Учителям пока рекомендуют составить программу профессионального роста

Специалисты Рособрнадзора не доверяют системе повышения квалификации педагогов.

 По мнению Василия Синенко, ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, вопрос компетентности педагога в своей профессиональной области — больной и многогранный.

— Каким бы хорошим учитель ни был, если он не будет собой заниматься, хотя бы раз полтора-два года, его профессионализм начинает резко падать — это первое, что всегда нужно помнить и знать. На практике же сейчас учитель предоставлен сам себе: раз в три года (раньше было раз в пять лет) он посещает курсы повышения квалификации, а дальше, если никто не обращает внимания на его профессиональный рост, он очень быстро возвращается к привычным способам работы. Срабатывают стереотипы, — рассуждает эксперт.

Серьёзного результата — считает Василий Синенко — можно добиться, если процесс будет организован так: например, учитель из района Новосибирской области приехал на курсы повышения квалификации, под руководством методических служб и руководителей школы он подготовился к курсам, наметил, что его интересует, составил программу своего роста, поучился и защитил проект. Возвращаясь же в школу, он должен провести серию мастер-классов, поделиться опытом с коллегами, показать чему он научился.

— То есть данную проблему не могут решить только институты повышения квалификации, которые свою работу выполняют в стенах учреждения, должны подключиться остальные службы, — продолжает Василий Синенко. — Это касается управленцев всех уровней: от завуча и директора школы до специалистов муниципальных управлений образования и министерств.

Такая практика существует в Барабинской школе № 3 — об этом рассказывает её директор, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Евгений Гутов.

— У нас так действительно заведено: учитель показывает то, что узнал на курсах, рассказывает о том, что внедрит в свою работу, проводит мастер-классы. Но так бывает не везде — соглашусь с Василием Яковлевичем. В целом же, думаю, проблема не только в переподготовке, но и в самой подготовке учителей в вузах. Этим бы тоже надо заняться на федеральном уровне. Система же переподготовки учителей должна быть чёткой, спланированной и финансово подкреплённой.

О том, что наряду с национальными исследованиями качества образования и Всероссийскими проверочными работами для школьников необходимо проводить исследования профессиональной компетенции учителей заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, выступая на конференции в Новосибирске в начале октября.

— Когда мы проанализировали результаты ЕГЭ по истории, то увидели, что есть серьёзные проблемы, решать которые можно через подготовку учителей. Мы провели деперсонифицированные исследования, по поводу которых изначально было много опасений, но ничего страшного не произошло: никого не уволили, не наказали. Наоборот, увидели объективные результаты, поэтому сегодня мы понимаем, как региональные институты повышения квалификации должны выстраивать свою работу. Если у нас необъективно проходит переподготовка учителей, нам трудно требовать объективности от аттестации школьников. Если мы будем доверять системе аттестации учителей, то нам не нужны будут исследования их компетенции. К сожалению, пока этого доверия нет, — констатировал Сергей Кравцов.

Фото: Ростислав Нетисов

 

Мария Тищенко

tkrasnova

Recent Posts

Похититель забыл мобильный в автомобиле жертвы в Новосибирске

Мужчина вернулся на место преступления и был задержан полицейскими.

14 часов ago