Их работе по-прежнему не хватает координации.
Открывая очередное заседание оперативного штаба замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов сразу предупредил всех участников, что федеральное ведомство серьезно беспокоит сохраняющаяся коллизия в отношениях элеваторов, операторов и РЖД в Новосибирской области. Судя по претензиям, прозвучавшим в выступлениях участников рынка, выстроить работу без перебоев в регионе по-прежнему не получается.
— На сегодняшний день два элеватора Новосибирской области аккредитованы при АО «Объединенная зерновая корпорация» (ОЗК), три проходят аккредитацию. С 12 декабря ОЗК начала принимать участие в закупке зерна на территории области. На 20 декабря за зерно сельхозпроизводителям проплачено более 143 млн руб — 19 хозяйствам из 45 аккредитованных при корпорации, при этом зерно закупается по цене 6300 без НДС за тонну, — заявил на заседании оперативного штаба врио министра сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин.
Он также отметил, что до сих пор не решен вопрос по расчетам ОЗК за хранящееся на предприятиях области зерно. На сегодняшний день задолженность элеваторам составляет уже более 230 млн руб. У многих предприятий в результате возникла задолженность по зарплате.
Директор департамента регулирования рынков АПК минсельхоза РФ Анатолий Куценко заявил, что сейчас ОЗК осуществляет закупки только в трех районах Новосибирской области.
— Мы поставили задачу расширить географию закупки, увеличить количество аккредитованных при ОЗК элеваторах до 10 и рассмотреть возможность покупки зерна третьего класса, но мы должны четко понимать какие районы являются приоритетными для вывоза, где сформировались критические излишки. У нас есть информация, что не все планируют реализовывать зерно в рамках этого сотрудничества на экспорт, — заявил Куценко.
➥ В Сибири пройдет проверка мелькомбинатов
Анатолий Куценко также отметил, что в Новосибирскую область практически не пошли запросы от внутреннего рынка РФ, при том что Омская область активно торгует с тремя крупнейшими потребителями Санкт-Петербурга.
— В декабре Омская область заявила на экспорт 85 тыс тон зерна, Алтайский край — 33 тыс тонн, а Новосибирская область — 29 тыс тонн. Из 1,2 млн тонн зерна, которые вы традиционно предлагаете к реализации, всего около 200 тыс уходит ж\д транспортом, а остальное вывозится автотранспортом, — констатировал эксперт.
По данным областного минсельхоза, за ноябрь месяц за пределы области вывезено 48,8 тыс тон зерна — 1,5 тыс тон в день или 23 вагона. Из 784 заявок представлено 690 вагонов или 88% от заявок, подтвержденных РЖД. На декабрь подтверждено к отгрузке 906 вагонов, а отгружено всего 317 — 17 вагонов или 1100 тон зерна в день. На январь подтверждено порядка 440 заявок, а заявлено порядка 1335.
— К сожалению, эти темпы нас не устраивают и сегодня мы пытаемся друг другу доказать, что неправильно составляем заявки, но нехватка вагонов не дает нам возможность ритмично производить отгрузку зерна. Предлагаем на будущее нормативным актом предусмотреть процент содержания вагонов каждого оператора на сети дорог. Это позволило бы нам установить ритмичность не только поставки вагонов, но и отгрузки за пределы области, — отметил Василий Пронькин.
По его словам, проблемы с нехваткой вагонов сегодня есть у ОАО «Чистоозерное ХПП». Элеватор заполнен на 100%, у него отлажен вопрос с покупателями на внутреннем рынке и в Санкт-Петербурге. ООО «Евсинский комбинат хлебопродуктов» в декабре не смог выполнить обязательства по поставке продукции в КНР, январская заявка компании пока также не получила подтверждения. Элеватор загружен на 80%, при этом 8.5 тыс тонн предприятие купило за ноябрь-декабрь и уже рассчиталось с производителями. ООО «Татарскзернопродукт» не может поставить зерно покупателю в Монголию. При этом министр признал, что в области сохраняется проблема с простоем вагонов: 58 вагонов простаивает более 3 суток.
— Мы считаем, что заявки на 1300 вагонов, которые вы заявили на январь, не достаточно — это необходимо только для вывоза 50 тыс тонн зерна ОЗК. По нашим оценкам, она должна быть около 2 тыс вагонов и заявку необходимо оформить по форме «Росжелдора». Ваши грузоотправители до сих пор не передали номера договоров с операторами железнодорожных составов, обеспечивающих поставки. Именно это стало просадкой поставок зерна из региона в декабре, — подчеркнул Куценко.
Начальник оперативного управления Центрального фирменного транспортного обслуживания АО РЖД Сергей Саутенков также заявил, что по форме ГУ-12 на январь из Алтайского края поданы заявки на18 вагонов через погранпереходы РФ, из Новосибирской области — 523 вагона, из них через погранпереходы РФ — 70, в порт Новороссийск — 346, а на Прибалтику —107 вагонов, из Омской области через погранпереходы 40 вагонов
— Вот весь экспорт, который подан на 19 декабря по всему Сибирскому федеральному округу, — добавил он.
Анатолий Куценко также обратил внимание на низкие цены на зерно, сложившиеся в округе.
— Мы понимаем, что пшеница третьего класса без НДС с учетом ж\д тарифа должна стоить не менее 7278 руб. При этом у вас сложились интересные расценки на элеваторах региона. Комплексная ставка составляет 820 руб за тонну: приемка — от 40 до 300 руб, сушка — от 75 до 118 руб, отработка — от 22 до 80 руб, хранение за один месяц — от 50 до 200 руб, отгрузка— 350-600 руб. Для сравнения, в Омске расценки почти на 30% ниже, — констатировал он. — Вашему региональному оперативному штабу нужно заняться и этой проблемой, так как цены ваших элеваторов одни из самых высоких в РФ. Мы также видим существенное отклонение к уровню прошлого года по ценам на муку и зерно — демпинговое снижение цен закупок у производителей.
Руководитель Ассоциация предприятий хранения и переработки зерна «Новосибирские элеваторы», генеральный директор «Новосибирской продовольственной корпорации» Александр Тепляков пояснил, что в этом году местные элеваторы принимали зерно повышенной влажности, что резко увеличило их расходы на просушку и сказалось на итоговой цене. Тем не менее Джамбулат Хатуов рекомендовал региональным органам власти разобраться в технологии приемки зерна в области, чтобы она обеспечивала среднероссийский ценник.
Это был звоночек и надеемся, что вы сделаете определенные выводы, — заявил он. — По нашим оценкам, если сейчас грамотно выстроить систему, то вполне возможно решить вопрос с вывозом зерна из Новосибирской области уже имеющимися силами и мощностями.
По итогам 2017 года аграрии региона собрали рекордный урожай — более 3 млн тонн зерна. В результате. В области возник дефицит площадей для его размещения.
Фото: Юлия Данилова
Ранее местные жители жаловались, что фуры начали ездить по кладбищу
В планах компании стать крупным сетевым игроком на американском рынке
Налоговики оценили результаты отраслевого подхода к анализу деятельности компаний и начислению налогов в регионе
По информации ведомства, пострадавших в результате ДТП нет
В этом году команда выиграла чемпионат России в пятнадцатый раз
Сервис биометрических оплат реализует Сбер