобладают только ресурсы газа, не совсем точное. Просто мы плохо знаем Арктику: нужно усилить там геологоразведочные исследования и сделать их не монопольной собственностью отдельных компаний, а доступной информацией для всех специалистов, которые могут её анализировать и интерпретировать.
По количеству ресурсов Арктику называют ещё одной Западной Сибирью. Геологи оценивают их в так называемом условном топливе: порядка 100 миллиардов тонн условного топлива — нефти и газа, а вот соотношение, по мнению учёного, это вопрос дискуссионный.
— Сегодня примерно 80 % считают, что это будет газ. Я думаю, что не нужно торопиться с выводами, нужно вести геологические исследования. Это соотношение может сдвинуться в сторону нефти, — предполагает академик.
На сегодняшний день и со стороны правительства, и со стороны компаний есть осознание значимости данного направления. Правительство даёт лицензии на работу в Арктике, на шельфах только двум компаниям — «Роснефть» и Газпром. В 2013—2014 годах «Роснефть» выполнила огромный объём работ: за два-три года проведено больше 50 тысяч километров сейсморазведки. Газпром провёл большие работы в Обской и Тазовской губах и открыл там ряд месторождений, которые будут быстро осваиваться. Учёные считают, что делается в этих направлениях достаточно, но вопрос в том, что основная информация остаётся в этих компания, а академические институты и вузы к ней доступа, к сожалению, не имеют.
Исследования новосибирских специалистов
Директор ИНГГ СО РАН, академик РАН Михаил Эпов сообщил о том, какие работы в этом направлении ведёт институт:
— В этом году у нас были экспедиционные отряды по нефтяным делам в Арктике, также были работы, довольно широко освещавшиеся, по Ямальскому кратеру. Мы расширили деятельность на острове Самойловский и, конечно, много занимались проблемой геологического обоснования континентального шельфа России.
Помимо огромной территории Арктики, институт ведёт исследования Печорского и Баренцева морей до устья Лены — это значит ещё Карское море и море Лаптевых. Районы, где, по сегодняшним оценкам, будут сосредоточены главные ресурсы нефти.
Другие перспективы нефтяной промышленности
Кроме того, развитие нефтяной промышленности возможно ещё одним способом, по мнению специалистов, — повышение коэффициента извлечения нефти (увеличение нефтеотдачи).
— Здесь роль фундаментальной науки будет очень большой, потому что традиционные инженерные подходы исчерпаны, требуются усилия учёных многих специальностей — в первую очередь молодых учёных, — подчеркивает Михаил Эпов. — И перспективным является ещё один объект — отложения баженовской свиты, которые занимают большую территорию и теперь по классификации называются трудноизвлекаемыми запасами. Пока не существует технологий по их извлечению, но там сосредоточены большие запасы нефти, сравнимые с ресурсами, добытыми в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Академики полагают, уже полученные результаты дают теоретическую основу для того, чтобы создавать методы разработки баженовской свиты. Правда, нужно привлечь, с одной стороны, институты физико-механического профиля (институты гидродинамики, теоретической и прикладной механики, теплофизики), а с другой — институты, которые будут конструировать будущее оборудование, решать множество инженерно-технологических задач.
По мнению Алексея Конторовича, максимум у нас есть 10—15 лет: правительство должно услышать голос учёных и найти решение этого вопроса.
Фото: базовая — Lotzman Katzman, остальные — Мария Тищенко
Мария Тищенко
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов