Categories: Экономика

У интернет-магазинов падает окупаемость бизнеса

Онлайн ритейлеры делают ставки на эффективное продвижение и продажи в маленьких городах.

Несмотря на постоянный рост рынка онлайн-магазинов, эксперты считают такой бизнес недостаточно маржинальным. Об этом заявила Дарья Ядерная, генеральный директор исследовательской компании в индустрии моды Y Consulting. В рамках второй Сибирской конференции e-commerce специалисты онлайн-продаж обменялись личным опытом и обозначили ключевые тенденции на виртуальном рынке продаж.

— В условиях кризиса оффлайн-ритейлеры постоянно сокращают продажи, в то время как онлайн-торговля набирает обороты. В 2015 году мы приняли 160 млн заказов, что на 8 % больше, чем в 2014 году. Оборот составил 650 млн рублей, прирост — 16 % в год. В условиях того, что курс валюты серьезно вырос, и цены взлетели по рынку в среднем на 27—28 %, мы считаем, что качество продаваемых товаров не увеличилось, как и окупаемость бизнеса, — отметила гендиректор Y Consulting.

По ее словам, даже крупнейшие международные ритейлеры, такие как Amazon.com, тратят почти все, что заработали, на развитие и продвижение бренда. Эта тенденция также актуальна для малого и среднего предпринимательства в сети.

— Amazon.com зарабатывает ежегодно 500 млрд долларов, и при этом 495 млрд тратит на свое развитие. Конечно, можно долго перечислять, на что идут деньги — на покупку патентов, строительство инфраструктуры и т.д. Однако сама модель бизнеса предполагает, что продавец будет очень много вкладывать в покупателя. К примеру, сегодня, чтобы заработать 1,5 тыс рублей, нужно уступить клиенту 500 рублей, а потом ему же организовать доставку, возврат, позвонить ему восемь раз, что делает бизнес не очень маржинальным. И только высокий поток клиентов способен обеспечить окупаемость проекта, — подчеркнула в своем выступлении Дарья Ядерная.

Пока эксперты оценивают темпы роста отечественного рынка электронной торговли в 17—18 % в год, она составляет 3—4 % в общем объеме оборота ритейла. Предполагается, что к 2018—2020 годам онлайн-площадки займут не меньше 20—22 % от общего объема ритейла в России. Оффлайн-торговля существенно уступает онлайн-модели: темпы роста продаж в «физических» магазинах составляет от силы 3—4 % в год.

Однако ситуация с развитием онлайн-торговли не однозначна. С одной стороны, покупатель до сих пор верит, что виртуальные торговые площадки предлагают товары по более низкой цене, чем оффлайн-магазины. Кроме того, ассортимент «физических» магазинов не может соревноваться с предложениями онлайн-ритейлеров из-за кризиса.

— Рост среднего чека онлайн-покупок в прошлом году составил 15 % против 19 % в оффлайн-ритейле. Это означает, что в «физическом» ритейле цены повышаются быстрее, чем в виртуальном. Сокращается доля мелких и несетевых магазинов в офлайн-пространстве. В связи с кризисом мелкие магазины стали делать ставку на базовый ассортимент, минимизируя риски, особенно это заметно среди ритейлеров одежды, которые стараются закупаться по-минимуму, постоянно сокращают глубину размеров. К тому же, мелкие магазины придерживаются политики, что распродавать товар — слишком дорого, поэтому многие компании задерживают распродажу, сокращают количество товаров в распродаже и предпочитают перебрасывать товар на последующие сезоны. Следовательно, сегодня у клиента объективно гораздо больше возможностей на онлайн-площадках ритейлеров, чем при покупке в «физическом» магазине с маленьким ассортиментом и высокими ценами, — обрисовала ситуация эксперт.

Онлайн-ритейлеры сегодня делают ставку на быструю окупаемость и увеличивают свое присутствие на рынке дешевых товаров в связи с общим сокращением премиальных покупок в двух секторах рынка — оффлайн и онлайн. Доля дешевых покупок растет и за счет транснациональных сделок (к примеру, заказы на площадках онлайн-торговли Китая — ред.). Несколько лет подряд снижается спрос на электронику и растет спрос на одежду.

На популярность онлайн-площадок также влияют факторы грамотности населения и степень покрытия интернет-сетями того или иного региона. По оценке Дарьи Ядерной, предел покрытия еще не достигнут, что гарантирует онлайн-ритейлу наплыв покупателей в будущем. Вместе с накопленным опытом использования сети интернет растет уровень доверия населения к виртуальным рынкам.

— Растет прослойка тех, кто доверяет онлайн-покупкам. Еще шесть лет назад средний стаж пользования населением интернета в России составлял 2—2,5 года, сегодня — шесть лет. Два года назад для онлайн-ритейлеров было большой проблемой уговорить людей оплачивать свои заказы с помощью банковских карт. Тогда они использовали альтернативные варианты, такие как «Яндекс.деньги», наложенный платеж по почте, курьерская доставка и т.д.. В связи с этим потребители нерегулярно платили, не сразу забирали свои заказы, некоторые забывали их на почте, пока не получали зарплату, чтобы выкупить их. Сейчас клиент привыкает к различным способам оплаты. Растет число тех, кто готов вносить предоплату, использовать кредитную карту, что привело к росту трафика на сайтах. Один из трендов — оплата покупки со счетов мобильных телефонов, — отметила в своем выступлении Ядерная.

По ее словам, крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург, лидируют по числу пользователей, готовых платить на онлайн-площадках «здесь и сейчас». Виртуальные торговые площадки в свою очередь привозят заказы очень быстро и набирают постоянных клиентов. Расширение способов оплаты позволяет наращивать оборот онлайн-ритейлеров на 40 %. Однако если ритейлеру нужно отправить что-то в дальние регионы, то он зачастую терпит убытки и не получает предоплату: чем дальше регион от крупных городов, тем меньше покупатель доверяет безналичному расчету.

Дмитрий Пивоваров, со-основатель ООО «Интернет-магазин E96», где продают различные категории товаров, от сантехники до ноутбуков, предложил решить эту проблему за счет формирования партнерств в малых городах с населением до 3 тыс человек.

— Точки роста для интернет-торговли — это небольшие города, поскольку в них меньше конкуренция. В основном, в качестве конкурентов выступают локальные игроки и франшизы известных брендов. Обеспечивая быструю доставку в город с населением 3 тыс человек и меньше в течение 1—2 дня и хорошую цену, вы добьетесь регулярной прибыли до 35 % от общей валовой доли. Плюс в каждом маленьком городе мы ищем партнера, предоставляем товар, логистику, маркетинг, в общем, все сопровождение, кроме операционного узла. То есть, локальное подключение клиента — обязанность партнера. Мы развиваем эту стратегию с ноября прошлого года, и уже заключили партнерские соглашения в 80 городах нашей страны, — рассказал о методиках развития своего бизнеса он.

Также предприниматель делает ставку на ассортимент товаров, которые трудно достать в маленьких городах.

— В крупных городах, в основном, продается электроника, в маленьких городах —стройматериалы, например, двери, сантехника, автотовары. И этот сегмент в маленьких городах абсолютно не занят с точки зрения онлайн-торговли, потому что нет крупных игроков, готовых доставить необходимый товар в течение 2—3 дней. Обычно у конкурентов доставка происходит один раз в месяц, когда они набирают машину заказов и развозят по составленному маршруту, — пояснил Пивоваров.

Анатолий Тенцер директор по развитию ЗАО НПК «Катрен», руководитель проекта с самым неизменчивым ассортиментом Apteka.ru предложил сокращать издержки онлайн-площадок за счет неэффективных маркетинговых стратегий и исследований, чтобы обеспечить онлайн-торговле более высокую маржинальность.

— Бизнес должен интересовать не общий траффик и количество посещений, а только траффик реальных покупок. У нашей площадки нет задачи «пудрить мозги» рекламодателям, поскольку реклама — не основной источник дохода по сравнению с продажами лекарств. Трафик полезно оценивать только в ключе генерации продаж, все остальное — от лукавого, — заявил в ходе своего выступления Тенцер.

Он считает, что узнаваемость бренда, количество «показов», ассоциированные последовательности и другие инструменты продвижения сайта не гарантируют действия пользователей, особенно если среднее время, проведенное на площадке посетителями, оценивается в 4—5 минут. Одним из эффективнейших средств продвижения руководитель Apteka.ru назвал контекстную рекламу в поисковой системе «Яндекса», а также на площадках «2ГИС» и в «Вконтакте».

— В итоге мы пришли к следующему: берем любой канал продвижения, берем затраты на этот канал, берем количество покупок, осуществленных благодаря этому каналу, и считаем. Получаем реальное качество траффика. Траффик может иметь дешевый клик, но при этом низкую конверсию, может все быть наоборот, это не важно. Главное — по какой цене нам досталась та или иная покупка. Если вы не можете посчитать, все деньги, которые вы тратите на привлечение, идут в никуда, вы просто вслепую работаете, —объяснил свою стратегию продвижения Тенцер.

Сибирская конференция по e-commerce проходит в Новосибирске уже второй раз и посвящена разработкам новых драйверов роста торговых площадок онлайн. Организатор — ГК «Обувь России» Первая конференция собрала 36 экспертов индустрии, насчитывала около 150 участников из 9 городов России, среди которых были представители компаний Яндекс, Mail.ru, Lamoda, eTraction (a member of the Otto group), СДЭК и другие крупные игроки рынка. В этом году к участию подключились более 150 владельцев онлайн-бизнеса из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Омска, Томска и Кемерово. Срежи выступающих представители компаний Wikimart, E96, Apteka.ru, InPost, «Адамас», «Яндекс.Маркет», Intelsib, Bringo, DPD, ГК «Обувь России» и другие.

Фото: пресс-служба ГК «Обувь России»

Анна Калинина

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

14 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

14 часов ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

15 часов ago

Названы причины утреннего затора на площади Кирова в Новосибирске

Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется

16 часов ago