Студенческие стартапы трансформируются в реальные бизнеса-проекты.
Новые резиденты = новые идеи
Официальными резидентами третьего набора бизнес-инкубатора НГУЭУ («Бинар») были выбраны три команды, сумевшие «продать» свои бизнес-идеи жюри отборочного конкурса. Среди них вновь оказалась команда интернет-агентства «Геркулес». Она расширила состав и продолжила работать на базе коворкинга. Агентство основано молодым выпускником НГУЭУ Ойбеком Куртяковым с несколькми студентами. Специализация — создание продающих сайтов и привлечение целевой аудитории на сайты при помощи контекстной рекламы.
Двум другим командам было рекомендовано структурировать деятельность в проектной форме и более четко презентовать проекты в начале осени. На этом этапе развития задача бизнес-инкубатора — помочь командам выделить зоны развития, свести их с потенциальными партнерами, менторами и инвесторами.
Авторы первого проекта работают над созданием в Сибирском федеральном округе кибирспортивной организации.
— Идея этого проекта возникла у третьекурсника юридического факультета Алексея Шорникова. Он и набрал команду, заинтересовавшуюся этой темой, — говорит заместитель руководителя проекта, студент третьего курса информационно-технического факультета Евгений Першиков. — Сегодня в Сибири нет крупных организаций по киберспорту. Конечно, существует много таких, которые организовывают небольшие турниры, но крупных у нас все-таки еще не проводилось. Наша же команда хочет стать теми, кто эту ситуацию исправит и организует массовый, качественный турнир по киберспорту.
Виртуальный мир – не детские игры
Как отмечает Евгений Першиков, система работы в команде отлажена до автоматизма: обязанности среди участников инициативной группы распределены четко.
— Владислав Муха — руководитель проекта, на нем поиск партнеров, а также техническая часть организации турнира, — рассказывает Евгений Першиков. — Алексей Шорников отвечает за взаимодействие с государственными структурами. На магистрантке Любови Харченко — маркетинг и продакшн. Владислав Бородин выстраивает партнерские отношения с НГУЭУ, с другими возможными партнерами. Никита Николаенко — главный по онлайн-трансляциям турниров. Владислав Базин — дизайнер. Моя зона ответственности — проведение турниров, я отвечаю за сетку участников турнира и другие подобные организационные вопросы. Также управление дополнительного образования оказывает нашему проекту огромную поддержку.
Большие планы команда строит на осень.
— Хотим организовать крупный турнир, — делится планами Евгений Першиков. — Уже сейчас мы ищем площадку для его проведения и, конечно, спонсорскую и партнерскую поддержку, обсуждаем, как лучше этот турнир организовать, чтобы участники запомнили его. Работы много, но главное — есть настрой на эту работу!
Авторы второго проекта, попавшего в список резидентов «Бинара» — студенты факультета базовой подготовки Вадим Копытов, Светлана Белоусова и Никита Николаенко планируют открыть бизнес-школу для детей, в которой будут повышать уровень финансовой грамотности школьников и обучать их основам предпринимательства.
— Я всегда задумывался о том, почему в общеобразовательных школах не учат тому, с чем мы ежедневно сталкиваемся после выпуска, — говорит руководитель проекта Вадим Копытов. — В школах не дают информации, как оплатить налоги, как подать заявку на сайте государственных услуг, не рассказывают, почему важно хранить деньги в банках, куда их лучше инвестировать. В дальнейшем, когда сталкиваешься с этими вопросами, чувствуешь себя глупым.
В университете Вадим Копытов начал изучать книги и видео по предпринимательству, и у него возникла идея создать площадку для обучения школьников тому, без чего сложно не только бизнес организовать, но и управлять личным бюджетом. Позже в команду Вадима Копытова присоединились Светлана Белоусова и Никита Николаенко.
— Света занимается разработкой рекламы школы, — рассказывает Вадим Копытов. — Она недавно прошла курсы интернет-маркетинга, поэтому эта работа на ней. Никита Николаенко — наш дизайнер. Он хорошо рисует, он очень креативный. Команда у нас дружная и настроенная на результат.
Сегодня ребята занимаются разработкой программы для своей школы.
— Нам хотелось бы, чтобы наша школа способствовала повышению финансовой грамотности детей, — говорит Вадим Копытов. — Поэтому сейчас мы в поисках специалистов, которые бы помогли корректно составить программу обучения для школьников, а затем ее реализовать. Мы хотим, чтобы детям объяснили, как правильно копить деньги, куда их можно инвестировать, рассказали о фондовых рынках и ценных бумагах, стартапах. Это очень важная информация, безусловно, в будущем она поможет школьникам организовать свой бизнес, приумножать капиталы и, конечно, уметь правильно обращаться со своими деньгами. Мы уже даже проанализировали рынок, выяснили, что у нас есть конкуренты, но спектр оказываемых услуг у этих компаний меньше. Хочу отметить: то, что мы хотим сделать, все-таки уникально.
Работа над разработкой плана обучения в школе только ведется, но уже сейчас команда активно взаимодействует со своей потенциальной аудиторией.
— Уже дважды мы встречались со школьниками и играли в настольные игры, посвященные финансовой грамотности, — рассказывает Вадим Копытов. — На эти игры мы пригласили школьников, участвующих в проекте «Университет 2.0». Встречались мы с ними на площадке бизнес-инкубатора нархоза. Это было очень интересно, нам понравилось проводить игры для ребят, а также мы получили от них обратную связь: школьники отметили, что тема финансовой грамотности для них очень актуальна. Пока готовится программа для нашей школы, мы будем и дальше проводить для учеников такие встречи. Они полезны как для нас, так и для них.
Неофициально — не значит плохо
Несколько команд находятся в режиме «преинкубатора», они не имеют официального статуса резидентов, но также получают консультационную поддержку и сопровождение на этапе тестирования идеи.
Так, студент третьего курса факультета государственного сектора Александр Гончаров работает над проектом реализации шрифтовых логотипов на заказ. Например, логотип «Бинар» — его работа.
— Я занимаюсь леттерингом и моушн-дизайном, — говорит Александр Гончаров. — Многим эти слова не знакомы, поэтому поясню: леттеринг — это рисование букв, шрифтовых логотипов и оформление буквенной композиции под индивидуальную задачу. Моушн-дизайн — сфера дизайна, которая посредством анимации оживляет графику, и, естественно, выполняет какую-то задачу. Начал увлекаться этим еще в школе. Сидел за компьютером, изучал софт, пытался понять основные принципы. Летом 2015 года записался на курсы каллиграфии к знакомому: решил попробовать свои силы в леттеринге и анимации уже серьезнее.
Александр Гончаров отмечает, что эта сфера сейчас очень актуальна. Также он подчеркивает, что в России шрифтовая культура только начинает зарождаться.
— Буквы — это пластилин, материя, которой для выполнения какой-либо задачи нужно придать необходимую форму, — рассказывает Александр Гончаров. — А моушн-дизайн встречается повсюду: от билбордов на улицах, до заставок очередного шоу на ТВ или интернет-порталах и спецэффектов в кино.
На сегодня студент уже успел поработать с клиентами из Бразилии, Англии и США.
— Пока к прибыли не привязываюсь, — говорит студент. — На жизнь, естественно, хватает. Просто в процессе работы непосредственно с клиентами хочется отмести второсортные заявки и сосредоточиться на чем-то более значимом, на чем-то, у чего есть больший потенциал. В ближайших планах: расти как специалист. Каждая новая работа должна быть лучше и профессиональнее предыдущей.
Студент первого курса магистратуры Дей-Сен Когай и его команда с марта 2017 года тоже работают над творческим проектом NÓTATÓN.
— Это пошаговые курсы обучения взрослых музыке, — говорит Дей-Сен. — Идея родилась неожиданно и в очень нужный для меня момент. Как сейчас помню: просыпаюсь я, будто водой меня окатили, на часах 2:40 ночи, и понимаю, что точно хочу связать свою жизнь с музыкой. Тогда еще не знал, как это сделать, но эта мысль не дала мне уснуть в ту самую ночь. Конечно, стоит сказать, что у меня был неплохой бэкграунд — семь лет занятий на гитаре и опыт участия в двух музыкальных группах. Но раньше я на это смотрел лишь как на хобби и не более. Почему именно обучение? Просто вспомнил себя на первом курсе: как думал бросить университет, потому что хотелось серьезно заняться музыкой. Тогда я считал, что единственный путь, который у меня есть — поступать в музыкальный колледж. А потом я вспомнил слова знакомого музыканта, который бросил этот колледж, сказав, что всё, что ему нужно было узнать, уместилось бы в полугодовую программу. И тут меня посетила мысль: а что, если сделать такой курс, в котором бы совершенно не было «воды», обучающиеся могли бы играть то, что сами хотят, а занятие походило бы больше на тренинг — с минимумом теории и максимумом практики и эмоций. Оставалось как-то по-человечески оформить эту идею и собрать под нее команду.
Сегодня в команде Дей-Сена семь человек. В мае парни провели первую серию мастер-классов под лозунгом «Начни!» в студклубе НГУЭУ.
— Планируем и дальше знакомить всех с музыкой и развеивать мифы вокруг неё, — отмечает руководитель проекта. — Вообще, одна из основных наших идей звучит так: «Играть способен каждый».
Уже сейчас можно записаться на курсы NÓTATÓN. Команда предлагает обучение по трем направлениям: ударные и перкуссия, клавишные инструменты, акустическая и электрическая гитара. Ребята даже придумали, как привлекать клиентов. Например, студенты нархоза при предъявлении студенческого могут получить скидку 30% на любой курс обучения.
— Помимо всего, в летний период мы хотим провести музыкальные интенсивы, рассчитанные на несколько дней, — делится планами Дей-Сен. — А также бесплатные мастер-классы на различных площадках города. Так что следите за новостями в нашей недавно созданной официальной группе (vk.com/notaton).
В число неофициальных резидентов вошел и проект начальника управления информационных технологий Константина Сухорукова. Его команда, в составе которой начальник отдела разработки и сопровождения информационных систем Олег Печень и две студентки четвертого курса информационно-технического факультета Екатерина Мазур, Кристина Меденцева реализовывает проект VR-образования.
— Идея проекта возникла в результате анализа тенденций и исследований в области применения современных информационных технологий в образовании, — рассказывает Константин Сухоруков. — Анализ показал, что использование технологий виртуальной реальности — это достаточно перспективное направление. Идея была представлена администрации вуза в качестве инициативного проекта управления информационных технологий в октябре 2016 года и получила одобрение. Также это направление входит в план стратегического развития IT в НГУЭУ.
По словам Константина Сухорукова, проект направлен на создание условий для получения образовательных услуг лицами с ограниченными возможностями и на их социализацию.
— Еще одна немаловажная задача — это повышение вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, — говорит руководитель проекта. — VR поможет создать условия, при которых студентов не нужно будет заставлять учиться — они сами захотят участвовать в этом процессе.
Командой был разработан VR-квест, на Дне открытых дверей абитуриенты имели возможность его пройти:
— С помощью очков виртуальной реальности и приложения на смартфоне абитуриенты погуляли по нашему университету, поговорили с преподавателями, выполнили задания, — рассказывает Константин Сухоруков.
В планах команды использовать подобные сервисы и в образовательном процессе. Например, в виде виртуальных лекций: когда преподаватель и студенты находятся дома, а виртуально — в аудитории.
Бизнес-инкубатор НГУЭУ официально открылся в июне прошлого года. В тестовом режиме работал с осени 2015 года. В списке резидентов были такие проекты как ГИС система ProfitPrice.ru (авторы — студенты экономического факультета Айбек Куртяков, Кирилл Щербатых и Дмитрий Рассказов), позволяющая находить в Новосибирске уникальные товары, а также интересные акции и скидки; домашняя мини-кондитерская VegiSweets (авторы — студентка Бизнес-колледжа Анастасия Лукъянова и студент экономического факультета Антон Симонок); производство брендированных толстовок и футболок «Оденься в NSUEM» (авторы — студенты экономического факультета Алексей Дынько и Диана Скокова). Резидент «Бинара» в мае провел масштабный фестиваль POP CORN. Лидер проекта Илья Серебряников.
Фото:
бизнес-инкубатора НГУЭУСветлана Чарочкина
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%