Categories: Экономика

У шведских компаний возвращается экономический интерес к России

Новосибирск входит в список территорий для официального визита Чрезвычайного и Полномочного посла Королевства Швеции в РФ Петера Эриксона.

— Господин Эриксон, на этой неделе вы несколько дней провели в Новосибирске. С чем связан этот визит?

— Это не официальный, а деловой визит. Провел лекцию в НГУЭУ, а также пообщался с представителями бизнеса и общественности на нескольких встречах.

Во время лекций в университете руководство вуза предложило нам присоединиться к программе проведения скайп-лекций, которая реализуется в университете.

— О чем спрашивали студенты?

— Спрашивали о миграции, о НАТО, о том какие перспективы в развитии отношений Швеции и России, ЕС и России, о ценностях шведов. Новосибирских студентов интересовала возможность участия в исследовательских программах Фонда содействия развитию российско-шведских отношений имени Сверкера Острёма, который поддерживает молодых российских исследователей, ежегодно выделяя индивидуальные стипендии в различных областях.

Я начал разговор с небольшой истории. Когда я вручил копии своих вверительных грамот первому заместителю министра иностранных дел РФ Владимиру Титову, он меня приветствовал и сказал, что отношения между Россией и Швецией сейчас арктические. Я ответил: давайте работать на то, чтобы они стали лучше. Мы работаем по этому вопросу, и наш министр иностранных дел 21 февраля посетила министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Но сегодня в основе взаимоотношений наших стран лежит несогласие, связанное с политикой, которую Россия проводит в отношении Крыма и Восточной Украины. Здесь Швеция и Россия имеют противоположные позиции. В обозримом будущем ситуация, на мой взгляд, сохранится. Но не смотря на это, считаю, что нужно выстраивать отношения и по другим темам, как соседние страны.

— Например, о каком сотрудничестве вы говорите?

— О развитии экономического сотрудничества, сотрудничества в рамках государств Балтийского региона, Арктического совета. Есть вопросы, которые подразумевают двухстороннее обсуждение. Например, по поводу того, что делать с российской подлодкой «Сом», которая затонула в водах Швеции в 1916 году и которую нашли 2 года назад.

Мы также интересуемся возможностями экономического сотрудничества с российской экономикой. Я вижу, что некоторые шведские предприятия ощущают оживление российской экономики в своих отраслях. Это конечно, хорошо.

— В чем заключается интерес?

— В Москве есть офис торгового и инвестиционного совета Швеции — Business Sweden, который помогает шведским предприятиям зайти на российский рынок. В течение двух лет телефон совсем не звонил, а недавно было несколько звонков от представителей шведского бизнеса. Пока не знаю какие именно предприятия и какие отрасли они представляют, но знаю, что они обсуждают возможность захода на российский рынок.

Что это: инвестиции, торговля, я не знаю, но это уже лучше, чем было в течение последних двух лет.

— Многие эксперты говорят, что санкции, которые были введены в отношении российской экономики и ответное эмбарго, пошли на пользу российским производителям. Как вы оцениваете их влияние?

— Это ваши действия стали причиной введения санкций. Нас за них не нужно благодарить. Думаю, что протекционизм и эмбарго на ввоз импортных продуктов — это более вредно для России, чем для каких-то других стран. Но, это ваши решения.

Вы говорите, что у вас за это время появились хорошие и качественные продукты и товары, которые сопоставимы с импортными аналогами, но я не понимаю, почему их невозможно было создать до введения санкций. Это, конечно, хорошо, но уверен, что компании, которые создают действительно конкурентоспособную продукцию, должны работать в рыночных условиях. Мировой опыт показывает, что попытка развития экономики в ситуации протекционизма, приводит к снижению качества товаров, повышению их цены. Это тупиковый путь. Компании изначально должны производить продукцию конкурентоспособную на международных рынках, тогда она будет хорошо востребована и на национальном.

— Есть ли интерес у компаний, деловых кругов, общественности вашей страны к Новосибирску?

— Для нас Новосибирск интересен, так как это региональный центр, тут много культурных учреждений с которыми мы с удовольствием сотрудничаем: проводим различные выставки и мероприятия, совместно с местными партнерами. Например, в прошлом году фестиваль документальных фильмов «Встречи в Сибири» посетила шведская делегация, в составе которой был Нильс Олаф Нюман, внук знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Что касается бизнеса, то в вашем регионе уже присутствует ИКЕА, которая решила работать во всех городах-миллионниках России. Это входит в их бизнес-план. Для нас как посольства, сложно привлекать в регион предприятия. Однако, во время моей работы в Москве мы уже выезжали с официальной делегацией в Красноярск, Ульяновск, Самару, Ростов-на-Дону, Калининград. Этой весной запланированы визиты в Екатеринбург и Казань. Возможно, мы приедем и в ваш город и тогда, как посольство, мы организуем Дни Швеции с культурной программой, со встречами с администрацией, а также шведскими компаниями. Но тут выбор будет делать именно бизнес: есть у него интересы в вашем регионе или нет.

— Можно говорить о каких-то сроках визита вашей делегации в Новосибирск?

— Последний раз мы организовывали Дни Швеции в вашем городе в 2012 году. Так что не исключаю, что это может быть достаточно скоро. Новосибирск находится в нашем списке визитов.

— Если посмотреть на состав делегаций, которые посещают другие регионы России, какие компании обычно в них принимают участие?

— Это Volvo Trucks, Scania, архитектурная компания Semrén&Månsson, энергетическая компания Vireo, производитель акустических потолков Ecophon, производитель теплообменников Alfa Laval. Но список предприятий зависит от их интереса к региону. 

— Много договоров заключается после таких визитов? 

— Не сразу, но бывает, если компании считают, что это выгодно. В ходе визитов они могут установить контакты с ответственными лицами и сделать им предложения. Такие визиты полезны и для компаний, и для посольства, и для принимающей стороны.

— А по арктической теме вы планируете выстраивать сотрудничество? В Сибирском и Уральском федеральных округах сейчас формируется список проектов, которые будут предлагаться к реализации в Арктике.

— У меня нет об этом информации, так как это не моя компетенция. Думаю, что соответствующие компании и структуры со стороны Швеции, конечно, участвуют в этом процессе.

— Какого результата вы ждете от визитов, подобных нынешнему?

— Самый главный — это повышение знаний у меня о вас, и у вас о Швеции. Это важно для развития отношений и это постоянный процесс.

Фото: Юлия Данилова

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Осужденную за взятки топ-менеджера «Ростеха» Лалетину выпустили из тюрьмы

Она получила восемь лет колонии за взятку в размере 67 млн рублей от руководства НЗИВ

4 часа ago

Медиков избавили от уголовной статьи об оказании небезопасных услуг

Законодатели рассчитывают, что это остановит отток квалифицированных кадров из медицины

5 часов ago

Линейный ускоритель СКИФ запустили в Новосибирске

Ускоритель работает на четверть от своей проектной мощности

6 часов ago