Студенческие стартапы трансформируются в реальные бизнеса-проекты.
Новые резиденты = новые идеи
Официальными резидентами третьего набора бизнес-инкубатора НГУЭУ («Бинар») были выбраны три команды, сумевшие «продать» свои бизнес-идеи жюри отборочного конкурса. Среди них вновь оказалась команда интернет-агентства «Геркулес». Она расширила состав и продолжила работать на базе коворкинга. Агентство основано молодым выпускником НГУЭУ Ойбеком Куртяковым с несколькми студентами. Специализация — создание продающих сайтов и привлечение целевой аудитории на сайты при помощи контекстной рекламы.
Двум другим командам было рекомендовано структурировать деятельность в проектной форме и более четко презентовать проекты в начале осени. На этом этапе развития задача бизнес-инкубатора — помочь командам выделить зоны развития, свести их с потенциальными партнерами, менторами и инвесторами.
Авторы первого проекта работают над созданием в Сибирском федеральном округе кибирспортивной организации.
— Идея этого проекта возникла у третьекурсника юридического факультета Алексея Шорникова. Он и набрал команду, заинтересовавшуюся этой темой, — говорит заместитель руководителя проекта, студент третьего курса информационно-технического факультета Евгений Першиков. — Сегодня в Сибири нет крупных организаций по киберспорту. Конечно, существует много таких, которые организовывают небольшие турниры, но крупных у нас все-таки еще не проводилось. Наша же команда хочет стать теми, кто эту ситуацию исправит и организует массовый, качественный турнир по киберспорту.
Виртуальный мир – не детские игры
Как отмечает Евгений Першиков, система работы в команде отлажена до автоматизма: обязанности среди участников инициативной группы распределены четко.
— Владислав Муха — руководитель проекта, на нем поиск партнеров, а также техническая часть организации турнира, — рассказывает Евгений Першиков. — Алексей Шорников отвечает за взаимодействие с государственными структурами. На магистрантке Любови Харченко — маркетинг и продакшн. Владислав Бородин выстраивает партнерские отношения с НГУЭУ, с другими возможными партнерами. Никита Николаенко — главный по онлайн-трансляциям турниров. Владислав Базин — дизайнер. Моя зона ответственности — проведение турниров, я отвечаю за сетку участников турнира и другие подобные организационные вопросы. Также управление дополнительного образования оказывает нашему проекту огромную поддержку.
Большие планы команда строит на осень.
— Хотим организовать крупный турнир, — делится планами Евгений Першиков. — Уже сейчас мы ищем площадку для его проведения и, конечно, спонсорскую и партнерскую поддержку, обсуждаем, как лучше этот турнир организовать, чтобы участники запомнили его. Работы много, но главное — есть настрой на эту работу!
Авторы второго проекта, попавшего в список резидентов «Бинара» — студенты факультета базовой подготовки Вадим Копытов, Светлана Белоусова и Никита Николаенко планируют открыть бизнес-школу для детей, в которой будут повышать уровень финансовой грамотности школьников и обучать их основам предпринимательства.
— Я всегда задумывался о том, почему в общеобразовательных школах не учат тому, с чем мы ежедневно сталкиваемся после выпуска, — говорит руководитель проекта Вадим Копытов. — В школах не дают информации, как оплатить налоги, как подать заявку на сайте государственных услуг, не рассказывают, почему важно хранить деньги в банках, куда их лучше инвестировать. В дальнейшем, когда сталкиваешься с этими вопросами, чувствуешь себя глупым.
В университете Вадим Копытов начал изучать книги и видео по предпринимательству, и у него возникла идея создать площадку для обучения школьников тому, без чего сложно не только бизнес организовать, но и управлять личным бюджетом. Позже в команду Вадима Копытова присоединились Светлана Белоусова и Никита Николаенко.
— Света занимается разработкой рекламы школы, — рассказывает Вадим Копытов. — Она недавно прошла курсы интернет-маркетинга, поэтому эта работа на ней. Никита Николаенко — наш дизайнер. Он хорошо рисует, он очень креативный. Команда у нас дружная и настроенная на результат.
Сегодня ребята занимаются разработкой программы для своей школы.
— Нам хотелось бы, чтобы наша школа способствовала повышению финансовой грамотности детей, — говорит Вадим Копытов. — Поэтому сейчас мы в поисках специалистов, которые бы помогли корректно составить программу обучения для школьников, а затем ее реализовать. Мы хотим, чтобы детям объяснили, как правильно копить деньги, куда их можно инвестировать, рассказали о фондовых рынках и ценных бумагах, стартапах. Это очень важная информация, безусловно, в будущем она поможет школьникам организовать свой бизнес, приумножать капиталы и, конечно, уметь правильно обращаться со своими деньгами. Мы уже даже проанализировали рынок, выяснили, что у нас есть конкуренты, но спектр оказываемых услуг у этих компаний меньше. Хочу отметить: то, что мы хотим сделать, все-таки уникально.
Работа над разработкой плана обучения в школе только ведется, но уже сейчас команда активно взаимодействует со своей потенциальной аудиторией.
— Уже дважды мы встречались со школьниками и играли в настольные игры, посвященные финансовой грамотности, — рассказывает Вадим Копытов. — На эти игры мы пригласили школьников, участвующих в проекте «Университет 2.0». Встречались мы с ними на площадке бизнес-инкубатора нархоза. Это было очень интересно, нам понравилось проводить игры для ребят, а также мы получили от них обратную связь: школьники отметили, что тема финансовой грамотности для них очень актуальна. Пока готовится программа для нашей школы, мы будем и дальше проводить для учеников такие встречи. Они полезны как для нас, так и для них.
Неофициально — не значит плохо
Несколько команд находятся в режиме «преинкубатора», они не имеют официального статуса резидентов, но также получают консультационную поддержку и сопровождение на этапе тестирования идеи.
Так, студент третьего курса факультета государственного сектора Александр Гончаров работает над проектом реализации шрифтовых логотипов на заказ. Например, логотип «Бинар» — его работа.
— Я занимаюсь леттерингом и моушн-дизайном, — говорит Александр Гончаров. — Многим эти слова не знакомы, поэтому поясню: леттеринг — это рисование букв, шрифтовых логотипов и оформление буквенной композиции под индивидуальную задачу. Моушн-дизайн — сфера дизайна, которая посредством анимации оживляет графику, и, естественно, выполняет какую-то задачу. Начал увлекаться этим еще в школе. Сидел за компьютером, изучал софт, пытался понять основные принципы. Летом 2015 года записался на курсы каллиграфии к знакомому: решил попробовать свои силы в леттеринге и анимации уже серьезнее.
Александр Гончаров отмечает, что эта сфера сейчас очень актуальна. Также он подчеркивает, что в России шрифтовая культура только начинает зарождаться.
— Буквы — это пластилин, материя, которой для выполнения какой-либо задачи нужно придать необходимую форму, — рассказывает Александр Гончаров. — А моушн-дизайн встречается повсюду: от билбордов на улицах, до заставок очередного шоу на ТВ или интернет-порталах и спецэффектов в кино.
На сегодня студент уже успел поработать с клиентами из Бразилии, Англии и США.
— Пока к прибыли не привязываюсь, — говорит студент. — На жизнь, естественно, хватает. Просто в процессе работы непосредственно с клиентами хочется отмести второсортные заявки и сосредоточиться на чем-то более значимом, на чем-то, у чего есть больший потенциал. В ближайших планах: расти как специалист. Каждая новая работа должна быть лучше и профессиональнее предыдущей.
Студент первого курса магистратуры Дей-Сен Когай и его команда с марта 2017 года тоже работают над творческим проектом NÓTATÓN.
— Это пошаговые курсы обучения взрослых музыке, — говорит Дей-Сен. — Идея родилась неожиданно и в очень нужный для меня момент. Как сейчас помню: просыпаюсь я, будто водой меня окатили, на часах 2:40 ночи, и понимаю, что точно хочу связать свою жизнь с музыкой. Тогда еще не знал, как это сделать, но эта мысль не дала мне уснуть в ту самую ночь. Конечно, стоит сказать, что у меня был неплохой бэкграунд — семь лет занятий на гитаре и опыт участия в двух музыкальных группах. Но раньше я на это смотрел лишь как на хобби и не более. Почему именно обучение? Просто вспомнил себя на первом курсе: как думал бросить университет, потому что хотелось серьезно заняться музыкой. Тогда я считал, что единственный путь, который у меня есть — поступать в музыкальный колледж. А потом я вспомнил слова знакомого музыканта, который бросил этот колледж, сказав, что всё, что ему нужно было узнать, уместилось бы в полугодовую программу. И тут меня посетила мысль: а что, если сделать такой курс, в котором бы совершенно не было «воды», обучающиеся могли бы играть то, что сами хотят, а занятие походило бы больше на тренинг — с минимумом теории и максимумом практики и эмоций. Оставалось как-то по-человечески оформить эту идею и собрать под нее команду.
Сегодня в команде Дей-Сена семь человек. В мае парни провели первую серию мастер-классов под лозунгом «Начни!» в студклубе НГУЭУ.
— Планируем и дальше знакомить всех с музыкой и развеивать мифы вокруг неё, — отмечает руководитель проекта. — Вообще, одна из основных наших идей звучит так: «Играть способен каждый».
Уже сейчас можно записаться на курсы NÓTATÓN. Команда предлагает обучение по трем направлениям: ударные и перкуссия, клавишные инструменты, акустическая и электрическая гитара. Ребята даже придумали, как привлекать клиентов. Например, студенты нархоза при предъявлении студенческого могут получить скидку 30% на любой курс обучения.
— Помимо всего, в летний период мы хотим провести музыкальные интенсивы, рассчитанные на несколько дней, — делится планами Дей-Сен. — А также бесплатные мастер-классы на различных площадках города. Так что следите за новостями в нашей недавно созданной официальной группе (vk.com/notaton).
В число неофициальных резидентов вошел и проект начальника управления информационных технологий Константина Сухорукова. Его команда, в составе которой начальник отдела разработки и сопровождения информационных систем Олег Печень и две студентки четвертого курса информационно-технического факультета Екатерина Мазур, Кристина Меденцева реализовывает проект VR-образования.
— Идея проекта возникла в результате анализа тенденций и исследований в области применения современных информационных технологий в образовании, — рассказывает Константин Сухоруков. — Анализ показал, что использование технологий виртуальной реальности — это достаточно перспективное направление. Идея была представлена администрации вуза в качестве инициативного проекта управления информационных технологий в октябре 2016 года и получила одобрение. Также это направление входит в план стратегического развития IT в НГУЭУ.
По словам Константина Сухорукова, проект направлен на создание условий для получения образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями и на их социализацию.
— Еще одна немаловажная задача — это повышение вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, — говорит руководитель проекта. — VR поможет создать условия, при которых студентов не нужно будет заставлять учиться — они сами захотят участвовать в этом процессе.
Командой был разработан VR-квест, на Дне открытых дверей абитуриенты имели возможность его пройти:
— С помощью очков виртуальной реальности и приложения на смартфоне абитуриенты погуляли по нашему университету, поговорили с преподавателями, выполнили задания, — рассказывает Константин Сухоруков.
В планах команды использовать подобные сервисы и в образовательном процессе. Например, в виде виртуальных лекций: когда преподаватель и студенты находятся дома, а виртуально — в аудитории.
Бизнес-инкубатор НГУЭУ официально открылся в июне прошлого года. В тестовом режиме работал с осени 2015 года. В списке резидентов были такие проекты как ГИС система ProfitPrice.ru (авторы — студенты экономического факультета Айбек Куртяков, Кирилл Щербатых и Дмитрий Рассказов), позволяющая находить в Новосибирске уникальные товары, а также интересные акции и скидки; домашняя мини-кондитерская VegiSweets (авторы — студентка Бизнес-колледжа Анастасия Лукъянова и студент экономического факультета Антон Симонок); производство брендированных толстовок и футболок «Оденься в NSUEM» (авторы — студенты экономического факультета Алексей Дынько и Диана Скокова). Резидент «Бинара» в мае провел масштабный фестиваль POP CORN. Лидер проекта Илья Серебряников.
Фото:
бизнес-инкубатора НГУЭУСветлана Чарочкина
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег