Для покупателей округа важен локальный патриотизм, они чаще выбирают совместный онлайн-шопинг.
По данным международного исследования компании GFK, в будущем ритейл будут «драйвить» такие факторы, как удобство (85%), мобильные коммуникации (86%) и персональный маркетинг (83%), который способствует выстраиванию долгосрочных отношений.
— Сегодня в онлайне потребитель в первую очередь ищет удовлетворение своих эмоциональных нужд и экономию денег. С одной стороны, это классно, с другой — есть опасность, так как ритейл очень быстро теряет маржу, — отметила, выступая на конференции ESIB-2018, директор по развитию бизнеса GFK (Москва) Екатерина Степанюк. — В офлайне 64% потребителей привлекает возможность пощупать товар. Именно поэтому, даже если у вас онлайн-магазин, нужно искать варианты, как встроиться в городскую среду, чтобы давать возможность потребителю физически пощупать ваши новые технологии или их результат.
По словам эксперта, на рынке остается и даже усиливается рациональность потребления. Все больше людей ищут низкие цены, делают списки покупок заранее и придерживаются этих списков, когда приходят в магазины. По статистике компании, для экономии на покупках большинство респондентов ищут магазины с низкими ценами (55%), что играет на руку дискаунтерам (+ 9,1%). Супермаркеты выходят в плюс за счет роста по отдельным категориям (+ 5,9%). E-Commerce и дрогери (небольшие магазины непродовольственных товаров) — нишевые истории, но они очень активно развиваются — + 28,7% и + 6% соответственно в 2018 году (в 2017 году — + 35,1% и + 19,6%).
— Это данные оптового рынка. Мы сюда не включаем fashion-рынок, который в России до сих пор никто нормально не измеряет, — поясняет Екатерина Степанюк.
По наблюдениям экспертов GFK, продолжается уверенный рост доли продаж на промо. В каналах современной торговли — дискаунтеры и гипермаркеты — две трети продаж проходит по промо. В E-Commerce это почти 30%, доля прирастает на 65% ежегодно.
Нишевые каналы очень привлекательны для покупателей премиум-продуктов. В E-Commerce на этот сегмент приходится около половинs продаж. Например, продажи премиальных сыров в этом году демонстрируют двузначный рост. Несмотря на то, что в целом по рынку идет переключение внимания потребителей на дешевые продукты.
Одним из катализаторов этих изменений, считают в GFK, является рост доступа населения к интернету. Сейчас в России его используют 87 млн человек в возрасте от 16 лет и старше или 72,8% россиян. Почти 52% пользуется мобильным интернетом. Как следствие, в 2017 году рынок российской интернет-торговли вырос на 13% — до 1,04 трлн руб. 64% покупок граждане совершали в отечественных онлайн-магазинах, 36% в зарубежных, из них 90% покупок приходилось на КНР. В 2018, по прогнозам экспертов, рынок интернет-торговли в России вырастет еще на 20% — до 1,25 трлн руб.
— 30% покупателей используют для выхода в интернет персональный компьютер. 32% — компьютер и мобильное устройство, 13% — ПК, смартфон и планшет, то есть важно, чтобы ваш интерфейс хорошо работал на всех устройствах, — предупреждает Екатерина Степанюк.
Аудитория E-Commerce в России также растет: 30% или 24 млн человек в возрасте 16-55 лет совершали онлайн-покупки за последние 6 месяцев. Наиболее интересными для покупателей категориями были игрушки (51%), электроника (50%), одежда, обувь и аксессуары (49%) и мелкая бытовая техника (49%).
— Интересно, что рынок E-Commerce в основном растет за счет мелких и средних городов — + 25,5%. В городах-миллионниках рост составил 19,4%, в Санкт-Петербурге — 8%, а в Москве вообще был спад — — 3%. И эта тенденция сохранится, — полагает Степанюк.
По ее словам, в E-Commerce людям больше всего нравится бесплатная доставка — 43%, скидки на крупные покупки — 34%, программы лояльности — 22%.
— Сдерживают от совершения покупок в онлайне опасения за безопасность кредитной карты/личных данных — 50%. Людям нужно объяснять, в чем эта безопасность заключается. 48% покупателей предпочитает видеть товары «вживую», 47% не устраивает стоимость доставки, 39% сложности с возвратом товара, — перечисляет эксперт.
Пока сибиряки не очень активно используют мобильный телефон для онлайн-покупок — 12%, тогда как по России в среднем эта цифра достигает 21%.
— В Сибири покупатели больше нацелены на безопасность и спокойствие E-Commerce, а также на сознательный выбор, то есть им нужно больше рассказывать про товар, его качества и потребительские характеристики. Они больше заинтересованы в приобретении новых граней опыта. Эти тренды очень перспективны в Сибири — и их нужно учитывать при планировании бизнеса, — рекомендует Екатерина Степанюк. — Что касается трендов, связанных с высокими ожиданиями, самоидентификацией и инновациями для упрощения, то они для сибиряков не так актуальны, как в целом для России.
В целом, по данным GFK, для покупателей округа важен локальный патриотизм — «сделано в Сибири». Это касается брендов одежды, еды, аксессуаров, косметики, биодобавок и т.д. Важны характеристики качества товаров и гарантия безопасных транзакций. Кроме того, в округ быстрее заходят азиатские, а не европейские тренды. Сибиряки многое предпочитают делать сами и дома, любят встречаться расширенными семьями, а также организовывать совместный шопинг для онлайна.
— При любом продвижении товара нужно так запаковывать свое предложение, чтобы было понятно потребителю, что вы избавляете его от рутины и даете определенное решение насущных проблем, освобождая ему время для саморазвития и семьи, — рекомендует Екатерина Степанюк.
В рамках форума опытом совершения онлайн покупок поделились представители «поколения Z» — студенты НГТУ. Они…
— совершают по 2-3 покупки в неделю, в том числе в рамках совместных покупок, а также заказывают товары по просьбе компаний-работодателей;
— все больше покупок проводят через мобильный телефон;
— совершают покупки через соцсети;
— не всегда знают о возможности заказать доставку покупок через курьера;
— не любят долго ждать заказанный товар;
— предпочитают платить банковской картой, чтобы получать cashback;
— не боятся делать заказы в иностранных магазинах;
— изучают отзывы и характеристики товаров перед покупкой;
— предпочитают покупать товар на площадке бренда;
— все активнее используют сервисы доставки продуктов и готовой еды.
Представители «поколения Z» также высказали рекомендации ритейлерам по оптимизации E-Commerce:
— создавайте удобные мобильные сайты;
— заводите грамотных таргетологов и контент-менеджеров;
— выстраивайте оперативную обратную связь в соцсетях;
— если вы занимаетесь интернет-доставкой, то делайте это максимально быстро.
Фото: Юлия Данилова
В октябре новосибирцам выдано чуть больше 1,5 тысяч кредитов на жилье
Эксперты также рекомендуют внимательно смотреть на расширение приходящих фото и файлов
При условии, что они будут откладывать на нее всю зарплату
Такую цены запрашивают собственники только за проживание
Он предлагал коммерсанту за взятку смягчить меру пресечения по уголовному делу
Для его задержания сотрудники магазина вызвали ГБР