Categories: Агропром

В области изучают варианты изъятия земли у нерадивых пользователей

В конце декабря минсельхоз региона намерен озвучить первые итоги инвентаризации земель сельхозназначения в 5 районах области.

— На сегодняшний день первый этап инвентаризация земель в регионе дал неожиданные результаты. Мы увидели очень много белых пятен на карте. Только более 1000 га земли, которая находилась в областной собственности, не было ни зарегистрировано, ни разграничено, не находилось в пользовании когда-либо. Теперь мы идентифицировали каждый клочок земли из проанализированных участков, кто там собственник и как она используется, — пояснил депутатам регионального парламента на заседании комитета по АПК министр сельского хозяйства области Василий Пронькин. 

По его словам, после 20 декабря минсельхоз будет готов предоставить на рассмотрение регионального парламента итоги инвентаризации земель сельхозназначения в 5 районах области, входящих в новосибирскую агломерацию (Искитимский, Мошковский, Ордынский, Тогучинский и Коченевский районы — ред), где на сегодняшний день учтен каждый га земли. Работу в этих районах проводило ООО «Агротехцентр». В Колыванском и Новосибирском районах, где конкурс на проведение инвентаризации выиграла челябинская компания, работа не выполнена по вине подрядчика и в следующем году область будет объявлять повторный конкурс. В целом на проведение работ в 7 районах из бюджета в 2015 году было выделено 26 млн рублей. 

В 2016 году на проведение инвентаризации в 10 районах Новосибирской области в бюджете предусмотрено 34 млн рублей, затем процесс коснется остальных территорий. Впрочем, глава минсельхоза не исключил, что за счет торгов удастся получить средства для полной инвентаризации земель региона. Однако этот процесс будет реализован и регламентирован полностью только после принятия соответствующего федерального закона. 

— По тем данным, которые у нас есть, 662 тыс га земель у нас не используется в севообороте. Мы наведем порядок и с выходом федерального законодательства сможем вернуть эти земли в оборот уже добросовестным землепользователям, — констатировал Василий Пронькин. 

На комитете парламентарии также подняли вопрос: каким образом будут изыматься земли у нерадивых арендаторов или собственников. По словам министра, проблема с перераспределением государственных земель, которые не используют арендаторы, решится однозначно: скорее всего, они будут изъяты. Вопрос, что делать с пустующими землями, которые находятся в собственности или в аренде у юридических или частных лиц должен отрегулировать федеральный законодатель. 

— Мы не сможем завтра отдать всем желающим эти земли, потому что нет порядка их изъятия у арендаторов или собственников. Он должен регулироваться федеральным законом, и когда он будет принят — зависит от Госдумы. Но могу вас точно заверить, что в 2016 году мы будем говорить о благонадежных и неблагонадежных пользователях земли по тем 10 районам, где намечено проведение инвентаризации, и владеть всей ситуацией по этим землям, — объяснил министр. 

Олег Подойма, депутат Законодательного собрания и председатель аграрного комитета поинтересовался, почему минсельхоз не использует текущее законодательство для изъятия пустующих земель и ждет нового закона: 

— С моей точки зрения, если в регионе реализуется программа инвентаризации, то имеющегося законодательства вполне достаточно, для того чтобы изымать у нерадивых арендаторов или собственников земли. Можно начать работу уже сейчас и не ждать федерального закона. Еще два года назад минсельхоз рассказывал о прецеденте изъятия земли, значит, механизм есть. Важно обкатать его сегодня в регионе, возможно, с привлечением будущего инвестора, который, например, имеет земли по соседству и готов заплатить за процедуру размежевания, оплатить судебные издержки, — выдвинул предложение депутат. 

Василий Пронькин, в свою очередь, предложил новосибирским парламентариям обратить внимание на опыт Самарской области, где по итогам проведения инвентаризации был введен прогрессивный налог для землепользователей: 

— Если ты используешь землю и получаешь урожай выше, чем средний по территории, то у тебя пропорционально снижается ставка земельного налога. Если ты землю обрабатываешь хуже средних показателей, то в зависимости от процента нехватки урожая будет увеличиваться процент ставки земельного налога. Такая налоговая система стимулирует землепользователя лучше обрабатывать землю, либо отказаться от нее, поскольку в случае низких показателей урожая налог увеличивается на коэффициент 2-3. В Самарской области за пять лет за счет гибкой системы налогообложения ввели в севооборот 1 млн га,— пояснил министр. 

Повышение налога для пользователей, которые плохо обрабатывают свои участки — полумера, уверен депутат Законодательного собрания, председатель ЗАО племзавод «Ирмень» Юрий Бугаков. 

— Дадут, как всегда, 3 года, и в течение этого времени будут наблюдать, возделывается ли земля, а потом будут решать, повысить или не повысить налог. Должны быть более действенные меры: не обрабатывались земли эти три года — передать дело в суд, чтобы лишить собственника или арендатора этой земли. Однако и это долгий процесс: после судебных тяжб нужно земли отмежевать и тратить на них дополнительные средства. Потом земли выставляются на аукцион, где тоже затягивается решение этого вопроса. На мой взгляд, нужен механизм, который позволит мгновенно передать земли арендаторам, которые готовы их обрабатывать, — заявил Бугаков. 

Депутат добавил, что проблема «пустырей» коснулась и его производства, поэтому он «кровно» заинтересован в разработке законодательства по этому вопросу. Причем новый закон должен предусматривать финансирование из бюджета, которое пойдет на компенсацию затрат по размежеванию и на судебные издержки: 

— У меня сегодня за пределами хозяйства есть 2,5 тыс. га на расстоянии 50-40-30 км друг от друга, все это пустыри, которые заросли не просто сорняками, а уже молодыми деревцами. Я взял бы в работу эти земли прямо сейчас и увеличил бы производство продукции как животноводства, так и растениеводства. Наш последний урожай — 45 центнеров с гектара, — пояснил депутат корреспонденту Infopro54. Его слова поддержали руководители агропредприятий, присутствовавшие на заседании комитета. 

Пронькин согласился с замечаниями парламентариев и предложил отдельно рассмотреть вопрос инвентаризации земель. Чиновник посоветовал пригласить главу департамента имущественных и земельных отношений Романа Шилохвостова и руководителя регионального управления Россельхознадзора Алексея Севастьянова, чтобы они могли описать процедуру изъятия земель по текущему законодательству. Однако министр подчеркнул, что программа инвентаризации может быть полезна даже до выхода федерального закона: 

— На ней будут завязаны многие другие программы: водных ресурсов, развития населенных пунктов, личных подворий, и даже программа по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которая актуальна при затоплении территорий. Программа инвентаризации будет полезна всем ведомствам. Нам она позволит в реальном времени следить за использованием земель через космический мониторинг, — рассказал Пронькин. 

По его словам, съемки полей позволят определить не только фактическую площадь посева и уборки, но и степень роста урожая. 

— Теперь мы сами сможем поправить корректность отчетов по урожаю в области, и предприятиям не нужно будет отчитываться по данным показателям. Это позволит точно выплачивать субсидии и возвращать их, определять налоговую политику относительно участка. Не будет ситуации, когда производитель подал заявку на посев 1 тыс га, а реально засеял 300 га и разницу по субсидиям бюджет потом должен у него изымать, — отметил министр. 

По информации министерства сельского хозяйства Новосибирской области, в 2015 году общая посевная площадь в регионе составила 2,4 млн га, из которых 1,57 млн га было засеяно зерновыми культурами, 694 тыс га — кормовыми, 68 тыс га — техническими, 46 тыс га — овощами и картофелем. Валовый сбор зерна превысил 2 млн 405 тыс тонн, что на 515 тыс тонн больше уровня 2014 года.

Фото: Philipp Zieger


Анна Калинина

tkrasnova

Recent Posts