Ученые рассчитывают, что им удастся вовлечь в проект частных инвесторов, заинтересованных в решении этой проблемы.
— Кавитация — это процесс образования и схлопывания пузырьков, которые возникают когда вода обтекает гидрокрылья. Это вредный эффект, который приводит к разрушению или эрозии этих лопаток. Наибольший урон он наносит в гидроэнергетике, где из-за эрозии лопаток приходится их периодически заменять, — рассказал во время пресс-тура замдиректора по прикладной инновационной деятельности Института теплофизики СО РАН Артур Бильский.
По его словам, с одной стороны, эти исследования носят прикладной характер, так как определяют периодичность ремонта, а также стоимость объектов, работающих на гидроэлектростанциях. С другой — это фундаментальная задача, так как явление кавитации довольно сложное и требует тщательного изучения.
— Одна из главных целей тех работ, которые мы тут ведем: попытаться снизить вредный эффект от кавитации и кавитационной эрозии. Мы работаем с лопатками, которые используются в реальных гидроэнергетических аппаратах, например на Саяно-Шушенской ГЭС, — подчеркнул Бильский.
По данному проекту институт уже много лет сотрудничает с ПАО «Силовые машины» (Санкт-Петербург). Энергомашиностроительная компания заказывает ученым часть исследований. В Междисциплинарном исследовательском комплексе аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики, который планируется построить в рамках реализации программы «Академгородок 2.0», Институт теплофизики предлагает создать большой стенд для продолжения исследования процессов кавитации. Аналогов такой установки в России нет, а в мире существует всего несколько единиц: в Америке, Европе и Китае.
— На существующем стенде мы работаем с маленькими масштабами, но необходимые процессы моделируются не так хорошо, как хотелось бы. Есть необходимость перейти в более реалистичные параметры условий гидроэнергетических объектов, создать более масштабный исследовательский стенд. Там можно будет хорошо контролировать все параметры, использовать самые современные методы экспериментальной диагностики и поставлять эту информацию инженерам, которые проектируют гидроэлектростанции, — говорит Артур Бильский.
Он также отметил, что в формировании нового стенда в качестве инвестора планируют принять участие «Силовые машины». Этот вопрос сейчас находится в стадии обсуждения: есть подтвержденная заинтересованность, рассматриваются формы участия.
Расчетная стоимость масштабного стенда — не менее 100 млн рублей. С учетом инфраструктуры он будет занимать несколько этажей, так как для функционирования установки потребуются большие объемы воды и мощности.
Расчетные сроки реализации проекта — три года: год на проектирование, год на изготовление и год на ввод в эксплуатацию. Сейчас у института есть эскизные проекты установки.
В мае на пресс-конференции директор Института Гидродинамики им. М.А. Лаврентьева Сергей Головин отмечал, что в состав Междисциплинарного исследовательского комплекса аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики будет входить 4 направления: Аэродинамический центр, Центр перспективных энергетических технологий, Центр геофизической гидродинамики и Центр высокоэнергетических технологий и новых материалов. В Центре перспективных энергетических технологий, который в большей мере завязан на Институте теплофизики СО РАН, предполагается работа над проектами для развития авиационно-космической техники, разработка новых установок для энергетики. В результатах этого проекта заинтересованы ПАО «РусГидро» и энергетические компании, сообщал Головин. По предварительным оценкам стоимость всего проекта Междисциплинарного центра составит около 15 млрд рублей — ожидается, что это будет бюджетное финансирование. В создании комплекса примут участие Институт теплофизики СО РАН, Институт теоретической и прикладной механики СО РАН, Институт гидродинамики СО РАН.
Фото Юлии Поздняковой, «Наука в Сибири»
Движение будет запущено по всем полосам
За метр праздничного дерева придётся выложить от 1200 до 1500 рублей
Эта новая структура будет заниматься множеством задач, касающихся реализации жилищных проектов ПСБ
Максимальная разница в сфере транспорта и логистики
Губернатор потребовал провести техническое расследование аварии, которая произошла в городе на прошлой неделе
Банк Уралсиб повысил ставки по накопительным счетам в рублях.