В какую недвижимость инвестировать и как подбирать арендаторов?

Эксперты ГК «Отелит Development» проанализировали тренды рынка коммерческой недвижимости Новосибирска.

ГК «Отелит Development» использует математические методы и выстраивает аналитические модели при работе на рынке коммерческой недвижимости. Как отмечает генеральный директор компании Евгений Бурденюк, это позволяет понимать не только текущее состояние рынка, но и прогнозировать тренды по которым он будет развиваться, контролировать эти процессы.

— Постоянно анализируя большой массив информации мы понимаем какие арендаторы имеют перспективы роста и под них ищем, либо строим помещения, привлекаем инвестиции, то есть бьем в те ниши, которые будут работать максимально эффективно и с минимальными рисками для нас. Мы стараемся, чтобы помещения были актуальны для разных видов бизнеса, чтобы в случае смены тренда, мы могли быстро заменить съезжающего арендатора и вновь попасть в востребованную нишу, — пояснил Бурденюк, выступая в рамках делового завтрака.

Руководитель отдела маркетинга и IT-технологий ГК «Отелит Development» Никита Артемьев рассказал о ключевых трендах, которые выявили аналитики компании на рынке коммерческой недвижимости Новосибирска. Один из них — увеличение площадей малого бизнеса: в среднем до 50-60 кв м. По его словам, предприниматели постепенно уходят из киосков, предпочитая открывать свой бизнес в полноценных магазинах. Новые договоры с муниципалитетом на нестационарные торговые объекты в городе практически не заключаются.

Анализируя структуру рынка, эксперты компании отмечают, что несмотря на кризис, в Новосибирске продолжает расти количество точек общепита: фастфуда (+27%), супермаркетов (+12%), кофеен (+10%), магазинов «чай-кофе» (+9%) и т.д. Сокращается количество строительных магазинов, мебельных салонов и магазинов хозтоваров (-2%), магазинов автозапчастей и инструментов, зоомагазинов (-5%), аптек и точек предоставления микрозаймов (-10%), банковских офисов (-40%). Меняется состав участников стрит-ритейла: бутики и банки переходят на вторые линии, а вместо них на первых линиях открываются кофейни, бургерные, бары и т.д. Кроме того, торговые улицы появляются в новых жилмассивах, где сразу предусматриваются площади под коммерческую недвижимость. Не смотря на стагнацию роста населения и экономические трудности, количество работающих торговых точек в Новосибирске за год выросло примерно на 1,36%.

— Мы видим тенденцию, что покупатели стали меньше ходить в магазины за покупками, но растет спрос на места для общения, — рассуждает Никита Артемьев. – Наступает время миллениалов, которые выросли в эпоху интернета и коммуникаций, имеют большую мобильность и хотят постоянно общаться. Как результат, ритейл уходит от благосостояния в сторону создания мест, где люди могут встречаться и получать разного рода услуги и эмоции.

Еще один тренд — рост объемов интернет-торговли. Доля выручки интернет-рынка в России в целом выросла с 1.5% в 2010 году до 3,85% в 2017. При этом Евгений Бурденюк уверен, что спрос на помещения для ритейла будет сохраняться. Подтверждением тому является сделка, недавно проведенная одним из мировых интернет- агрегаторов Amazon (США).

— Компания, которая построена на интернет-торговле, инвестировала в эту сферу миллиарды долларов, купила сеть продуктовых магазинов WholeFoods. Для нас это серьезный показатель, — пояснил эксперт.

Еще один тренд на рынке коммерческой недвижимости Новосибирска — сетевые компании выдавливают малый бизнес, что характерно для большинства зрелых розничных рынков.

— Наиболее заметен этот тренд на аптечном сегменте (всего в Новосибирске на март 2018 года было открыто 1009 точек). За год в Новосибирской области закрылось около 100 аптек, в основном, они принадлежали частным компаниям. При этом сетевые фармацевтические структуры продолжают наращивать свое присутствие в регионе — до 68,78% (+7%), — говорит Артемьев. — Конечно, внутри отрасли тоже могут быть разнонаправленные тенденции. Например, сети «Ярче», «Пятерочка», «Зеленый луг», «Магнит», «Мария-РА», «Фаберлик», «Медный Великан», «Лабиринт.ру», «Супермаг» открывают в Новосибирске новые точки, а некоторые компании («Ермолинские полуфабрикаты», «Велиция», «Инмарко», «Родничок» и т.д.) сокращают.

Доля сетевых компаний в Новосибирске наиболее существенно растет на сегментах продажи косметики, пива, суши, молока, мяса, ломбардов, сотовых, фастфуда, сотовых, мороженого и микрозаймов.

— Мы считаем, что если вы готовите помещение под общепит или торговлю и к вам приходит частная компания, имеющая до 5 точек, то будьте готовы к тому, что через 3 месяца — год этот арендатор может закрыться. Рынок нестабилен. Рекомендуем при поиске арендаторов делать ставку на сетевиков, — констатирует Никита Артемьев.

Эксперт также рекомендовал владельцам и инвесторам в коммерческую недвижимость готовиться к увеличению сроков окупаемости новых объектов, отдавать предпочтение универсальным проектам или объектам, укомплектованным арендаторами, предлагающими товары ежедневного спроса, а также сразу закладывать в инвестиции необходимость редевелопмента при смене арендатора.

В целом, «Отелит Development» в постоянном режиме анализирует ситуацию по 700 компаниям Новосибирска, которые составляют 25% рынка арендаторов. Артемьев заявляет, что методика прогнозирования уже доказала свою эффективность и постепенно ГК планирует ее транслировать на другие города-миллионники.

Юлия Данилова

Фото: предоставлены пресс-службой ГК «Отелит Development»

tkrasnova

Recent Posts

Кредиторы подали на банкротство «Фабрики Фаворит» из Новосибирска

Сумма исков уже составила более 16 млн рублей, без учета владельцев облигаций

13 часов ago

Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 21 процента

Следующее заседание по ключевой ставке пройдет 14 февраля 2025 года

15 часов ago

Покупателям маркетплейсов предлагают присваивать рейтинг с оценкой их поведения

Этот способ борьбы с потребительским экстремизмом продвигает профильное объединение участников рынка

15 часов ago