Благодаря результатам научных исследований, Россия может обрести право на четверть мировых запасов углеводородов.
— Сейчас на этой неделе в Нью-Йорке Организацией Объединенных Наций (ООН) рассматривается заявка РФ с обоснованием границы морского шельфа, и там один из основных докладчиков — сотрудник нашего института, член-корреспондент РАН, декан геолого-геофизического факультета НГУ Валерий Верниковский. Я считаю, что сейчас очень хорошо подготовлен геологический материал, в него входит в том числе то, что сделано Сибирским отделением в Арктике, — сообщил журналистам в среду директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН академик Михаил Эпов.
Он отметил, что процедура обоснования неспешная, в среднем занимает от трех до пяти лет. Ранее Россия уже подавала заявку в ООН, но она не прошла, потому что не было достоверной доказательной базы. В первую очередь не было, по словам Эпова, геологических данных, которые бы адекватно соответствовали шельфу. В этот раз были проведены работы на Новосибирских островах — геофизические исследования, сейсморазведка. Данные обобщили и систематизировали.
— Считаю, что степень достоверности представленных данных очень высокая… Одним из главных доказательств являются находки палеонтологов, которые по остаткам разных живых организмов устанавливают возраст отложений и палеогеографию — то, как выглядела Земля в тот или иной период. А палеогеография и есть одно из достоверных свидетельств, что это был континент в то время, а не море, — сказал он.
Директор института уточнил, что такие исследования велись в Арктике с 1945 года.
— Если бы этих данных не было, никаких разговоров о доказательствах того, что мы можем континентальный шельф передвинуть, мы бы не смогли представить. Мы бы начали эти работы сейчас, на это бы ушло лет 40. Если получится, вся эта палеонтология окупится в десятки тысяч раз. Это приращение территории, богатой всеми возможными полезными ископаемыми. Вот вам абстрактные исследования — искали кто ракушки, кто пыльцу, кто отпечатки листьев, но сейчас это доказательная база, — подчеркнул Эпов.
В этом году на научной станции на острове Самойловский в Арктике работали в общей сложности 15 представителей новосибирской науки, включая аспирантов и студентов Новосибирского государственного университета (НГУ), второй отряд еще находится там. Вообще на станции работают не только российские исследователи, но и ученые из других стран. На ней могут одновременно, по словам директора института, жить не более 50 человек, причем исследовательский сезон там очень короткий, в сентябре начнется зима.
— Сейчас мы активно работаем, чтобы НГУ включился к этим исследованиям. Мы по конкурсу выиграли грант на стратегическую академическую единицу «Геологические и геофизические исследования в Арктике». Там одна из главных задач состоит в том, чтобы студенты, специализирующиеся на арктических исследованиях, это делали не абстрактно, а поехали в Арктику, там поработали. Чтобы уяснили, приемлемо ли это для них, — рассказал академик.
Ко времени написания диплома у студента уже будет опыт практической работы в Арктике, из таких, отметил Эпов, получатся лучшие специалисты.
— Я думаю, что все, кто пожелает и докажет, что его уровень такой, что его можно в Арктику завозить, все будут там. Нужно иметь здоровье, мы, конечно, держим там санитарный вертолет на всякий случай. Также нужно хорошо учиться и иметь интерес, как и везде в науке. Все студенты, которые будут удовлетворять этим критериям, я надеюсь, пройдут там практику и приобретут полноценный опыт, — сказал он.
Заместитель Эпова Игорь Ельцов отметил, что спектр профессиональной ориентации геофизиков очень широк, не все поедут в Арктику, кто-то пойдет работать в нефтяные компании, кто-то в университеты. Причем НГУ готовит геофизиков буквально штучно — порядка 15 бакалавров и 7 магистрантов в год.
— Сегодня акцент в наших организационных инновациях лежит в области построения научно-образовательного комплекса. Без кадров нет исследований, сложных экспедиций, — сказал он.
Проходящая сейчас экспедиция на острове Самойловский стала первой для студентов Новосибирского госуниверситета. В последние годы на научной станции в числе прочего изучается мерзлота, что в итоге позволит прогнозировать изменения климата на планете, а также континентальный шельф.
— От того, как устроена в Арктике геологическая среда, как продолжается шельф, континентальная кора в океан, будет зависеть наша это Арктика или нет. Цена этого вопроса огромная, четверть мировых ресурсов углеводородов может быть сосредоточено в российской арктической зоне, — сообщил Ельцов.
В рамках программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров НГУ в этом году получает финансирование в размере 900 млн рублей на создание научно-образовательных консорциумов, иначе говоря — стратегических академических единиц. Всего их будет семь. Реализация программы повышения конкурентоспособности рассчитана на семь лет, она была запущена в 2013 году и по постановлению правительства РФ будет продолжаться до 2020 года. Из 900 млн рублей, которые НГУ получит в этом году, 750 млн рублей будут переданы создаваемым консорциумы.
Были выбраны семь направлений, которые в НГУ посчитали самыми актуальными и перспективными, а также реализуемыми — это новая физика; геологические и геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты; низкоразмерные гибридные материалы; синтетическая биология; нейронауки в трансляционной медицине; нелинейная фотоника и квантовые технологии; информационные и гуманитарные технологии представления знаний в образовательных системах.
Фото: базовая предоставлена институтом, другая-Мария Кормильцева
Мария Кормильцева
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%