Categories: Наследие

«Успешный 18-летний предприниматель XIX века»

Терехова Виктория Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

ВВЕДЕНИЕ

В России всегда было нелегко вести бизнес. 19 век особый период в истории российского предпринимательства. В это время государство предпринимало попытки создания условий, которые могли бы стимулировать развитие бизнеса и предпринимательства, в свою очередь способствующие развитию экономики в Российской Империи. Они расширили правовые возможности, теперь свое дело могли иметь бывшие крепостные, иностранцы или вчерашние студенты.

Для того чтобы привлечь внимание к своему продукту, приходилось проявлять смекалку. У предпринимателей Российской Империи не было того набора рекламных инструментов, который доступен сейчас. Поэтому успеха добивались только те из них, кто умел генерировать и воплощать уникальные маркетинговые идеи, делая это на шаг быстрее своих конкурентов.

Один из таких творческих предпринимателей 19 века это Иван Абрикосов, сын Алексея Абрикосова, создателя кустарного кондитерского производства, которое усилиями его сына всего за 10 лет превратилось в большую компанию «Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей».

Цель: Выявить личностные качества, которые способствовали развитию предпринимательской личности Ивана Алексеевича Абрикосова.

Задачи:

  1. Ознакомиться с историей Ивана Абрикосова
  2. Проанализировать хозяйственную деятельность предпринимателя
  3. Понять причины и факторы успеха

Так как целью работы является выявление личностных качеств, которые способствовали развитию предпринимательской личности Ивана Алексеевича Абрикосова, для ее написание были изучены биографические статьи и книги посвященные семье Абрикосовых «Абрикосовы. Кондитерская династия с 200-летней историей», были рассмотрены Материалы IV научнопрактической конференции им. Н.П. Левашкевича.

Успешный 18-летний предприниматель 19 века

Иван Алексеевич Абрикосов, сын Алексея Ивановича Абрикосова, владельца кустарного кондитерского производства «Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей», всего за десять лет построил две современные фабрики по производству кондитерских изделий и открыл целую торговую сеть, успешно работавшую по всей Российской Империи.

Он первый в России сумел выстроить производственную цепочку, которая включала в себя фруктовые сады в Крыму, современные технологии их производства на месте произрастания, транспортировки до основного промышленного производства в Москве и – системной логистики по фирменным магазинам, которые удивляли покупателей разнообразием и качеством ассортимента.

Иван Алексеевич унаследовал от своего отца коммерческие способности, энергию и предприимчивость, и, в противоположность своему старшему брату, любил коммерческие дела и полностью отдался своему родовому делу.

Его история как предпринимателя началась в 1872 году, когда в 18 лет он стал распорядителем семейной компании [1].

Иван разработал для маленькой кустарной компании новую стратегию развития. Он определил главной составляющей бизнеса качество производимой продукции, что решалось за счет качественных ягод и фруктов. Также был предложен новый подход к покупателю. Покупатель это часть семью, поэтому к его мнению прислушиваются, учитывая его предпочтения, пожелание по вкусу, дизайну упаковки [4].

Абрикосов объехал несколько губерний Российской империи и в Крыму смог найти то качество сырья, которое ему было нужно. Фрукты в Крыму обладали невероятной сочностью и вкусом, который предприниматель до этого не ощущал ни в одной губернии России. Иван Алексеевич   понял,   что   именно   такой   вкус   способен   принести   успех компании. В итоге он не только стал закупать фрукты в этом регионе, но и приобрел садовые плантации. В Москве и Симферополь были построены новые фабрики.

Из Ивана получился отличный организатор. Он оптимизировал процесс выращивания, сбора и переработки крымских фруктов в пюре, начинки, соки на семфиропольской фабрике, с последующей их транспортировкой в Москву, где из них уже делали кондитерские изделия.

Так как основная часть прибыли при торговле оптом оставалась у купцов и торговцев, предприниматель изменил подход к торговле своей продукции. Он инициировал открытие фирменных магазинов кондитерских изделий по всей территории Российской Империи. В двух столицах империи — в Москве и Санкт-Петербурге магазинов было много, и располагались они в самых престижных торговых рядах и в пассажах. Продажа была как розницей, так и оптом.

Это решение позволило «Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей» контролировать сохранность продукта. Эта особенность стала основой их продвижения. В рекламных сообщениях они делали акцент на то, что компания дает гарантию покупателям, что их продукция сделана по всем стандартам качества.

В выстраивание процесса доставки товара в фирменные магазины, Иван вновь проявил свои организаторские способности. Хоть в то время это и было очень тяжело, он не только смог все организовать, но и добился высокого качества выполнения работы.

В 19 веке глазурованные фрукты не производились в России, их доставляли из Франции, секрет производства также был неизвестен, так как французские кондитеры никому об этом не рассказывали. Иван Алексеевич решил это изменить и создать в России производство фруктов в глазури. Для этого он поехал во Францию. Ему пришлось объехать несколько регионов Франции, связываться с кондитерами, в поисках хорошего специалиста, который смог бы поехать с ним в России для создания производства в Крыму. После того, как опытный кондитер был найден, в Москве сделали научную лабораторию для изучения иностранных образцов и разработки собственной технологии и рецептуры для производства фруктов в глазури [4].

Фрукты в глазури и карамели с фруктовой начинкой стали главным продуктом производства. Крымские фрукты и ягоды обладали уникальным вкусом, поэтому первая партия продукции имела большой успех у российских потребителей, и была быстро раскуплена. Покупатели посчитали, что абрикосовская конфета с начинкой вкуснее, чем у европейцев. Абрикосовы смогли увеличить объемы производства глазированных фруктов.

Иван не только наладил производство продукции, но и смог рассказать потребителям об уникальном для России товаре, крымской конфете. В то время упаковочная промышленность развилась до уровня трафаретной печати на жести. Это позволило расширить разнообразие упаковочного материала в кондитерском деле — коробки для пастилы и мармелада, бисквита и печенья, для фруктов в глазури, которые делали из цветной жести.

Абрикосов был новатором, поэтому он не смог обойти такую технологию. Он один из первых начал фасовать продукцию в жестяную упаковку, а не в картон как это делали его конкуренты [8].

Для рекламы он первым провел «промо-акцию» в прессе, опубликовав по всей России, ко дню открытия розничных магазинов, короткое объявление. «У Абрикосовых, в открываемых сегодня магазинах, все девушки продавщицы набраны с тем цветом волос, какой соответствует национальности того или иного региона! В южных губерниях — брюнетки, в центральных губерниях — шатенки, а блондинки — в северных районах Империи!» И в ответ на это у входа в магазины стояли толпы для того, чтобы проверить так ли это будет на самом деле [7].

После того как московские кондитеры признали успех Абрикосовых в отрасли, связанный с началом кондитерского производства династии в Крыму, его избрали на престижную должность распорядителя кондитерского отдела Московской торгово-промышленной выставки 1882 года. Продукция Абрикосовых тогда заняла первое место. Наградой стало право размещать на упаковке своих изделий государственный герб Российской Империи.

После этой победы Алексей Иванович сказал своему сыну, что именно благодаря его врожденному чутью и предприимчивости сегодня на прилавках их магазинов продаются сладости, произведенные из лучших фруктов на земле — из крымских абрикосов, персиков, груш, слив и инжира [8].

Именно выставка в 1882 году стало финалом для организатора нового производства в Москве и в Крыму, распорядителя кондитерского отдела самой экспозиции, успешного предпринимателя 19 века Ивана Алексеевича Абрикосова. На выставке Ивана продуло, он сильно заболел и не смог справиться с этой хворью, в этом же году он умер.

Имя Ивана Алексеевича было увековечено не только существованием фабрик в Москве и в Симферополе, в сети фирменных магазинов, но и в стипендии его имени, которую выплачивал его отец многим талантливым ученикам в Московской Практической Академии коммерческих наук, которой он руководил многие годы. Эта именная стипендия позволила получить коммерческое образование тем молодым русским предпринимателям, которые затем отдавали долг памяти уникальному русскому купцу, Ивану Алексеевичу Абрикосову, честно и успешно ведя свой собственный бизнес в России [1].

Причинами столь недолгой, но, не смотря на это, успешной предпринимательской деятельности было то, что Иван Алексеевич был новатором и одновременно творческим человеком. Он был способен увидеть перспективу развития в казалось бы в очевидных вещах. Как было с фруктами в Крыму. Попробовав их, он понял, что плод с подобным вкусом способен привести компанию к успеху. Нетрадиционный взгляд на вещи, помогал ему заметить возможности.

Умение организации. Иван за свою предпринимательскую деятельность организовал и довел до конца несколько крупных проектов. Нашел регион для поставки фруктов, построил фабрики, воплотил проект по глазированным фруктам.

Энергия и желание действовать были источником его активности. Эти качества помогали ему в периоды большой загруженности, в те моменты, когда нужно было далеко и на долго уезжать из города.

Но основой успеха Ивана Алексеевича можно считать, такие качества как врожденное чутье и предприимчивость. Как отмечал его отец, именно благодаря этим качествам, на прилавках их семейных магазинов продаются сладости, произведенные из лучших фруктов на земле — из крымских абрикосов, персиков, груш, слив и инжира.

Абрикосов организовал производство на двух фабриках, их взаимодействие между собой, доставку своих продуктов по всей Российской Империи. Но его главный проект это глазированные фрукты.

В то время фрукты в глазури производились только во Франции, в России эта технология была неизвестна. Иван привез специалиста из Франции, который создал первые в Российской Империи конфеты с начинкой. Конфеты с фруктовыми начинками из Крыма понравились российским потребителям больше чем из Франции. Это позволило вытеснить привозимые из-за рубежа подобные кондитерские изделия.

Иван Алексеевич выбрал актуальные и на сегодняшний день акценты в стратегии развития компании — это ставка на качество производимой продукции и отношение к потребителю. В настоящее время эта одни из основных критериев для развития бизнеса и построения хорошего бренда, который собирается существовать на рынке длительное время.   И то, что Иван решил использовать это еще в 19 веке, подтверждает его новаторскую и предпринимательскую способность.

После   смерти   Ивана   компания   «Товарищество  А.И.   Абрикосова Сыновей»    продолжила    развиваться    во    многом    благодаря   основам управления, новым находкам, которые сделал предприниматель, и пути который он наметил. Сейчас эта компания известна под именем кондитерский концерн «Бабаевский».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательская история Ивана Алексеевича Абрикосова длилась всего 10 лет, но за этот небольшой период времени он смог достичь успеха в своей деятельности.

Он первый предприниматель в Российской Империи, кто реализовал производственную цепочку. Фрукты и ягоды выращивались в Крыму, где проводилась их первоначальная обработка, далее эта продукция транспортировалась на московскую фабрику, где уже изготавливали готовые кондитерские изделия. Последний элемент этой цепочки – доставка товаров в фирменные магазины, которые он же открыл по всей территории станы.

Иван был новатор, одним из его главных открытий, созданий стало начало производства глазированных фруктов, которые до него производили только во Франции и поставляли в Россию. Это изобретение позволило вытеснить иностранную продукцию с местного рынка. Такие результаты были высоко оценены управляющими органами Империи, за что «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» получило право размещать государственный российский Герб на упаковках и в рекламе своей продукции.

Личные качества, которыми обладал юный Абрикосов, врожденное чутье, предприимчивость, способности к организации, новаторство, желание действовать сегодня отмечаются как качества, которые присущи предпринимателям.

Иван Алексеевич Абрикосов отличный пример предпринимателя, который получил от семьи в управление небольшую компанию и благодаря своим способностям, амбициям, работе смог превратить ее в крупнейшую кондитерскую фабрику.

Марина Санькова

Share
Published by
Марина Санькова

Recent Posts