Новосибирскому метрополитену в этом году исполняется 30 лет. Диспетчерский центр — сердце метрополитена. Оттуда управляют эскалаторами и поездами, а 694 камеры следят за объектами метро и пассажирами.
За 30 лет в Новосибирском метро многое изменилось. От сложной системы управления подземка перешла на модернизированную, компьютерную. Недавно появился диспетчерский (ситуационный) центр — сердце метрополитена, как говорят сами сотрудники. Место, откуда управляют движением под землёй. Журналисты Infopro54 посмотрели, как можно уследить за всем, что происходит в метро.
Откуда следят за всем происходящим в метро
В самой главной диспетчерской осуществляется координация всех диспетчерских центров метрополитена. Сюда поступает вся информация с видеокамер. В онлайн-режиме, то есть в прямом эфире, всех и всё, что происходит на станциях, видят дежурные диспетчеры. Ситуационный центр следит за всем происходящим в метро, направляет и координирует.
Заместитель начальника Новосибирского метрополитена Роман Дронов рассказывает, что такой центр появился в нашем городе буквально полтора года назад. Он третий в стране. Такие центры есть в Москве и в Санкт–Петербуре. В Новосибирске центр появился с вводом комплексной системы транспортной безопасности.
Старший дежурный по метрополитену Екатерина Корякина отмечает, что ситуационный центр в Новосибирске создан, чтобы координировать всю работу метрополитена, наблюдать за обстановкой на станциях, оперативно реагировать на разные ситуации, взаимодействовать с другими ведомствами, своевременно информировать руководителей метрополитена и структуры города о происходящем в метро.
— Мы тесно сотрудничаем с единой диспетчерской службой города, со структурами, которые могут принять экстренные меры при ликвидации чрезвычайных ситуациях, — говорит старший дежурный.
За годы существования метрополитен пережил много нововведений. Одно из важных — видеонаблюдение:
— В нашем метрополитене две системы видеонаблюдения. Общее количество камер — 694. Они установлены на всех объектах метрополитена. Первая система ввелась в 2008 году, называется «Интеллект». Она позволяет осуществлять видеонаблюдение с функцией обнаружения движения. Вторая — Milestone — более современная, цифровая, установлена с 2012 года. Видеонаблюдение помогает при разборах экстренных случаев, в вопросах транспортной безопасности, в антитеррористической работе. Даёт возможность контролировать пассажиропоток.
Сегодня, по словам Екатерины Корякиной, система видеонаблюдения распознаёт только движения. В перспективе — ввод системы комплексной автоматизированной розыскной системы (КАРС). Сейчас в Москве ведутся её испытания. Окончательная дата ввода интеллектуального видеонаблюдения пока не утверждена. Это дело финансовое, как подчёркивают специалисты.
Есть в метро и система радиоационного-химического контроля. Она введена с целью исключения проноса и провоза недопустимых веществ. Как говорят специалисты, случаев проноса таких веществ пока не было.
— Наша задача — обнаружить опасный предмет, человека и сообщить в нужное время нужным ведомствам об этом. Часто мы находим холодное оружие, огнестрельное, которое несут пассажиры.
Но, как говорит Роман Дронов, когда в метро появилась функция досмотра на станциях, люди стали меньше пытаться проехать в метро с оружием.
Как контролировать поезда
В диспетчерской по управлению поездной обстановки осуществляется визуальный контроль всех линий метро.
Именно из этой комнаты управляют графиком движения поездов, ведётся наблюдение за электропоездами и хозяйственным поездами ночью, за работой станций, за работой сотрудников, осуществляется связь с ними.
— Работу диспетчеров этого центра, можно сказать, видят все пассажиры, — рассказывает старший поездной диспетчер-инструктор Владимир Куклин. — Раньше для того, чтобы управлять движением поездов, существовала громоздкая система диспетчерской централизации, которая была размером на всё помещение, здесь стояли большие железные секции со схемами Ленинской и Дзержинской линий, отдельно стоял пульт управления, на котором мы нажимали кнопочки и смотрели, как загораются лампочки. А вот в 2001 году мы полностью перешли на управление диспетчерской централизацией без старой громоздкой системы. Сейчас у нас всё оснащено компьютерами, стало намного проще. Сегодня диспетчер видит на мониторе, где какой маршрут, видит расписание на экране. Может наблюдать, какой поезд позже или раньше отправился, где опоздал, где задержался. Система показывает всё и даёт оперативно реагировать на все сбои.
Если во всём городе отключат свет, а вы в метро
В диспетчерском центре энергоснабжения старший энергодиспетчер следит за распределением энергии в метрополитене: на поезда, освещение, вентиляцию, сантехнические устройства и эскалаторы. Для того чтобы отследить за тем, как поступает энергия, здесь также работает компьютерная система.
— В 2008 году мы перешли на новую систему на базе микропроцессоров. Сейчас достаточно одну кнопку нажать, и в течение 40 секунд можно снять напряжение со всей линии, получать оперативную информацию по состоянию оборудования, — рассказывает старший энергодиспетчер Геннадий Колмагоров.
На мониторах центра, которые следят за энергоснабжением, всё опять же понятно и ясно видно: например, красный — выход оборудования из строя. Зелёный — всё в порядке.
Ещё в метро есть аккумуляторная батарея — дополнительный энергоисточник. Так что, если во всём городе произойдёт отключение света, то свет в метрополитене будет гореть ещё целый час, чтобы пассажиры спокойно покинули станции.
Кто управляет эскалаторами
И последнее. В электромеханической службе главной инженер Александр Чибишев рассказывает, что в этой диспетчерской управляют системой вентиляции, водопроводом, воздушно-тепловыми зевесами и эскалаторами. Здесь можно увидеть не только компьютерную систему управления, но и систему ещё «прошлого века».
— В настоящее время ведётся замена на микропроцессорную технику. А это дополнительные средства изображения для диспетчера — резервный вариант управления (показывает на старые, ещё не компьютерные, схемы). А так всё сейчас переходит в электронный вид. А у вас есть шанс посмотреть, на такие схемы системы управления, которые скоро войдут в историю, — говорит инженер.
А мы смотрим. Сравниваем старое, новое, рассказанное и увиденное. И понимаем «до чего техника дошла» в Новосибирском метрополитене. За 30 лет его существования.
Фото: Ростислав Нетисов. Фоторепортаж смотрите здесь
Валерия Куц
В нем принимали участие школьники 7-9 классов
Объем портфеля составил — 27,4 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края